Устройство для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU782113A1

1

Изобретение относится к эпектротехнике и может быть использовано для уП равпения электроприводами постоянного тока, в частности для регулирования частоты вращения двигателя изменением по тока возбуждения.

Известны системы двухаонного регулирования с зависимым управлтаием потоком возбуждения, в которых ослабление поля осушертвляется в .функции скорости вращения двнгатепя или напряжения нь якоре двигателя. Эти системы выполнены с подчиненным регулированием и соде1ржат внутренний контур регулире ания потбка, замкнутый на датчик потока, и на ружный контур, замкнутый на датчик ЭДС двигателя i

Недостатками системы зависимого управления потоком возбуждения являются: неаовспользоеание на 5-8%. двигателя и питающего якорь преобраасшателя по напряжению, и соответственно по мощностц обязательно требуется тахогенератор, кото{в 1й вносит в систему трудно устранаеMyto нестабильность из-аа оборотных и ксммутаиионных пульсаций, имеющих место, в особеннсюти, в низкооборотшлх электроприводах;

Известны системы независимого управления потоком возбуждения с задатчиком интенсивности и с параметрическим согласованием работы канала регулирования, напряжения на якоре двигателя и канала задания потока при помощи нёлинейностей

to или множительно-делительных узлов в ксвггурах этих каналов i.

Ошако в этих системах не обеспечивается усиление потока возбуждения при действии регулятора мощности как в пе15реходных, так и в установившихся режимах, что приводит к нерациональному использованию двигателя. Кроме того, изменение динамики привода требует . сложяой перенастройки узле системы.

20

Наиболее близким по технической сущности является система регупнрсеания с независимым управлением потоком возбуждения, содержащая преобразователь

