Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в устройствах для стопорения антенн большой площади.
Известное устройство для стопорения поворотного механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержит подпружиненные клиновидные стопоры и привод поступательного перемещения 1.
Однако известное устройство характеризуется большой величиной мощности привода.
Цель изобретения - уменьшение мощности привода.
Для этого в устройстве для стопорения поворотного механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержащее подпружиненные клиновидные стопоры и привод поступательного перемещения, в теле неподвижной части размещена дополнительно введенная каретка с роликами, соединенная с приводом поступательного перемещения, толкатель которого кинематически связан с дополнительно введенными фиксаторами подпружиненных клиновидных стопоров, расположенных на подвижной части перпендикулярно направлению перемещения дополнительно введенной каретки и взаимодействующих при расстопорении с дополнительно введенными взводящими пластинами, которые установлены на неподвижной части.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; общий вид; на фиг. 2 - его конструктивная схема.
Предложенное устройство в неподвижной его части содержит каретку 1 с четырьмя направляющими роликами 2-5, двумя стопорящими роликами 6 и 7, приводом 8 поступательного перемещения каретки 1 в направляющих 9, толкатель 10, а также взводящие пластины 11 для взвода стопоров 12. Ролики 3, 4, 7 и 5, 6 разнесены по высоте.
На подвижной части поворотного механизма в направляющих 13 установлены подпружиненные стопоры 12, выполненные в виде клиньев с углом клина, равным углу самоторможения. Стопоры 12 поджимаются пружинами 14 и снабжены фиксаторами 15. Фиксаторы 15 стопоров 12 посредством рычагов 16 вала 17 связаны с подпружиненной собачкой 18. Собачка 18 удерживается пружиной 19.
Предложенное устройство работает следующим образом.
После остановки мащины с заданной точностью включается привод 8 и каретка 1 по направляющим 9 выдвигается в область расположения стопоров 12. При этом между роликами 6, 7 и стопорами 12 остается гарантированный зазор и каретка перемещается без усилия. После того как каретка 1 входит в зону расположения стопора 12,
толкатель 10 каретки 1 воздействует на выступ собачки 18. Собачка 18, жестко закрепленная на валу 17, поворачивает вал 17 и связанные с ним рычаги 16, освобождая стопоры 12 от фиксаторов 15. Под действием пружин 14 стопоры 12, перемещаясь, выбирают зазор между стопорящими роликами 6, 7 и стопорами 12.
Обратное перемещение стопоров 12 под действием сил реакции невозможно, так как стопоры 12 выполнены в виде клиньев с углом, равным углу самоторможения, а силы реакции действуют в направлении, перпендикулярном к плоскостям стопоров, с которыми контактируют ролики б и 7. Для уменьшения усилия на ролики 2-5 ролики 3, 4, 7 и 2, 5, 6 разнесены по высоте.
Для расстопорения поворотного механизма включается привод 8,и каретка выкатывается из зоны расположения стопоров. Стопоры 12 взводятся и ставятся на фиксаторы 15 взводящими пластинами 11. Стопорение поворотного механизма осуществляется без усилия, так как каретка 1 выдвигается в плоскость стопоров 12 с зазором, определяемым точностью останова поворотного механизма.
Усилия, воспринимаемые роликами 2-5 со стороны стопоров 12, направлены перпендикулярно 5 осям роликом каретки 1 и направлению действия привода, от угла клина стопоров 12 не зависит нагрузка на привод 8. А так как усилие на привод 8 не зависит от угла клина стопоров 12, он может быть выбран из условия самоторможения и обеспечивать надежность стопорения без увеличения габаритов и массы устройства. Нагрузка, воспринимаемая боковыми поверхностями стопоров 12, не создает в них изгибающих моментов, что позволяет выполнить их меньших габаритов и массы, а при увеличении длины клиньев, без
снижения жесткости стопоров 12, выполнять остановку машины с меньшей точностью Отсутствие в устройстве подвижных соединений с низким КПД также ведет к
уменьшению габаритов всего устройства, а также габаритов и мощности привода.
Для расстопорения не требуется большого усилия на приводе, так как каретка 1 опирается на стопоры 12 и направляющие 9
роликами 2-7.
Изобретение позволяет значительно уменьшить мощность привода, обеспечивая высокую жесткость и надежность стопорения, позволяет использовать серийно выпускаемый привод поступательного движения.
Формула изобретения Устройство для стопорения поворотного
механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержащее подпружиненные клиновидные стопоры и привод поступательного перемещения, отличающеес я тем, что, с целью уменьшения мощности
привода, в теле неподвижной части размещена дополнительно введенная каретка с роликами, соединенная с приводом поступательного перемещения, толкатель которого кинематически связан с дополнительно введенными фиксаторами подпружиненных клиновидных стопоров, расположенных на подвижной части перпендикулярно направлению перемещения дополнительно введенной каретки и взаимодействующих при расстопорении с дополнительно введенными взводящими пластинами, которые установлены на неподвижной части.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1- Авторское свидетельство СССР № 319016, кл. Н 01Q 1/18, опублик. 1970 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для стопорения пово-РОТНОгО МЕХАНизМА | 1979 |
|
SU794691A1 |
Устройство для стопорения подвижного узла относительно неподвижного | 1989 |
|
SU1722785A1 |
Механизм раскрытия и стопорения рулей с двумя складывающимися секциями | 2021 |
|
RU2770956C1 |
СКЛАДНОЙ ВЕЛОМОБИЛЬ | 2004 |
|
RU2274575C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК | 1996 |
|
RU2102556C1 |
ГРУЗОПОДЪЕМНИК ПОГРУЗЧИКА | 1970 |
|
SU262702A1 |
УСТРОЙСТВО для НАВЕШИВАНИЯ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ, НАПРИМЕР ОДЕЖДЫ В АВТОФУРГОНЕ | 1968 |
|
SU232117A1 |
ШВЕЙНЫЙ АГРЕГАТ | 1998 |
|
RU2130982C1 |
Опорное устройство для станков подземного бурения | 1976 |
|
SU604982A1 |
Устройство для стопорения подвижного элемента в произвольном положении | 1983 |
|
SU1110605A1 |
Авторы
Даты
1981-01-07—Публикация
1978-11-28—Подача