Самоосвобождающийся складной якорь Советский патент 1980 года по МПК B63B21/36 

Описание патента на изобретение SU781106A1

Изобретение относится к судостроению, в частности к самоосвобождающимся складным якорям.

Известен самоосвобождакяцийся складной якорь,преимущественно для маломерных судов,содержсодий полое веретено,на котором шарнирно на общей оси установлены лапы, механизм фиксаций лап, состоящий из кулачка, установленного на одной оси с лапами, и взаимодейcTBytouiero с ним фиксатора с пружиной и тягой, установленными в полости веретена, причем тяга имеет кольцо для крепления якорного троса, пропущенного через направлшощук втулку, установленную в верхней части веретена 1 .

Однако якорь не обеспечивает легкого освобождения лап от - подводных, предметов.

Цель изобретения - освобождение якоря от подводных предметов.

Поставленная цеЛь достигается тем, что полое веретено снабжено штифтом, зйестко установленным в полости веретена, причем пружина выполнена из упругой пластины в форме восьмерки и взаимосвязана внутренними выступами со штифтом, а лапы якоря и кулачок закреплены на ббЩей оси жест.ко, причем ось установлена в полости веретена с возможностью поворота.

СамоосвобождакндийсяСкладной якорь снабжается регулятором упругости пружины, а регулятор упругости пружины состоит из двух пластин, сое- . диненных между собой винтом, причем в пластинах выполнены пазы, в которых размещены ветви пружины.

10

На фиг.1 схематически изображен якорь, общий вид,в разрезе и показаны два возможных рабочих положения :.пап и р(абочее положение устройства для фиксации лап; на фиг.2 - сече15ние А-Д на фиг.1; на фиг.З - якорь, вид спереди; на фиг.4 - положение частей якоря после освобождения от зацепления за грунт или подводные предметы.

20

Самоосвобождающийся складной якорь содержит полое веретено 1, выполненное из двух боковин, соединенных перемычками, на одном конце которого на общей оси 2 шарнирно установлены

21 лапы 3, лежащие в одной плоскости, на другом верхнем конце веретена, установлена йаправляющая втулка 4 с отверстием, имеющим гладкую поверхность и закругленные кромки, через которое пропускае.тся якорный трос 5.

30

7811об

Механизм фиксации лап состоит из улачка б, фиксатора 7 и пружины 8, ри этом на оси 2 закреплен кулачок 6, имеющий два выступа, которые, встречаясь с фиксатором 7, ограничивают поворот оси, .а вместе с ней и ап 3 под определенным углом по отноению к веретену. Обычно угол, обра.зованный плоскостью, в которой лежат апы, и осью веретена, в рабочем положении якоря составляет 25-30 .

Фиксатор 7 свободно установлен в . отверстия перемычек веретена ив рабочем положении удерживается; пружиной 8, которая своим концом входит .в. паз на утолщёйном конце фиксатора и, упираясь в фиксатор, удерживается: штифтом 9, Жёстко установленным в полости веретена.

Пружина 8 выполнена из упругой пластины в форме восьмерки, сомкнутые. КОНЦыпосредство 1 винта. 10, за- . КрёпленЫ в пазу тяги 11 ...В средней части своей пружина 8 имеет два выступа, обращенных друг к другу. Одной стороной выступов, . имеюгций HaKJfioH 60 к продольной пЁ)ужйны, в рабочем положения пружина 1ззаимосвязана внутренними выступами со штифтом. 9. Сила треиия, вознйганйцаямежду штифтом 9 и сторонамивыступов пружины, является силой, :: :

удерживающей лодку на течений реки.

Другая сторора выступов имеет Наклон 15 к продольной оси пружины, что позволяет уменьшить усилие, прилагае.мое при возвращений пружины в рабочее/положение.

.Регулировка упругости, п ужины осу1цесгвляетСя регулятором упругос.ти пружины путем перемещения вдоль ее оси двух пластин 12, выполненных с пазами,.и закрепления их на пружине 8, установленной в пазах посредством винта -13. . :-:;: Тяга 11, одним концом соедйненйая . с пружиной 8 и свободно скользящая в отверстии перемычки веретена , на другом конце имеет кольцо для крепления якорного троса, пропущенного через отверстие направляющей втулки 4 веретена.

На утолщенных концах оси 2 по обе стороны имеемся четыре штыря 14, которые в первоначальный м эмё1€т7 когда якорь ляжет на дно, удерживак)т рога С лапами под углом к поверхно сти: дна,

способствуя быстрому зарываниюiлап

в грунт.. .

ЯкорЬ работает следующим образом.

При опускании якоря на дно он .на поверхность последнего одной из двух; сторон, упйраябь IB дно .носками лап и двумя штырями 14- При появлении на якорном тросе тянущего усилия, которое передается якорю через ТЯГУ И пружину 8 и штифт 9, якорь лапами зарывается в грунт или.

