3787199
в разрезе; на фиг. 3 - то же, при под-ьеме и опускан1ш кабины.
Рычаг 1 переключения передач коробки переач установлен в кабине 2 автомобиля на шарирной опоре 3, расположенной между верхним нижним его концами. Нижний конец рычага 1 выполнен в виде вилки 4 и размешен на ронштейне 5 с возможностыо поворота относиельно его на оси 6. Кронштейн 5 снабжен трапециевидными выступами 7, входящими в тор- 10 овые трапециевидные пазы 8 внешнего вала 9, и резьбовым отверстием 10, в котором установлен резьбовой конец внутреннего вала 11, зафиксированного гайкой 12. Внутренний вал 11 имеет конусную поверхность 13, а во внешнем is валу 9 вьшолнены радиальные от}зерстия 14, в которых расположены запорные элементы 15, например, иларики. На внешнем валу 9 установлена блокировочная деталь, выполненная в виде втулки 16, поджимаемой с одного торца пру- ао жиной 17 до упора 18, а другим - взаимодействуюшей с упорной поверхностью 19 нижнего конца рычага 1 переключения передач, выполненной эксцентришо по отношению к оси 6 поворота рычага 1 на кронштейне 5. На внутрен- 25 ней поверхности втулки 16 выполнена поверхность деблокировки запорных элементов 15 в виде кольцевой канавки 20 со скосом 21. На внутреннем валу 11 вьтолнена расточка 22, в которой установлена втулка .23 с упором 24, зо поджимаемая пружиной 25 в сторону запорного злемента 15. Вал 9 связан с испол штельным органом 26 механизма yтIpaвлe шя коробки передач.
Предлагаемое устройство работает следуюшим 35 образом,
При установленной на раме автомобиля кабине 2 внешний вал 9 и внутренний вал 11 сблокированы, т.е. запорные элементы 15 зажа- 40 ты в радиальных отверстиях 14 конусной поверхностью 13 вала 11 и внутренней цилиндрической поверхностью втулки 16. В этот момен поворотом рычага 1 переключения передач на шарнирной опоре 3 производят смещение вала 45 9, вызывающего перемещение исполнительного органа 26, обеспечивающего переключение передач. Например, при повороте рычага 1 переключения влево, нижний конец его перемещается вправо совместно с кронштейном 5, который Q перемещает вправо вал Пи через трапециевидные выступы 7 и пазы 8 - вал 9, при этом последний перемещает исполнительный орган 26.
При повороте рычага 1 вправо нижний конец его перемещается влево, уводя за.собой jj кронцггейн 5 и вал 11. Конусная поверхность 13 вала 11. при этом давит на запорные элементы 15, которые перемещают внешний вал 9 влево. В результате этого исполнительный орган 26 механизма управления обеспечивает переключение передач в коробке передач.
При повороте рычага 1 перпендикулярно оси внешнего вала поворачивается кронщтейн 5, который посредством пазов 8 и выступов 7 поворачивает внешний вал 9, перемещая исполнительный орган 26 механизма управления.
При опрокидьтании кабины 2 рычаг 1 переключения передач, перемещаясь вместе с кабиной 2, поворачивается на оси 6 и эксцентричной упорной поверхностью 19 сдвигает, преодолевая усилие пружины 17, втулку 16 вправо. .Запорные элементы 15 попадают в кольцевую канавку 20, освобождая вал П.
При этом втулка 23 под действием пружины 25 перемещается вместе с валом 11 до тех пор, пока упор 24 не начнет-взаимодействовать с торцом внешнего вала 9. В этот момент запорные элементы контактируют со втулкой 23, передавая усилие пружины 17 непосредственно на нее. Разгруженный внутренний вал 11, свободно перемещаясь в ней, продолжает выдвигаться до достижения кабиной 2 крайнего положения.
При опускании кабины нижний конец рычага 1 переключения передач поворачивается на оси 6 влево. Внутренний вал 11 при этом перазмещается вправо, сжимая пружину 25 и уводя за соб.ой втулку 23 до тех пор, пока кабина 2 не установится на раме автомобиля и запорные элементы 15, смещенные скосом 21 во втулке 16, не сблокируют внутренний II и внеплшй 9 валы,, т.е. пока запорные элементы 15 не окажутся зажаты в радиальных отверстиях 14 конусной поверхностью 13 внутреннего вала 11 и внутренней цилиндрической поверхностью втулки 16.
Регулировку положения запорных элементов 15 производят поворотом резьбового конца внутреннего вала П в резьбовом отверстии кронштейна 5 при отвернутой гайке 12.
Налитое в устройстве втулки, установленной на расточке внутреннего вала, снабженной упором, подпружиненной в сторону запорных элементов, разгружает внутренний вал от усилия пружины, передающегося через скос кольцевой проточки блокировочной втулки и запорные элементы при подъеме и опускании кабины.
Формула изобретения
Устройство для перюключения передач коробки передач транспоршого средства с опрокидываемой кабиной по азт. св. № 672074, о тличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, оно снаб
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения передач коробки передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной | 1977 |
|
SU672074A1 |
Устройство для управленияКОРОбКОй пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА C ОпРОКидыВАЕМОйКАбиНОй | 1978 |
|
SU793826A1 |
ВЕЛОСИПЕДНАЯ ВТУЛКА С ВНУТРЕННИМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ | 1998 |
|
RU2215666C2 |
Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства | 1983 |
|
SU1184702A1 |
Механизм переключения передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1320091A1 |
ВЕЛОСИПЕДНАЯ ВТУЛКА С ВНУТРЕННИМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ | 1998 |
|
RU2182095C2 |
Устройство регулирования многоцилиндрового карбюраторного двигателя транспортного средства с коробкой передач | 1987 |
|
SU1449685A1 |
Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств | 1980 |
|
SU1030214A1 |
Распределительно-демпфирующий агрегат управления | 1991 |
|
SU1810230A1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
Авторы
Даты
1980-12-15—Публикация
1979-01-08—Подача