Изобретение относится к защитным устройствам для пневматических тормозных систем транспортных средст Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является предохранительный клапан для пневма тической тормозной системы транспор ного средства, содержащий корпус с входным и выходными каналами, золот ник с пазами для прохода воздуха, разделительным диском в средней час ти и с подпружиненными клапанными элементами для взаимодействия с упругими седлами, причем золотник рас положен во внутренней полости корпу са с возможностью осевого перемеще ни я 1 . Недостатком известного предохранительного клапана является сложнос конструкции, закрепляющаяся в наличии подпружиненного поршня, как необходимого в данной конструкции силового элемента, а также обратных клапанов, предназначенных для улучшения динамической характеристики клапана при о.ттормаживании, так как наличие подпружиненных со стороны золотника клапанных элементов препятствует быстрому выпуску воздуха. Цель изобретения - упрощение конструкции предохранительного клапана при сохранении необходимой динамической характеристики и чувствительности к повреждениям контура тормозной системы. Цель достигается тем, что одни из упругих седел неподвижно укреплены на торцах золотника, а другие установлены у выходных каналов, клапанные элементы выполнены с отверстиями для прохода воздуха и поджаты к упругим седлам на торцах золотника, а на стенках внутренней полости корпуса выполнены кольцевые проточки, образующие с наружной цилиндрической поверхностью клапанных элементов дроссели, и ограничительные упоры для указанных клапанных элементов. На чертеже изображен предохранительный клапан для пневматической тормозной системы транспортного средства с элементами, занимающими нейтральное положение, разрез. В корпусе 1, имеющем входной канал 2, свободно расположен зо.потник 3 с пазами 4 для прохода воздуха. В средней части золотйика 3 имеется разделительный диск 5, образующий дроссель в со-етании с понерх-ностью сквозного канала 6 корпуса 1 в случае смещения золотника.
Установленные на концах золотника 3 клапанные элементы 7 со сквозными отверстиями 8 прижаты пружинами 9 к упругим седлам 10, неподвижно закрепленными на золотнике 3.
В крышках 11, содержащих выходные каналы 12, неподвижно закреплены ; резиновые кольца 13, также выполняющие роль упругих седел кЛапанных элементов 7,
Ци-лйндрическая поверхность 14 клапанных элементов 7 выполнена так, чт образовывает щ оссель с цилиндрическими поверхностями 15 проточки в корпусе .
Торцевые поверхности 16 проточек корпуса 1 служат упорами для клапанных элементов 7.
Работает предохранительный клапан следующим образом.
При тсфможении воздух от командного аппарата подается к входному каналу 2 и разделенный диском 5 на два потока через пазы 4 золотника 3, зазор между клапанными элементами 7 и корпусом поступает к выходным каналам 12, сообщенным с исполнительными аппаратами.
Поскольку золотник 3 свободно ориентирован в осевом направлении, диск 5 в начальный момент подачи воздуха может быть смещен вправо или влево от своего среднего положения. В этом случае диск 5, образуя дроссель совместно с цилиндрической поверхностыо сквозного канала 6 корпус 1, перекроет- свободное поступление воздуха к етлходному канашу 12, в сторону, которой он смещен. Щ)и этом клапанный элемент 7 противоположного контура поверхностью 14 также образует да)оссель с цилиндрической поверхностью 15 проточки в корпусе 1, в результате чего будет происходить дросселирование воздуха в оба конту;ia, и таким образом, выходной канал . клапана будет практически иголироаан от выходных каналов 12.
Вследствие имеющейся разности плоцсщей между поверхностями диска 5 и клапанного элемента 7 произойдет : перемещение золотника 3 в обратном направлении до положения, обеспечивающего равенство расходов в выходные каналы 12.
При повреждении одного из контуров в момент установившегося торможения давление в нем начинает падать, в результате чего происходит перетекание воздуха в сторону неисправного контура как из входного канала 2, тар и из исправного контура, что в свою очередь приводит к смещению золотника 3 в сторону неисправного контура. При этом клапанный элемент исправното контура совместно с цилиндрической поверхностью 15 образует дроссель,
препятствующий перетеканию воздуха из исправного контура в неисправный и способствующий; созданию перепада давления между выходными каналами 12 клапана.