цепляется за подводные предметы, удерживая тем самым лодку на месте. Для освобождения якоря необходимо усилием, большим усилия,удерживающего лодку, ;резко потянуть за трос. с При этом трос, скользя в отверстии направляющей втулки 4, тянет за собой тягу 11 и с ней вместе пружину 8, которая, прогибаясь, скользит своими выс упаШ по йтй освобоадается от него. Как только выступы пружины обходят штифт 9, сопротивление перемещению троса ослабляется, сооТ вётственно трос с меньшим усилием воздействует через направляющую втулку 4. на конец веретена и

5 в целом на якорь. Соответственно кулачок 6 своим выступом уменьшает давление на конец фиксатора 7, который продолжает оставаться в рабочем положении. Пружина 8, перемещаясь

0 дальше вдоль свЬёй оси и скользя в . пазу фиксатора 7, коснувшись штифта 15, увлекает:за Собой фиксатор 7.

Перемещение тяги 11, пружины 8, фикса ор 7 происходит до тех пор,

5 пока тяга 11 своей утоладемйой частью Не упретсй в перемычку веретена. Те:перь усилие, приложенное к тросу, полйбстыЬ передается на веретено. Но Tiak как выступ кулачка б освобожда ётЬя от фиксатора, то веретено свободно вращается на оси 2. Дальнейшее приложение к тросу тянущего усилия направлено нато, чтобы вывернуть из грунта лапы. ..

При попадании Между веретеном и

лапаМи якоря подводных предметов не

происходит заклинивания (которое, . должно было бы затруднить освобождение фиксатора 7), так как сила., прчложенна1Я к якорю через трос,Незначительна и. она недостаточна для создания заклинивающих сил. Для облегчения освобождения фиксатора 7 конец последнего, в который упирается своим выступом кулачок 6,

- выполнен коническим с углом конуса не более 30 . ,

Для гтриведения механизмов якоря в рабочее положение необходимо лапы .расположить вдоль веретена и тальдами

руки нажать на кольцо тяги 11 вдоль

оси до щелчка. При этом тяга, перемещаясь , давит на пружину 8, которая, скользя сторонами выступов с малым ук.лоном по штифту 9, толкает в свою очередь фиКёатбр 7 до тех

5 пор, пока выступы не проскочат штифт 9.

Формула- изобретения

. Д. Самоосвобождающийся складной 0 якорь, преимущественно для маломерных судов, содержащий полое веретено, на которсэм шарнирно на общей оси установлены лапы, механизм фиксации лап, состоящий из кулачка, установ5 ленкого на одной оси, с лапами, и

взаимодействующего с ним фиксатора с пружиной и тягой, установленными в полости веретена, причём тяга имеет кольцо для креплейия якорного троса, пропущенного через направлякщую втулку, установленную в верхней части веретена, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью освобождения якоря от подводных предметов, полое веретено снабжено штифтом, жестка установленным в полости веретёна, причём пружина выполнена из упругой пластины в форме врсьмерки и взаимосвязан внутренними вйступами со штифтом, а лапы якоря и кулачок закреплены жёстко на Общей реи, при этом ось установлена в полостиверетена с возможностью noBiopoTa,

2.Якорь поп,1, отличаю« и и с я тем, что он снабжен регуйятОром упругости пружины.

3.Якорь по п.2, о т л к ч а ю щ и и с я тем, что регулятор упру- .

1Ч)стй пружины состоит из двух пластин, соединенных между собой винтом, ричем ё пластинах выполнены пазы, в которых размещены ветви пружины.

Источники информации, принятые во вню4а(1ие при экспертизе

1. Патент США №2012751, кл. 114-208, 1935.

Похожие патенты SU781106A1

название год авторы номер документа
СУДОВОЙ ЯКОРЬ 1990
  • Дрожженников Станислав Васильевич
RU2013288C1
Якорное устройство 1984
  • Осипенко Сергей Борисович
  • Кикиш Борис Дмитриевич
  • Булавинец Василий Иосифович
SU1189730A1
Самоосвобождающийся складной якорь для маломерных судов 1974
  • Бляхер Гершон Евелевич
SU553158A1
Якорь 1989
  • Ханс Классон
SU1836249A3
Складной якорь 1979
  • Барабанов Виктор Александрович
  • Суров Геннадий Яковлевич
  • Мельников Леонид Васильевич
SU872374A1
ЯКОРЬ 2018
  • Осеннов Вадим Алексеевич
RU2701584C1
ЯКОРЬ Осенова В.А. 2019
  • Осеннов Вадим Алексеевич
RU2728041C1
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ 2019
  • Карпенко Анатолий Григорьевич
RU2714378C1
Складной судовой якорь 1981
  • Суров Геннадий Яковлевич
  • Барабанов Виктор Александрович
  • Митрофанов Александр Александрович
  • Чекалкин Калинтий Авдеевич
SU1024357A1
Якорь с двумя поворотными лапами 1974
  • Коновалов Генрих Иванович
  • Ашурли Рамиз Сулейман Оглы
SU564209A1

Иллюстрации к изобретению SU 781 106 A1

Реферат патента 1980 года Самоосвобождающийся складной якорь

Формула изобретения SU 781 106 A1

SU 781 106 A1

Авторы

Бельский Георгий Дмитриевич

Даты

1980-11-23Публикация

1978-12-27Подача