1
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано, например, в тяговых электродвигателях тепловозов.
Известен якорь тягового электродвигателя, содержащий установленный на валу сердечник с обмоткой, лобовые части которой удерживаются посредством бандажа, к нажимные шайбы. В этом якоре бандаж выполнен из стеклоленты, намотанный в несколько слоев по толщине и закрывакядий лобовые части по всей длине Jl .
Недостатками такого якоря являются частые замЫкания проводников обмотки на железо якоря, поскольку тяговые электродвигатели тепловозов работают в условиях вибраций и часто возникающих явлений боксования колесных пар. При этом часть бандажа, примыкающая к железу якоря в месте замыкания, выгорает и создаются условия для размотки бандгша аэродинамическими силами. Это снижает надежность якоря.
Кроме того, намотка стеклобандажа сложная технологическая операция,требующая затрат времени в количестве 30-45 мин и высокой квалификации намотчика. Большинство порч тяговых
электродвигателей по причине разрушения бандажей лобовых частей происходит из-за нарушения технологии намотки последнего.
S При ремонте якорей тяговых электродвигателей стеклобандаж разрезают, так как после сушки он является монолитной конструкцией, т.е. последний неремонтопригоден.
10 Целью изобретения является повышение надежности якоря.
Указанная цель достигается тем, что в якоре электрической машины, содержащем установленный на валу
5 сердечник с обмоткой, лобовые части которой удерживаются посредством бандажа, и нажимные шайбы, бандаж состоит по крайней мере из двух расположенных одно внутри другого колец,
20 сопрягаелйле поверхности которых выполнены коническими, а внутреннее кольцо в направлении продольной оси якоря выполнено разрезным.
Кольца бандажа могут быть соединены между собой, например, шпильками. Внутреннее кольцо бандажа своим торцом может быть прижато к торцу сердечника. Торец наружного кольца бандажа со стороны лобовых частей
30 может иметь гофрированную форму,охватывать их и может быть закреплен на нажимной шайбе, например, болтакш. Иа фиг. 1 показан якорь электрической машины, разрез по оси на фиг. 2 - якорь электрической машины ;с бандажом, торец наружного кольца которого охватывает лобовые части обмотки, разрез по оси; на фиг.З вид по стрелке Б на фиг. 2. Якорь электрической машины содержит сердечник 1, в пазах которого paз 4eIцeны проводники обмотки 2 с лобовш«1и частями 3. Обмотка закреплена в пазах посредством пазового клина 4. Бандаж лобовых частей 3 обмотки состоит из двух колец, внутреннего 5 и наружного б. Кольца 5 и 6 расположены одно внутри другого и их сопряraehHje поверхности 7 выполнены коническими. Кольцо 5 выполнено разрезным. Кольца соединены между собой шпилькой 8. Торец 9 кольца 5 упирает ся в торец сердечника 1. Кольцо 6 вытачивается с внутренней поверхностью взаимно ответной с наружной поверхностью кольца 5, причем внутренний диаметр кольца 6 назначается с таким расчетом, чтобы при напрессовке его до упора создавался расчетный радиальный натяг.Пос ле напрессовки кольцо 6 может быть скреплено с кольцом 5 при помощи шпилек, как показано на фиг. 1. На фиг. 2 и 3 показан конструктив ный вариант якоря с бандажом, в котором кольцо 6 имеет торец 10 тороидальной гофрированной формы и гофры охватывают петли лобовых частей. Сн зу торец 10 закреплен на ободе задней нажимной шайбы 11 болтами 12. Т ков решение позволяет снизить танге циальные вибрации лобовых частей за счет того, что проводники петлями опираются на гофры кольца. Описанное техническое решение позволяет повысить надежность работы якоря электрической машины. Формула изобретения 1.Якорь электрической машины,содержащий установленный на валу сердечник с обмоткой, лобовые части которой удерживаются посредством бандажа, и нажимные шайбы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, бандаж состоит по крайней мере из двух расположенных одно внутри другого колец, сопрягаеNttJe поверхности которых выполнены коническими, а внутреннее кольцо в направлении продольной оси якоря выполнено разрезным. 2.Якорь по п. 1, отличающийся тем, что кольца бандажа соединены между собой, например, шпильками. 3.Якорь по пп.1и2,отличающийся тем, что внутреннее кольцо бандажа своим торцом прижато к торцу сердечника. 4.Якорь попп. 1, 2иЗ, отличающийся тем, что торец наружного кольца бандажа со стороны лобовых частей имеет гофрированную форму и охватывает их. 5.Якорь по п. 4, отличающ и и с я тем, что торец наружного кольца закреплен на нажимной шайбе, например, болт ами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Тепловоз 2ТЭ10Л. Под.ред. В.Р. Степанова, М., Транспорт, 1970, с. 108-109, рис. 78.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU888336A1 |
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU871278A1 |
БАНДАЖ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2321134C2 |
Якорь электрической машины | 1979 |
|
SU851651A1 |
Тяговый электродвигатель транспортного средства | 1987 |
|
SU1457076A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2130681C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 1998 |
|
RU2127016C1 |
Якорь электрической машины | 1984 |
|
SU1224907A1 |
БАНДАЖ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2020 |
|
RU2747567C1 |
Якорь электрической машины | 1978 |
|
SU817865A1 |
Авторы
Даты
1980-12-30—Публикация
1978-10-30—Подача