Изобретение относится к судострое... нию, в частности к сальникам судового валопровода. Известен сальник судового валопро-. вода, содержащий корпус с неподвижным герметизирующим кольцом, свободно охватывающим гребной вал, втулку, жестко закрепленную на гребном валу, в. проточке которой установлено подвижное герметизирующее кольцо, взаимодействую шее с неподвижным герметизирукмцим кольцом, и поджимное устройство, расположенное в корпусе flT. Недостатком такого уплотнения является отсутствие регулировки его в зависимости от режима работы и, как следствие, снижение эксплуатацидаЕных характеристик герметизатора, например повышенный износ При его перегреве. Цель изобретения - повышение долговечности сальника. Поставленная цель достигается тем, что сальник снабжен кольцевым элемент ИЗ термо иматалла, размещенным в про- точке втулки, и шайбами, установленными по обетл сторонш кольцевого элемента, при этом шайбы имеют толщину и ширину, не превышающие полЕош1Ны толщины к одной четвертой щирвны кольцевого элемента, причем поджимное устройство вьшолнено в виде регулировочного болта, взаимодействующего с н юдвижным герметизирующим а пов хность подвижного герметизирующего кольца, взаимодействующая с пассивной стороной кольцевого элемента, выполнена сферической с радиуссм, определяемым соотношением-о h t + O,O16 Xi f где Ь , Ъ - толщина и щирина плоского кольцевого элемента. Кроме тсяго, кольцевой элемент выполнен из термобиметалла инвар - латунь. На чертеже изображен сальник судового валопровода, общий вид в разрезе. Сальник судового валопровода содержит корпус I, охватывающий гребной вал 2, в который помешена обойма 3 с неподвижным герметизирующим кольцом 4 и поджимное устройство 5, вътоляеяное в виде регулировочного болта. На гребном валу 2 жестко закреплена втул ка 6 с фланцем 7, где в круговой проточке 8 соосно неподвижному гермети- эщ)ующему кольцу 4 смонтировано подвижное герметизирующее кольцо Ю, кон такпфуюшее с рабочим торцом 9, приче кольца монтируются на эластичных прокладках II, На дно круговой проточки 8 устанавливается кольцевой элемент t2 и термобиметалла инвар - латунь, состоящий из двух пластин 13 и 14, одна из которых изготовлена из пассивного мегалла - инвара, а другая из активного латуни. Поверхность подвижного герметизирукяаего кольца 10, взаимодействую щая с пассивной стороной 13 кольцевого элемента 12, выполнена сферической с радиусом, определяемым соотношением Г it +0,016 -т- 7 т где {;; , b - толщина и ширина кольцевого элемента. По обеим cTt oHffl кольцевого элемента установлены шайбы 15, толщина и ширина кот(ых не превышают половины толщины и одной четвертой ширины кольцевого элемента. Сальник судового валопровода работает следующим образом. В статическом состоянии с помсяцью поджимного устройства 5 обеспечивается давление неподвижного герметизирую щего кольца 4 на подвижное герметизирукидее кольцо 10. При этом кольцо 10 воспринимая давление от поджимного ус ройства 5 через рабочий торёп 9 своим нерабочим торцом, выполненным сферическим, воздействует на кольцевой элемент 12. Имеющийся в контакте колец и 10 обеспечивает уплотн ше гре нсяо вала 2. При врашении гребного вала 2 возникающее при трении колец 4 Л Ю -тепло частично уносится водой, ча тично идет на нагрев сальника. При это изменение температуры подвижного герметизирующего кольца Ю влечет за собой нагрев кольцевого элемента 12, который р силу своих свойств изгибается и снижает давление подвижного кольца на кольцо 4, увеличивая зазор между ни ми, в результате чего протечка воды ув личивается. Увеличение протечки снижае температуру подвижного герметизируюего кольца 10 и контактирующего с ним кольцевого элемента 12, в резульате чего последний, деформируясь в обратном направлении, повышает давление кольца to на кольцо 4. Размапение кольцевого элемента 12 активной стороной к дну круговой канавки 8 обязательно, так как в противном случае элемент 12 при нагревании увея чивает давление кольца 10 на кольцо 4. Для того, чтобы деформация коль.цевого элемента 12 была возможна, поставлены шайбы 15, а для беспрепятственной работы его в пределах упругой деформации материала , подвижное герметизирующее кольцо 10 имеет сферическую поверхность радиусом Г , позволяющим максимальную просадку подвижного герметизирующего кольца 10 без опасности упора его в шайбы 15. Величина радиуса находится из известного геометрического соотношения .где п , С - высота и ширина сегмента. Задавая предельные значения толцщны и ширины шайб 15 b.i Ьх--ь, - 2 Где t/ , Ь - толщина и ширина шайб 15, и Подставляя их в известное соотношение и производя преобразования, окончательно получаем Р t + 0,016 Предлагаемый сальник судового валопровода позволяет оперативно вести регулировку протечек в соответствии с режимом его работы без вмешательства обслуживающего персонала. Уменьшение и увеличение зазора между герметизирующими кольцами и выбор его оптимальной величины в зависимости от температурного режима уменьшает износ колец и увеличивает уплотняющую способность сальника, которые являются его основными эксплуатационными характеристиками. Увеличение уплотняющей способности сальника приводит к снижению протечек забортной воды в корпус судна, а следовательно, к уменьшению расхода электроэнерг и на работу осушительных насосов. Формула изобретения I. Сальник судового палопровода, содержащий корпус с неиодгзи-кным гер
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для герматизации гребного вала | 1979 |
|
SU856895A1 |
УСТРОЙСТВО УПЛОТНЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ | 2002 |
|
RU2242647C2 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 2013 |
|
RU2540209C1 |
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА РОТОРНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2030661C1 |
УСТРОЙСТВО БЕСКОНТАКТНОГО УПЛОТНЕНИЯ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ТУРБОМАШИН | 2005 |
|
RU2301897C1 |
Уплотнительное устройство для контроля и подавления протечки в реакторе | 2023 |
|
RU2815340C1 |
Подшипниковый узел опор гребных валов судовых валопроводов | 2022 |
|
RU2785392C1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1998 |
|
RU2141590C1 |
Валовинтовой комплекс судна с устройством катодной защиты | 1988 |
|
SU1668474A1 |
Подшипниковый узел опор гребных валов судовых валопроводов | 2022 |
|
RU2785377C1 |
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1979-02-16—Подача