о 00 ел
00 О) ND t Изобретение относится к транспорт ному машиностроению. Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входмой, выходной и промежуточный валы, на которых свободно установлены шестерни постоянного зацепления, фрикционные муфты, установленные на вход ном, валу, зубчатые муфты и управляющую гидросистему с источником давЛенин текучей среды Г1} Недостатком данной коробки передач является снижение коэффициента использования насосов так, как при буксировании или когда транспортное средство стоит, двигатель работает, управляющую гидросистему питает оди насос; увеличение гидравлических потерь., так как насосы имеют различные скоростные потоки, тормозящие друг друга, из-за различных скорост ных режимов приводов, и сложность конструкции, т.е. обеспечение отдел ным приводом каждого из насосов, чт снижает общий КПД коробки передач. Цель изобретения - повьшение КПД путем уменьшения гидравлических, потерь. Указанная цель достигается тем, что в коробке передач, содержащей входной, выходной и промежуточный § валы, на которых свободно установлены шестерни постоянного зацепления, фрикционные муфты, установленные на входном валу, зубчатые муфты и управляющую гидросистему с источником давления текучей среды, источник давления текучей среды выполнен в виде одного насоса, вал привода которого расположен соосно оси шесте ни постоянного зацепления, связанного с двигателем, и снабжен подвижной шестерней с зубчатой муфтой, установ ленной с возможностью зацепления с одной из шестерен промежуточного вала и упомянутый шестерней постоянного зацепления. На чертеже приведена схема предла гаемой коробки передач. Коробка передач для транспортного средства содержит валы: входной 1, выходной 2, промежуточный 3, неревер сивный 4 и блок-шестерню 5. На входном валу 1 расположены многодисковые, гидравлически управля емые фрикционные муфты 6 и 7, предназначенные для переключения передач в движении, свободно сидящие 62 шестерни 8-11, которые постоянно зацеплены соответственно с шестернями 12-15, жестко установленными на промежуто чном валу 3. На нереверсивном валу 4 и промежуточном валу 3 установлены скользящие зубчатые муфты 16 и 17, предназначенные для выключения диапазонов. Шестерня 18, жестко установленная на выходном валу 2, зацеплена с шестернями 19 и 20, свободно посаженными на промежуточном 3 и нереверсивном 4 валах, а шестерня 21, свободно сидящая на нереверсивном валу 4 пониженных передач, кинематически связана с шестерней 22, жестко установленной на выходном валу 2, через шестерню 23 промежуточного вала 3. Нереверсивный вал 4 кинематически связан с промежуточным валом 3 через установленную на нем зубчатую муфту 16, шестерню 24, зацепленную с блок-шестерней 5, которая в свою очередь зацеплена с шестерней 25, жестко установленной на промежуточном валу 3. Насос 26 через шлицы подвижной шестерни 27 и оси 28 шестерни 29, а также шестерню 30, шестерню 31 полого вала 32 может быть кинематически связан с двигателем 33 или также через подвижную 27, шестерню 12 промежуточного вала 3, зубчатую муфту 17 и пары шестерен 19, 18 и 23, 22 с выходным валом 2, или через подвижную шестерню 27, шестерни 12 и 25 промежуточного вала 3, блок-шестерню 24 нереверсивного вала А и расположенную на нем муфту 16, а также пары шестерен 20, 18.и 21, 22 через шестерню 23 с выходным валом 2, кинематически связанным с ходовой системой. При работающем двигателе ., когда транспортное средство находится в движении или стоит, насос -26, питающий управляющую гидросистему и обеспечивающий смазку трущихся поверхностей, приводится во вращение через подвижную шестерню 27, расположенную на оси насоса 26 и зацепленную с осью 28 шестерни 29, которая, в свою очередь, постоянно зацеплена с шестерней 30,- получающей вращение от шестерни 31 постоянного зацепления полого вала 32 кинематически связанного с двигателем 33. При буксировании транспортного средства насос 26, обеспечивающий смазку трущихся поверхностей коробки передач, приводится во вращение от ходовой системы через подвижную шестерню 27, расположенную на оси насоса 26 и зацепленную с шестерней 12 постоянного зацепления промежуточного вала 3, зубчатую муфту 17, расположенную на промежуточном валу 3 и связанных между собой шестерен 19 промежуточного вала 3 и 18 выходного вала 2 или шестерен 23 промежуточного вала 3 и 22 выходного вала 2. Привод насоса может осуществляться также через подвижную шестерню 27, зацепленную с шестерней 25 постоянного зацепления промея уточного вала 3, связанной с блок-шестерней 5, в свою очередь, связанной с шестерней 24
постоянного зацепления нереверсивного вала 4 и шестерни 18 выходного вала или последовательно зацепленных между собой шестерни 21 нереверсивного вала 4, шестерни 23 и также шестерни 22 выходного вала 2. Выходной вал 2 кинематически связан с ходовой системой транспортного средства.
Использование изобретения повышает коэффициент использования насоса в управляющей гидросистеме, снижает гидравлические потери, увеличивает КПД коробки передач транспортного средства, а также обеспечивает пол:чение регулируемой или нерегулируемой производительности насоса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач для транспортного средства | 1978 |
|
SU785070A2 |
Коробка передач для транспортного средства | 1972 |
|
SU511236A1 |
Коробка передач для транспортного средства | 1984 |
|
SU1253848A1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ СКОРОСТЕЙ ТРАКТОРОВ | 2008 |
|
RU2381398C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2009 |
|
RU2397385C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2020 |
|
RU2738665C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1599251A2 |
Коробка передач транспортного средства | 1975 |
|
SU763631A1 |
ГЛАВНЫЙ РЕДУКТОР ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА | 1993 |
|
RU2064873C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной, выходной и промежуточный валы, на О которых свободно установлены шестерни постоянного зацепления, фрикционные муфты, установленные на входном валу, зубчатые муфты и управляющую гидросистему с источником давления текущей среды, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД путем уменьшения гидравлических потерь, источник давления текущей среды выполнен в виде одного насоса, вал привода которого расположен соОсно оси шестерни постоянного зацепления, связанного с двигателем, и снабжен подвижной шестерней с зубчатой муфтой, установленной с возможност11Ю зацепления с одной из шестерен промежуточного вала и упомянутой € шестерней постоянного зацепления. СО 18 „ fO 7 /f П
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Коробка передач для транспортного средства | 1972 |
|
SU511236A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1984-04-15—Публикация
1982-06-09—Подача