Токоподвод ротора элетрической машины Советский патент 1980 года по МПК H02K13/02 

Описание патента на изобретение SU790073A1

1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструк циям токоподвода ротора турбогенератора,

Известен токоподвод, состоящий из контактного коль,ца, выполненного из высокопрочной стали, на котором установлены щетки, и мецных. вьфавнивающих (распределительных) колец, расположенных на противоположных торцах контактного кольца и соединённых между собой медными шинами ij

Наиболее близким к предлагаемому является токоподвод, состоящий из контактного и распределительного колец, выполненных из материала с хорошей электропровопностью (меди), с вмонтированной в последний шиной для соединения с вьшодным концом обмотки ротора генератора. Для равномерного распределения тока между контактным и распределительным кольцами введен дополнительный электропроводный слой, выполненный в виде прокладок из материала с различной токопроводимостью, расположенных в порядке возрастания проводимости по мере удаления по проводимости по мере удаления по дуге окружности от места крепления шины 2 .

Однако токоподвод сложен в изготовлении, так как для удовлетворительной его работы требуется определенное число прокладок с празличной проводимостью, каждую из которых необходимо надежно фиксировать с помощью дополнительных крепежных элементов или соединять Между собой, например сваркой или пайкой, при этом для равног мерного распределения тока -по сопрягаемой поверхности контактного кольца с распределительным необходимо повышать технологические требования в отношении чис.тоты механической обработки контактируемых поверхностей и тщательной сборки узла по сравнению с таким же .токоподводом, но без прокладок. 3 Кроме этого, устройству свойственно недостаточно плавное распределение тока по дуге окружности, так как дополнительный электропроводный ,слой состоит из отдельных прокладок, проводимость которых изменяется по дуге окружностиСкачкообразно. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности токоподвода,,. Для постижения этой дели в известдгом токоподводе ротора электрической машины, например турбогенератора, содержащем контактное кольцо, контактирующее с ротором посредством дополнительного слоя, выполненнЪго из материа;.а с меньшим, чем у материала ко тактного кольца, удельным электрически сопротивлением, распределительное коль цо с токоподводящей шиной, дополнитель ный слой выполнен из однородного материала, например материала, распределительного кольца, и имеет переменну по дуге окружности площадь сечения, возрастающую по мере удаления от мес крепления к распределительному кольцу токоподводящей шины. В предлагаемом устройстве- дополнительный слой может быть выполнен зао но с распределительным кольцом. На фиг, 1 схематически изображен токопошаод, продольный разрез; на фиг. 2 - то же;на фиг.. 3 - на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 1|на фиг. 5 разрез Б-Б на фиг. 2;1на фиг. 6 - разрез на фиг. 3. jB конструкции токоподвода контактно кольцо. 1, выполненное из высокопрочно стали, насажено через изоляцию 2 на вал 3, в торцовой части которого установлено медное распределительное кольцо 4, в которое вмонтирована токоподво дящая шина 5,. В рервом варианте конструкции (фиг. I и 4)- прижатие распределительного кольца 4 к торну контактного I осуществлено болтами (на чертже не показ ны). Торцовая поверхность кольца 4, Контактирующая с торцовой поверхностью кольца 1, проточена с эксцентриситетом относительно центральной оси кольца 1 на некоторую глубину, например на 1 м за счет в кольце 4 образован допо нительный выступающий слой б, выполня щий проль прокладки. При этом по мере удаления по дуге окружности от места крепления шины 5 площадь контакта по торцу колец L и 4 плавно увеличивается Во втором варианте конструкции (фиг. 2и 5) прижатие кольца 4 к торцу кольца 1 не осуществлено, а электрический Контакт дополнительного выступающего . слоя 6 и втулки с кольцом 4 осуществлен неразъемным способом, например сваркой взрывом или разбальцовкой. Внутренняя поверхность колец 1 и 4, а также наружная поверхность . ,дополнительного слоя 6 выполнена с эксцентриситетом по отношению к центральной оси кольца 1, причем эксцентриситет выполнен таким образом, что площадь сечения слоя 6 увеличивается- по дуге окружности по мере удаления от места крепления шины 5, а площадь сечения колец 1 и 4 соответстведаю уменьшается. В третьем варианте конструкции (фиг, 3и 6) дополнительный выступающий слой 6 выполнен в виде трубок, вставленных в аксиальные вентиляционные Ътверстия, расположенные по дуге окружности. Соединение слоя 6, выполненного в виде трубок, с кольцом 4 осуществлено также неразъемным способом, например сваркой взрывом или развальцовкой. Каждая трубка, образующая слой 6, имеет различную площадь поперечного сечения,. Трубки расположены в порядке возрастания их поперечного сечения по мере удаления от места крепления шины 5. . Для улучшения токораспределения по контактному кольцу 1, а также на наружную цилиндрическую и торцовую по- . верхности кольца 4, не явл5пощиеся токопроводящими сопрягаемого слоя 6 с кольцом 1, нанесен слой изолир тощего вещества, например лака. Устройство работает следующим образом. При работе токоподвода происходит перетекание электрического тока от шины 5 и распределительного кольца 4 к контактному кольцу 1 или в обратном порядке - через дополнительный слой 6, при этом одновременно с увеличением расстояния от шины 5 до. места подхода тока к поверхности кольца I увеличивается длина пути тока и сопротивление атому току. В то же время выполнение дополнительного слоя 6 и кольца 1 разнотолщинными по дуге окружности, т.е. более толстым первого к более тонким второго в более отдаленном участке , уменьшает длину участка пути тока по материалу кольца I в радиальном направлении последнего. Но поскольку алектропроводиостъ стали кольца I меньше, чем электропроводность меди слоя 6, то полное сопротивление разных по длине участков примерно одинаковое. В результате электрическое сопротив: ление по всем линиям тока до поверхности кольца 1, начиная от места крепл ния шины 5 до диаметрально противо положной точки, имеет приблизительно одну и ту же величину, что обеспечивае плавное распределение.тока по дуге окружности контактного кольца 1. Таким образом, благодаря тому, что дополнительный слой токоподвода выполнен из оонороцного материала, например материала распределительного кольца, и имеет переменную по дуге окружности площаць сечения, возрастающую по мере удаления .от места крепления к распределительному кольцу токоподводяшей шины, обеспечивается надежность работы щеточно-контактного узла т.е. увеличивается срок безостановочной работы турбоагрегата при равномерном распределении тока по ширине и пуге каждого кольца. Кроме того, упрощается конструкция токоподвода. Формула изобретения 1. Токоподвоа ротора электрической машины, например турбогенератора, соцержаг-ций контактное кольцо, контактирующее с ротором посредством дополнительного слоя, выполненного из материала с меньшим, чем у материала контактного- кольца, удельным электри--. ческим сопротивлением, распределительу „ое кольцо с токоподводящей шиной, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности Токоподвода, дополнительный слой выполнен из однородно- го материала, например материала раса . рецелительного кольца, и имеет переме ную по дуге окружности площадь сечения} возрастающую по мере удаления от места крепления к распределительному,кольцу токоподводяшей шиньи Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Титков М. И. Проектирование электрических машин. Л., Изд -во Ленинградск. политехн. ин-та, 1974, вып. I, с. 174-175. 2,Авторское свидетельство СССР № 256043, Кл, Н02 К 13/02, 1970.

