1
Изобретение относится к судостроению.
Известен самоосвобождающийся складной якорь для маломерных судов, содержащий веретено со скобой, шток и два рога, которые выполнены в виде двух боковин, связанных между собой лапами, и шарнирно смонтированы на веретене с возможностью фиксации в рабочем положении и проворота при превышении расчетной нагрузки .
Однако недостатком известного самоосвобождаюшегося складного якоря является го, что он не обеспечивает легкого освобождения от подводных предметов малого поперечного сечения.
Цель изобретения - улучшение освобождения якоря от подводных предметов малого поперечного сечения.
Указанная цель достигается тем, что боковины обоих рогов якоря выполнены Z-образной формы, содержат внутренние, внешние и средние части и смонтированы на веретене концами своих внутренних частей, причем в рабочем положении внутренние части боковин направлены от шарнира к скобе, средние части боковин составляют с осью веретена угол больше 90°, а проекция точки пересечения внешних и средних частей боковин на ось веретена расположена ближе к скобе, чем ось шарнира.
С целью улучшения зарывания якоря в грунт
внешние части боковин с лапами в рабочем положении должны составлять с осью веретена угол от -8° до +15°, а коицы их целесообразно выполнить выступающими за
кромки лап.
На фиг. 1 изображен предлагаемый якорь; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 2; на фиг. 4 - кинематическая схема якоря.
Самоосвобождающийся складной якорь содерукит веретено 1 со скобой 2, шток 3, два рога 4, каледый из которых имеет две боковины 5 и соединяющую их лану 6. Оба рога смонтированы на веретене с помощью шарннра 7.
Боковипь обоих рогов выполнены Z-образной формы и имеют внутренние части 8, концы которых 9 соединены с веретеном 1, средние части 10 и внешние части 11.
В рабочем положении внутренние части 8 боковин Направлены от шарнира 7 к скобе 2, средние части 10 боковин составляют с осью веретена угол больше 90°, а проекция точки
12пересечения внешних н средних частей II и 10 боковин на ось веретена расположена ближе к скобе 2, чем ось шарнира.
Шарнир 7 рогов с веретеном включает болт
13с гайкой 14. Головка болта 15 имеет выступ 16, фиксированно входящий в отверстие 17 одной из боковин 18.
Внешние части 11 боковин с лапами 6 в рабочем положении составляют с осью веретена угол от -8° до +15°, а концы 19 внешних частей И боковин выступают за режуш,ую часть кромки 20 лап.
Самоосвобождаюш,ийся складной якорь работает следующим образом.
Перед использованием якоря его рогам придают рабочее положение, в котором они фиксируются гайкой 14. При падении якоря на дно благодаря штоку 3 он занимает положение, при котором одна из лап зарывается в грунт. При этом выступаюш,ие концы 19 -внешних частей 11 боковин рогов способствуют лучшему зарыванию лапы в грунт.
При снятии судна с якоря он отрывается от грунта. Если лапа зацепляется за препятствие малого поперечного сечения, то благодаря расположению средних частей 10 боковин по отношению к оси веретена под углом больше 90° препятствие перемеш,ается к точке 12 пересечения внешних и средних частей боковин, а момент силы, разворачиваюш,ей рог, увеличивается и при превышении его расчетного значения происходит проворот рога 4 с лапой 6, что позволяет освободить якорь от препятствия.
Формула изобретения
1. Самоосвобождаюш,ийся складной якорь для маломерных судов, содержащий веретено
553158
со скобой, шток и два рога, которые выполнены в виде двух боковин, связанных между собой лапами, и шарнирно смонтированы на веретене с возможностью фиксации в рабочем положении и проворота при превышении расчетной нагрузки, отличающийся тем, что, с целью улучшения освобождения якоря от подводных предметов малого поперечного сечения, боковины обоих рогов выполнены Z-об-. разной формы, содержат внутренние, внешние и средние части и смоитированы на веретене концами своих внутренних частей, причем в рабочем положении внутренние части боковин направлены от шарнира к скобе, средние части боковин составляют с осью веретена угол больше 90°, а проекция точки пересечения внешних и средних частей боковин на ось веретена расположена ближе к скобе, чем ось шарнира.
2. Якорь по П.1, отличающийся тем, что, с целью улучшения зарывания его в грунт, внешние части боковин с лапами в рабочем положении составляют с осью веретена угол от -8° до +15°, а их концы выполнены выступающими за режущие кромки лап.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе изобретения:
1. Патент США № 3071096, кл. 114-208, 04.10.1960 -прототип.
.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самоосвобождающийся складной якорь | 1978 |
|
SU781106A1 |
Якорное устройство | 1984 |
|
SU1189730A1 |
ЯКОРЬ | 2018 |
|
RU2701584C1 |
СУДОВОЙ ЯКОРЬ | 1961 |
|
SU150024A1 |
Якорь | 1989 |
|
SU1836249A3 |
ЯКОРЬ Осенова В.А. | 2019 |
|
RU2728041C1 |
Складной судовой якорь | 1981 |
|
SU1024357A1 |
СКЛАДНОЙ ЯКОРЬ | 2008 |
|
RU2363609C1 |
Якорь с двумя поворотными лапами | 1974 |
|
SU564209A1 |
СКЛАДНОЙ ЯКОРЬ | 2008 |
|
RU2370402C1 |
Авторы
Даты
1977-04-05—Публикация
1974-12-18—Подача