A«.. напряжения, к KOTOpiavfy| подключена обмб ка возбуждения, регупя- ор потока .Дания, включенный выходом на вход феоб Шё тЪЛяsAripSKiesKS, патчйТГ Toia якорй двигатели, датчик потока возёужД& нйя, включенный в контур обратной связи iвдVS: «---- -Ll.,-;.л.V5-i..-«--... .-.--.-.-.--. - -)..-./ регулятора потока, блок регулиройанйя мсшностй, включенный входом на датчик потока возбуждения, задержки регулируемой величины с аппаратом ручного управления 21 Рщакр BI. этой закон измене.,ния потока возбуждения задается с помощью нелинейностей, в слюченНых Между ;:™:гт;:;v0 ifynHTOfk M потока узлети (задатчиком интенсивности) и не зависит от характера, нагрузки д1вигатепя, так - -как регулятор мошности действует только на изменение напряже1Е{и на его якоре. Эта особейЙоЬ-Л сйстты не позволяет рационально использсватъ мощность при вода, что значительно ограничивает об-, nlBCTb Применения этой Системы. IIель изобретения - улучшение использования MontHtiCTiT двига) Этб достигается тем, ч в устройство управпенвя возбуждением дв|игатепя nocTosmноро тока,«зоде1 сащее преобразеГвательнапряжения, к выходу которого подключена обмотка возбуждения а к4 входу - регулятор потока возбуждения,вход которого соеДинш с датчиком потока возбужйёййй, блок регулирования мощности с подклю Ш1Ш кёгЪ та. датчиком потока воз буждевия,элшент задаЙйя минимального потока, узел задания рабочего потока и якорной цепи, дополнительно введен регулятор про водаоА потока воз бу5КдМйй15§пШёнтсмотграничения в депв об{ютной связи, блокзадания закона рёгулироеани51, выпстненЬый в виде пропордиональногО усилители С ретуШ -7 мЩ( эпементок ограничения в цепи обрат свяёй, измёгитель производной потока возбуждения, функциональный преобразователь поток-поток в 11-степени, отй;Ш ШШ 1ШГ1йГодауШ дёрШки причем резгулятор проиаэодной Потоки подключен выходсм ко входу упомянутого регулятора потока возбуждения к вхбдами к измерителю производной fttsa и к выходу блока задания закона регулирования, за1мкнуто|: 66ратарй ёвязъю па датч1ик потока возбуждения и подхпкпгенного входами к Цементу збОШния минимального потока, к узлу задания рабочего потока и через элемента задерж ки и выделения модуля - к блоку регул овш11Ш мШ ностй,вк1а которедО сдеди-siss-rfSiir-л-г 782113йш с д1аТчиком тока якорной цепи, а вхОд ф)гнкционального преобразователя поток-поток в h -степени подключен к датчику потока и выход - к управляющему входу регулируемого элемента 6граниченйя. На чертеже приведена функциональная схша устройства. Устройство для управления возбужденйем двигателя постоянного тока содержит блок 1 задания минимального значения потока, узел 2 задания величины рабочего потока в пределах от минерального до нфлинального значения с аппаратом ручного управления, блок 3 задания закона регулирования с П-регуляторсж1 и управляемым эла.1ентсм 4 ограничения, функциональный преобразсжатель 5 пс ток-поток в п -степени, датчик б потока возбуждения, собранный на датчике 7 тока возбуждения, операционном усилителе 8 и нелинейном элементе 9 в цепи обратной связи, блок 10 регулирОч вания мощности с элементом 11 усиления и задержки и с элементом 12 выделения модуля, подключенным к датчику 13 тока якорной цепи, регулятор14 п|Ьс(ИЗВодаоЙ потока с элементом 15 ограничения выхода, измеритель 16 производной потока, состоящий из пропорционального операционного усилителя 17, входы которого включены через фильтры 18 и 19 к датчику 20 напряжения на ойротке возбуждения и к датчику 7 тока возбуждения, регулятора 21 потока, вклю-i чбннОго вйход ы к входу преобразователя 22, от которого питается обмотка 23 возбуждения двигателя. Раб.ота устройстеа происходит следуюцщм образом. Ветичша jH;HHHManbHoro значения поточ ка возбуашения задается элементом 1, поДключёнвшлк одному их входов регулятора 3 и к источнику постоянного напряжения, а необходимая величина рабочего магнитного потока в пределах от мшййальной до номинальной - узлом 2, на вход которого подаются сигналы от задатчика частоты вращения (аппарат ручного управления), отдатчика напряже-, на якоре двигателя и от источника постоянного напряжения (на чертеже источники постоянного напряжения, аппарат ручного управления и датчик напряжения якоре двигателя не показаны). Изменение Вйходного сигнала узла 2, вызывающего ослабление или усиление поля двигателя, всттожно ЛИШЬ: при напряжении на якоре, близкому к номинальному значению. ; 57 На входе блока 3, имеющего о.тнссктелъно бопьшой коэффициент усипекия (60 и более), сравнивается сумма трек сигналов; задающего минимальный поток от блока 1, задающего рабочий поток от аппарата 2 ручного управления и от блока 10 регулирования мощности с сигналом, поступающим от датчика 6-потока. Незначительное изменение одного из этих сигналов приводит к насыщению бпока 3, причем уровень насыщения задается эпб ментом 4 ограниченияг, который управляется функциональнь1м преобразователем 5 поток-поток в И -степени. Степень преобразования преобразсязателя 5 принимается в зависимости от требуемого закона регулирозания электро привода. При неизменном напряжении на якоре двигателя и необходимости обеспечить постоянство ускорения принимается И 2, а в стгучае необходимости обеспечить постоя1тство динамического тока якоря - принимается П 3. В переходных режимах при ослаблении и усилении поля двигателя сигнал на выходе блока 3 изменяется по закону, формируемому функциональным преобразователем 5. Этот сигнал, поступая на вход регулятора 14, компенсирующего электро магнитную инерцию якорной цепи, сравниБается с истинным значением производ-ной магнитного потока, измеряемым из мерителем 16. Сигнал, вырабатьюаемый регулятором 14 и пропорциональный потоку, nociynaет на вход регулятора 21 потока внутреняего- контура компенсащш электрома нртной инерции обмотки возбуждения, где он сравнивается с истинным значением магнитного потока, измеряемым датчиком в. Результат сравнения определяет необходимое форсировочное напряжение на преобразователе 22, обеспечив 1ающее желаемый закон регулирования потока, я соответственно скорости электропривода. При нормальной работе привода блок 10 регулирования мощности не действует. Он вступает в работу и усиливает поток возбуждения лишь тогда, когда ток якоря двигателя, измеряел«.1й датчиком 13, превышает уставку элемента ограничения блока 10, задаваемого дат чнком б потока возбуждения. Таким образе, данное устройство обеспечивает независимое управление потоком возбуждения двигателя постоянного тока по заданному закону, контроли--руя при этом не только величину потока возбуждения, но ее производную. Ток на36грузки в якорной цепи при этом не влияет на характер переходных процессов, которые протекают при неизменном и равном нсй синальному напряжению (ЭДС) якоря, обеспечивающим полное (улучшенное) использование мощностей двигателя.. Формула изобре т н и я Устройство для управл ия возбу.ждением электродвигателя постоянного тока, содержащее преобразстаатель напряжения:, к выходу которого подключена обмотка возбуждения электродвигателя постоянного тока, а ко входу - регулятор потока возбуждет1я, вход которого соединен с датчиком потока, блок perj-лирования мопгкости с подключенным к его входу дат 4iiKCM потока, блок задания минимального значения потока, узел задания потока и аатчкк тока якорной цепи электродвигателя отличающееся тем, что, с целью улучшения использования мощности двигателя, в него введены интегральнопропорциональный регулятор производной потока возбунщения с элементом ограничения в цепи его обратной связи, блок задания закона регулирования, выпсотненный в виде пропорционального усилителя с регулируемым элементом ограничения в цепи обратной связи, -измеритель производной потока, функциональный преобразователь поток-поток в - степени, элемент вьщеления модуля и элQvfeнт задержки, причем регулятор производной потока подключен выходом ко входу упомяпяутого регулятора потока возбуждения и входами к из лерителю производной потока и к выходу блока задания закона регулирования, подключенного входакги к датчику потока, к элементу задания минимального значения потока, к узлу задания потока и через элементы задержки я выделения модуля - к блоку регулирования мощности, вход которого соединен с датчиком тока якорной цепи, вход функционального пре- . образователя поток-поток в Y -степени подключен к датчику потока, а выход к управляющему входу регулируемого элемента ограничении. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1. Заявка Франции К 2295618, кл. Н 02 Р 5/16, 1976. 2. Справочник по проектированию электропривода силовых и осветительных установок, М., Сергия, 1974, с. 310, рис. 2-226, 2-227.