Фиг А //7/ ///////

79О073

В - В

Похожие патенты SU790073A1

название год авторы номер документа
Узел контактного кольца электричес-КОй МАшиНы 1979
  • Вартаньян Гурген Петросович
  • Дубровин Юрий Николаевич
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
SU796994A1
КОНТАКТНОЕ КОЛЬЦО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1969
SU256043A1
Токопровод ротора электрической машины 1973
  • Вартаньян Гурген Петросович
  • Витченко Владимир Степанович
  • Смирнов Геннадий Константинович
  • Шалаев Владимир Григорьевич
SU744855A1
Ротор электрической машины 1979
  • Антонов Юрий Федорович
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Штилерман Иосиф Залманович
SU888280A1
Токоподводящий мундштук 1976
  • Бригидин Владимир Яковлевич
  • Потапьевский Аркадий Григорьевич
SU747648A1
Электрическая машина с жидкостным охлаждением 1975
  • Жак Эмиль Албарик
  • Чарльз Вильям Бэркхарт
  • Воррен Рэй Джонс
SU619128A3
Силовой полупроводниковый прибор 1977
  • Абрамович Марк Иосифович
  • Либер Виктор Евсеевич
  • Сакович Анатолий Алексеевич
SU682971A1
СОСТАВНОЕ КОНТАКТНОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ЩЕТОЧНО-КОНТАКТНЫХ АППАРАТОВ СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ 2007
  • Попов Игорь Николаевич
  • Попов Иван Игоревич
  • Сеньков Владимир Федорович
RU2347305C2
Контактный узел электрической машины 1985
  • Григорьев Анатолий Владимирович
  • Голубцов Борис Леонидович
  • Филиппов Анатолий Петрович
SU1261034A1
Синхронная электрическая машина 1988
  • Бобков Юрий Александрович
  • Бородин Виктор Степанович
  • Ковшечников Виктор Борисович
  • Тарабанов Виктор Николаевич
SU1690096A1

Иллюстрации к изобретению SU 790 073 A1

Реферат патента 1980 года Токоподвод ротора элетрической машины

Формула изобретения SU 790 073 A1

SU 790 073 A1

Авторы

Витченко Владимир Степанович

Смирнов Геннадий Константинович

Шалаев Владимир Григорьевич

Даты

1980-12-23Публикация

1975-01-28Подача