(54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к области лопаточных машин и может быть исполь зовано в осевых компрессорах и венти ляторах. Известно рабочее колесо осевой турбомашины, содержащее лопатки с замками типа ласточкин хвост и бан дажными полками, контактирукицие торцы которых расположены под углом к радиальному направлению и параллельны между собой 1 . Однако в указанной конструкции, вследствие вытяжки пера лопаток и диска в радиальном направлении, а также износа контактирующих поверхностей при длительной эксплуатации, нарушается контакт между торцами и вместо натяга образуется зазор о снижает надежность. Известно также рабочее колесо осе вой турбомашины, содержащее лопатки с замками типа Ласточкин хвост и бандажными полкс1мн, контактирующие торцы которых в развертке на плоскос ти, вращения расположены к оси симмет рии замка под углами, имекядими образующие, пересекающиеся на последней верщины, направленные у двух соседни лопаток в противоположные стороны и .стопорные подвижные элементы,контактирукядие с торцс1ми замков, противолежащими вертшнам углов 2 . Однако в такой конструкции рабочего колеса при ианосе контактирующих поверхностей торцов и смещении их друг относительно друга в радиальном направлении уменьшается поверхность контакта, что снижает нгщежность. Целью изобретения является повышение надежности. Указанная .цель достигается тем, что ось симметрии замка расположена под углом к оси колеса, а торцы полок расположены под углами к вертикальным плоскостям проходящим через плоскости контакта тор цов, имеющими образующие, пересекающиеся в плоскости симметрии замка, и вершины, расположенные у двух соседних лопаток по разные стороны от полок. На фиг. 1 - продольный разрез рабочего колеса; на фиг. 2 - вид А фиг. 1, на фиг. 3 - развертка рабочего колеса на плоскость вращения. Рабочее колесо осевой турбомашины содержит лопатки 1 с замками 2 типа ласточкин хвост и бандажными полками 3, контактирующие торцы 4 которых , в развертке на плоскость вращения
расположены под углами 0,0 к оси симметрии Зс1мка 2, имегацими образующие 5, 6 пересеканадисся на последней, и вершины, направленные .у двух соседних лопаток 1 в противоположные стороны, и стопорные подвижные элементы 7, контактирующие с торцами 8 замков 2, противолежащими вершинам углов 0(.,ol4 . Ось симметрии замка 2 расположена под углом р к оси колеса, а торцы 4 полок 3 расположены под углами k вертикальным плоскостям, проходящим через плоскости контакта торцов 4, имеющими образующие 9, 10, пересекающиеся в плоскости симметрии з:амка 2,.и вершины, расположенные у Д;вух соседних лопаток по разные сторйны от полок 3. В процессе работы на лопатки 1 действуют центробежная и газовая нагрузки, равнодействующая которых направлена в сторону стопорных подвижных элементов 7, к которым она стремится сместить лопатки 1, перемещающиеся в этом направлении, и создают дополнительный натяг по кон- тактирующим торцам 8.
Такое выполнение рабочего колеса позволяет повысить ресурс и восстановить при длительной эксплуатации необходимый натяг, что повысит, надежность .
Формула изобретения Рабочее колесо осевой турбомашйны содержащее лопатки с замками типа ласточкин хвост и бандажными полками, контактирующие торцы которых в развертке на плоскость вращения располоясены к оси симметрии замка под углами, имеквдими образующие, пересекающиеся на последней, вершины, направленные у двух соседних лопаток в противоположные стороны, и стопорные подвижные элементы, контактирующие с торцами замков, противолежащими вершинам углов, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, ось симметрии замка расположена под углом к оси колеса, а торцы полок расположены под углами к вертикальным плоскостям проходящим через плоскости контакта торцов, имеющими образующие, пересекающиеся в плоскости симметрии замка, и вершины, расположенные у двух с:оседних лопаток по разные стороны от полок.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1,Патент США № 2772854, кл. 416-190, опублик. 1975.
по заявке № 2700566, кл. F 01 D 5/22 1978.
Авторы
Даты
1980-12-07—Публикация
1979-02-05—Подача