валу 8 выполнены радиальные отзсретин 10, в которых расположены запорные элементы 11, например шарики. На внешне;.: валу 8 установлена блокнровочная втулка 12, которая е одной стороны подпрулсинена пружиной 13, а с другой стороны взанмодейетвует при опрокидывании кабины е упорной поверхностью 14 нижнего кони рычага 1 переключения иередач. На внутренней поверхностн втулки 12 выиолпена кольпевая проточка 15 со скосом 16 для разблокировки элементов 11 н конусная поверхность 17 для прижатия элементов 11 к новерхностн отверстий 9. Втулка 12 состоит из двух частей, которые еоединеиы посредетвом резьбового еоединения. Вал 8 связан с исполнительным органом 18 механизма 19 управления коробкой передач,
Уетройетво работает следуюп1,им образом.
При установленной на раме транеиортного средства кабины 2 валы 7 н 8 сблокированы. I. е. элементы 11 прижаты к иоверхности отверс1ий 9 вала 7 иоверхностьн 17 втулки 12. Поворотом |)ычага 1 переключения передач па опоре 3 производят перемеш,ение или поворот вала 7, который через элементы 11 передает неремеп.1е11ие или поворот валу 8. Вал 8 перемещает оргаи 18, обесиечивающий иереключеине передач.
При опрокидывании кабины 2 рычаг ; переключения передач, иеремеи1.аяеь вместе с кабиной 2, поворачивае1ся на оси 6 и повер.хностью 14 сдвигает, преодолевая усилие пружины 13, втулку 12 вправо. Элементы 11 выходят нз отверстий 10 и перемeи aютcя в зону канавки 15, освобождая вал 7. При дальнейшем опрокидываии;; кабины 2 происходит выдвижепие вчла 7 до доетпжеиия кабиной 2 крайнего ноложения.
При опускапии кабип1 1 2 пижиий конец рычага 1 поворачивается иа оси 6 влево. Вал 7 при этом перемещается вправо до тех пор, пока кабина 2 не уетановитея на раме транепортного средства, и элементы
11, сл1е1Ценные екоеом K.i вту;|кн 12. n окажутея зажа1ымп iUMiep.xHocTL.io отверстий 9 и поверхност)1о 17, т. е. еб.мокирует внутренний 7 и вненппш 8 валы.
В1)1Г1олнение вгулки 12 разъе.миой обесиечивает точную установку- ее относительно иовер.хности 14 нижнего конпа рычага
Форм у л а и ;; обре т ей и я
1. Устройство д.чя унрав.чепп;: ) нередач транснортного средства с опрокидываемой кабиной, еодержаи1ее piji4;ir переключения иередач, установленныГ| па шариирный опоре, размеп1еиной между верхним и нижни.м его конпамн. два коаксиа.тьно раеноложенны.ч вала, виенший н, которых взаимосвязан е исполнительным органом коробки нередач, а на внутремие.м налу жестко закренлен кронш1е 1Н, ii.vieio дий ось, на которой установ.чен с воз.можиостью поворота нижний коиеп рычага иереключепия передач и ме.ханизм блокировки, выиолие1111ый в виде блокировочиой втулки е кольцевой ироточкой, устаповле;:пой на внешнем валу и иоднружиненной относительно него, и заиорных э.че.мемтов. расноложенных в радиальны.х отрлрстия.х внешнего вала и взан.модейе1-ву101пи.х с одиой етороиы с внутренним валом, а е другой стороны - с внутренней понер.хноетью блокировочной втхлки. отличаюН1 е е с я тем. что, с целью иронгения конструкцнн н иовыичення ее надежностн, иа внутре1пчем валу ,1нены )адиа,)1е конические отверетия под запорные эле.меиты, а внутренняя поверхность блокировочной втхлки снабжена конусной иоверхностыо, нрнмыкаюшей к кольцевой нроточке.
2. Устройство по п. 1, от л н ч а ю HI е е ея тем. что блокнровочная втулка вьгио. нена разъемной.
Источники информации, ирниятые во вии.манне при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР но заявке Л 2456550/11, кл. В 60 К 20/12, 1977 (ирототии).
3 /J 0
Фиг. 2
12
Фuг.
Авторы
Даты
1981-01-07—Публикация
1978-10-11—Подача