(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 79 Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено валом с установленным на нем .дополнительным зубчатым колесом, входящим в зацепление с зубчатым колесом-спутником, микродвигателем, .установленным на валу додополнительного колеса и предназначенным для создания одностороннего беззазорного зацепления в зубчатой паре: дополнительное колесо - колесо-спутник, фрикционной муфтой, размещенной на валу диагностируемого колеса и предназначенной для создания уделЬного давления на колесе-спутнике, сельсинами, установленными на валах дополнительного колеса и колеса-спутника и связанными с измерит льными блоком, а пластически деформируемая лента с эластичной подложкой закреплена на венце зубчатого колеса-спутника по его наружному периметру. На чертеже изображена схема устройства. Устройство содержит вал t, на котором установлено зубчатое колесо-спутник 2 с модулем, равным модулю диагностируемого колеса 3 и взаимодействующего с ним, вал 4 с установленным на нем дополнительным зубчатым колесом 5, вхо.дящим в зацепление с зубчатым колесомспутником 2, микродвигатель 6, установленный на валу 4 и предназначенный для создания одностороннего беззазорного зацепления, фрикционную муфту 7, размещен ную на валу I и предназначенную для соз Дания удельного давлешя на колесе путнике 2. Сельсины 8 и 9 установлены соответственно на валах I и 4, измерительный блок (на чертеже не показан), связанный с сельсинами 8 и 9. По наруж ному периметру венца зубчатого колесаспутника 2 закреплена пластически деформируемая лента 10 с эластичной подложкой. Устройство работает следующим образом, Зубчатое колесо-спутник 2 вводят в зацепление с диагностируемым зубчатым колесом 3. Диагностируемое колесо 3, вращаясь, приводит в движение колесоспутник 2 и зубчатое колесо , При торможении колеса-спутника 2 фрикционной муфтой 7, создается в зоне кон такта зубьев удельное давление, дост To4tioe для деформации ленты с пит- тин:г 5вой лункой, на которой возникает реплика. При контакте реплики с пове эхностью зубьев колеса 5 возникает 4 ассогласование во вращении зубчатого олеса I и зацепляющегося с ним колеса 5. Угол рассогласования воспринимают сельсины 8 и 9 и передают вели1ину рассогласования (угол) в виде электрического сигнала в измерительный блок, где он усиливается и преобразовывается в линейную величину. Колесо 5 находится в постоянном зацеплении с колесомспутником 2 с односторонним зазором, что обеспечивается поджимом колеса 5 к Колесу-спутнику 2 посредством микродвигателя 6, что исключает появления угла рассогласования при отсутствии реплики. На точность диагностики не влияет точность изготовления контролируемого колеса, так как величина реплики определяется точностью изготовления колеса-спутника 2 и дополнительного зубчатого колеса 5. Процесс диагностирования может быть постоянным и периодическим, что обеспечивается включением и выключением муфты 7, нагружающей колесо-спутник 2. Получение в результате диагностирования электрического сигнала, характеризующего глубину питтинговых лунок, а также возможность получения питтинговой диаграммы через определенный интервал времени или постоянно создает условия для автоматизации процесса диагностики состояния рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес, Предлагаемое устройство определяет Ресурсы работоспособности широкого класса механических передач, дает возможность выявить момент появления выкращивания поверхности и принять соответствующие меры к уменьшению или прекращению этого процесса в эксплуаташюнных улусловиях, что открывает возможность управленш процессом выхода из строя передач путем влияния на динамику роста усталостных изменений в поверхностном слое контакт1фующих тел. Формула изобретения Устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых колес, содержащее два вала, на одном из которых установлено колесо-спутник, а другой - предназначен для размацения на кем диагностируемого колеса, измерительный блок, пластически .деформируемую ленту с эластичной подложкой, отличающееся тем, что, с целью поповыщения производительности оно снабжейо валом с установленным на нем дополнительным зубчат1,1м колесом, входящим в зацепление с зубчатым колесомспутником, микродвигателем, установленным на валу дополнительного колеса и предназначенным для создания одностороннего, беззазорного зацепления в зубчатой паре: дополнительное колесо- колесо-спутник, фрикционной муфтой, размещенной на валу диагностируемого колеса и предназначенной для создания удельного давления на колесе-спутнике, сельсинами, установленными на валах дополнительного колеса и колеса-спутника
и связанными с измерительным блоком, а пластически деформируемая лента с эластичной подложкой закреплена на венце зубчатого колеса-спутника по его наружному периметру.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Кораблев А. И., Решетов В. И., Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач. М., МАШГИЗ, 1968.
2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2400716/25-28,
кл. Q 01 В 5/20, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых колес | 1976 |
|
SU737776A1 |
Устройство для диагностики состояния рабочей поверхности зубьев зубчатых колес | 1979 |
|
SU1096490A2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР С БЕЗЗАЗОРНЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 2012 |
|
RU2506481C1 |
Устройство доворота шпинделя станка | 1979 |
|
SU1066775A1 |
Механизм одностороннего вращения | 1983 |
|
SU1104318A1 |
Инструмент для накатывания профилей зубьев зубчатых колес | 1984 |
|
SU1224073A1 |
Устройство для поверхностного пластического упрочнения зубьев цилиндрических колес | 1990 |
|
SU1801730A1 |
Способ диагностики зубчатыхпЕРЕдАч | 1979 |
|
SU805097A1 |
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПЕРЕДАЧ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 2002 |
|
RU2224232C1 |
Лентопротяжное устройство для магнитной регистрации скважинных параметров | 1973 |
|
SU443406A1 |
iUL
.
7777
777
8,3
W
/iiv
jzm
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1979-02-22—Подача