Изобретение относится к машиностроению, может использоваться для стопорения крупногабаритных радиотелескопов.
Известно устройство для стопорения поворотного механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержащее каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводящие площадки (1).
Однако известное устройство для стопорения поворотного механизма имеет низкую надежность.
Цель изобретения - повышение надежности устройства.
Для этого в устройстве, имеющем неподвижную и подвижную части, содержащем каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводящие площадки, ролики установлены с возможностью перемещения относительно каретки, а подпружиненные клиновидные стопоры и фиксаторы установлены на каретке.
На фиг. 1 изображено устройство для стопорения поворотного механизма; на фиг.-
вид А фиг. 1; н%фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 1; на фиг. 4 - общий вид устройства.
Устройство в неподвижной его части содержит каретку 1 с направляющими 2-5 и стопорящими 6 и 7 роликами, приводом 8 поступательного перемещения каретки 1 в направляющих 9 и взводящие площадки 10 для взвода подпружиненных клиновидных стопоров 11 с пружиной 12, расположенные в плоскости, перпендикулярной направлению перемещения каретки 1. Ролики выполнены с осями, плавающими в пазах 13 каретки 1, причем ролики 2, 5, 6 и 3, 4, 7 разнесены по высоте. На направляющих 9 выполнены выступы 14, фиксирующие положение роликов 2-5 в застопоренном положении. Стопоры 11 снабжены фиксаторами 15 в виде двуплечих рычагов, которые поджимаются пружинами 16. На подвижной части поворотного механизма выполнен паз 17 с выступами 18.
Устройство работает следующим образом.
После остановки мащины с заданной точностью включается привод 8, который передвигает каретку 1 по направляющим 9 в зону паза 17 подвижной части. При этом между роликами 6, 7 и стопорами 11, взведенными на фиксаторы 15, и пазом 17 остается гарантированный зазор, и каретка 1 перемещается без усилия. После того как
каретка 1 входит в зону расположения паза 17, рычаги фиксаторов 15 свободными концами упираются в дно паза 17, поворачиваются, и освобождаются стопоры 11. Под действием пружины 12 стопоры 11, перемещаясь, выбирают зазор между кареткой, роликами 6, 7 и пазом 17 подвижной части.
Обратное перемещение стопоров 11 под действием сил реакции невозможно, так как стопоры 11 выполнены в виде клиньев с углом клина, равным углу самоторможения, а силы реакции действуют в направлении, перпендикулярном плоскостям стопоров 11, с которыми контактируют ролики 6, 7.
Застопоренные ролики занимают вполне определенное положение, так как с одной стороны оси роликов упираются в торцы пазов 13, а с другой стороны сами ролики упираются в выступы 14 направляющих 9 и в выступы 18 паза 15.
При расстопорении каретка 1 выкатывается на роликах из паза 17, при этом ролики катятся между двумя плоскостями; ролики 6, 7 - между плоскостями стопоров 11 и боковыми поверхностями паза 17, а ролики 2-5 - между направляющими 9 каретки 1 и направляющими роликов на неподвижной части устройства. После того как ролики 6, 7 скатываются со стопоров 11, стопоры 11 входят в зону расположения взводящих площадок 10, расположенных вдоль направления движения каретки 1, под углом к стопорам 11.
При дальнейщем перемещении каретки 1 она выходит из зоны расположения подвижной части поворотного механизма, а стопоры II взводятся и ставятся на фиксаторы 13.
Таким образом, за счет того, что оси роликов установлены с возможностью перемещения в пазах 13 каретки 1, а стопоры 11 расположены на каретке между роликами, обеспечивается возможность повторного стопорения без поворота подвижной части.
Нагрузки, возникающие при работе поворотного механизма, в отличие от известного устройства, передаются не на подшипники роликов и оси подшипников, а непосредственно через поверхности качения роликов
на стопоры 11, при этом оси роликов полностью разгружены, так как имеют возможность свободно перемещаться в пазах 13 каретки 1.
Это позволило исключить из устройства подшипниковые узлы, т. е. упростить конструкцию роликов, а следовательно, и устройство в целом, в результате чего повышается его надежность. Выполнение фиксаторов 15, стопоров 11 в виде двуплечих рычагов, взаимодействующих при стопорении с поверхностью паза 17 подвижной части, позволило исключить элементы кинематической связи между фиксаторами стопоров и кареткой. Это также упрощает конструкцию устройства, ведет к уменьшению его габаритов.
Кроме того, известно, что допустимая нагрузка, воспринимаемая телом качения, пропорциональна его радиусу, поэтому диаметр ролика с подшипником качения, при одной и той же нагрузке, в 4 раза больше, чем размеры ролика с плавающей осью. За счет этого в известном устройстве значительно уменьшены габариты роликов (диаметры роликов в 4 раза, а высота роликов в 1,5 раза).
Формула изобретения
Устройство для стопорения поворотного Механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержащее каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводящие площадки, отличающееся тем, что, с целью повышения его надежности, ролики установлены с возможностью перемещения относительно каретки, а подпружиненные клиновидные стопоры и фиксаторы установлены на каретке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2690149/18-09, кл. Н 01 1/18, 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для стопорения пово-РОТНОгО МЕХАНизМА | 1978 |
|
SU794690A1 |
МОСТОУКЛАДЧИК | 1996 |
|
RU2102556C1 |
Самоходный ракетный комплекс | 2016 |
|
RU2620629C1 |
Тележечный конвейер | 1988 |
|
SU1578053A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОШТУЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОТ СТОПЫ И ВЫДАЧИ ГАЗЕТ И ТОМУ ПОДОБНЫХ ЛИСТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2003 |
|
RU2249554C1 |
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ КРУГЛЫХ ВЕНЦОВЫХ ЧАШЕК В ДЕТАЛЯХ СРУБА | 2007 |
|
RU2336161C1 |
Машина для гибки труб | 1973 |
|
SU904839A1 |
МОСТОВОЙ БЛОК МНОГОПРОЛЕТНОГО МОСТА И КАРЕТКА ПРИВОДА (ЕЕ ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2057836C1 |
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С КУЗОВОМ-ФУРГОНОМ | 1991 |
|
RU2031017C1 |
НАПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО РАЗДВИЖНОЙ ДВЕРИ ДЛЯ ПРЕДМЕТА МЕБЕЛИ С РАЗДВИЖНЫМИ ДВЕРЯМИ | 2013 |
|
RU2624195C2 |
Авторы
Даты
1981-01-07—Публикация
1979-01-18—Подача