55

У

и:

ш

N/

Похожие патенты SU782113A1

название год авторы номер документа
Электропривод по системе генератор-двигатель с подчиненным регулированием 1978
  • Бирфельд Айзик Григорьевич
SU896732A1
Электропривод для подъемной машины с переменными радиусами навивки канатов 1980
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU904165A1
Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения 1986
  • Гарнов Владимир Константинович
  • Гольдрин Илья Владимирович
  • Дубинский Генрих Нейманович
  • Куликов Алексей Федорович
  • Левин Лев Григорьевич
  • Рабинович Владислав Борисович
SU1385216A1
Электропривод подъемной машины 1980
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU893780A1
Электропривод шахтной подъемной машины 1973
  • Католиков Виктор Ермолаевич
  • Гусев Игорь Васильевич
SU650192A1
Устройство для управления механизмом экскаватора 1978
  • Кузнецов Владимир Иванович
  • Иржак Юрий Моисеевич
SU773212A1
Электропривод подъемной машины с переменными радиусами навивки канатов 1982
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимоффевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU1064408A1
Электропривод для подъемной машины 1983
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU1159138A1
Способ управления электроприводом экскаватора и устройство для его осуществления 1990
  • Дружинин Алексей Владимирович
  • Бабенко Александр Григорьевич
  • Иржак Юрий Михайлович
  • Полузадов Владимир Николаевич
  • Холкин Валерий Александрович
SU1740573A1
Способ управления электроприводом постоянного тока и устройство для его реализации 1979
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Дубровский Владимир Васильевич
  • Осятинский Владимир Львович
SU855910A1

Иллюстрации к изобретению SU 782 113 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления возбуждением электродвигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 782 113 A1

SU 782 113 A1

Авторы

Бирфельд Айзик Григорьевич

Львова Тамара Васильевна

Даты

1980-11-23Публикация

1978-12-08Подача