При дальнейшем перемещении золотника 3 образуется также дроссель между диском 5 и цилиндрической поверхностью сквозного канала 6 корпуса 1, вследствие чего перепад давления между выход ными каналами 12 еще более увеличивается. При зтом клапанный элемент 7, находящийся на сторон исправного контура, садится на торцевую поверхность 16 и под действием создавшегося перепада давления преодолевается усилие пружины 9 и происходит дальнейшее перемещение золотника 3 до упора клапанного элемента 7 со стороны неисправного контура в кольцо 13 крышки 11. Положение золотника 3 фиксируется благодаря перепаду давления на клапанном элементе 7 неисправного контура, и упругом седле 10, а входной канал 2 сообщается е выходньт каналом 12 исправного контура за счет отрыва упругого седла 10 от клапанного элемента 7.
В случае, торможения с заранее неисправньш одним из контуров в начальньй момент наполнения незначительная разница расходов не приведет к смещению золотника 3, но по мере наполнения исправной магистрали расход в сторону нее будет уменьшаться, и увеличившаяся в результате разность скоростных напоров приводит к перемещению золотника 3 в сторону болынего расхода. Дальнейшая работа клапаяа аналогична описанной выше.
При оттормаживании воздух выпускается из исполнительных тормозных аппаратов через выходные каналы 12, : зазор между клапанными элементами 7 и корпусом 1, сквозной канал 6 и далее через входной канал 2.
Формула изобретения
Предохранительный клапан для пневматической тормозной системы транспортного средства, содержащий корпус с входным и выходными кансшами, золотник с пазами для прохода воздуха, разделительные, диском в средней части и с подпружиненньн и клапанными элементами для взаимодействия с упругими седлами, причем золотник расположен во внутренней полости корпуса с возможностью осевого перемещения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции при сохранении динамической характеристики и чувствительности к повреждениям контура тормозной системы, одни из упругих седел неподвижно укреплены на торцах золотника, а другие установлены у вьоходных каналов, клапанные элементы выполнены с отверстиями для прохода воздуха и поджаты к упругим седлам на торцах золотника, а на стенках внутренней полости корпуса выполнены кольцевые проточки, образующие с наружной цилиндрической поверхностью клапанных элементов дроссели, и ограничительные упоры дня указанных клапанных элементов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2389447/11, кл. В 60 Т 11/32, 1976,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительный клапан пневма-ТичЕСКОй ТЕРМОзНОй СиСТЕМы TPAH-СпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797931A1 |
СЕКЦИОННЫЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С МЕХАНИЧЕСКИМ РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И РАБОЧАЯ СЕКЦИЯ СЕКЦИОННОГО ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ С МЕХАНИЧЕСКИМ РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2006 |
|
RU2320903C1 |
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЯТОР АБС "РОДИНА" | 2003 |
|
RU2252164C2 |
СЕКЦИОННЫЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С МЕХАНИЧЕСКИМ РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И РАБОЧАЯ СЕКЦИЯ СЕКЦИОННОГО ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ С МЕХАНИЧЕСКИМ РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2006 |
|
RU2320902C2 |
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ КЛАПАННЫЙ ПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2241144C2 |
ЧЕТЫРЕХКОНТУРНОЕ ЗАЩИТНОЕ КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО | 2014 |
|
RU2560945C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНО-ПОДПИТОЧНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА И ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ | 2006 |
|
RU2313715C2 |
ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН | 1996 |
|
RU2116542C1 |
Двухконтурный гидравлический привод тормозной системы транспортного средства | 1973 |
|
SU727495A1 |
Устройство для поддержания и регулирования давления в 3-5-контурных пневматических или гидравлических тормозных системах,в частности для автомобилей | 1981 |
|
SU1219435A1 |
&
/
f2
II
/а
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1977-08-08—Подача