Изобретение относится к машиностроению.
Известен механизм одностороннего вращения, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке и контактирующей с рычажным управляющим устройством 1.
Однако наличие рычажного управляющего устройства усложняет конструкцию и уменьшает надежность механизма.
Известен механизм одностороннего вращения, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому 2.
В таком механизме фрикционная муфта установлена последовательно с храповой муфтой, что снижает его надежность, так как возможно проскальзывание дисков во фрикционной муфте при передаче вращения.
Цель изобретения - повышение надежности механизма за счет жесткого соединения ведущего и ведомого валов.
Поставленная цель достигается тем, что в механизме одностороннего вращения, содержащем ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому, поводок выполнен в виде шестерен, а фрикционная муфта - из двух дисков с зубчатыми венцами с различным числом зубьев, которые входят в зацепление с поводком, один из дисков закреплен на ведомом валу, а другой установлен на нем свободно.
На фиг. 1 изображен предлагаемый осевой разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.
Механизм одностороннего вращения содержит ведущий вал 1, с которым жестко соединено храповое колесо 2. На валу 1 свободно сидит поводок в виде шестерни 3, на которой на оси 4 установлена собачка 5, подпружиненная пружиной 6. На ведомом валу 7 установлена фрикционная муфта, диски 8 и 9 которой имеют зубчатые венцы 10 и 11 с разными числами зубьев и сцеплены с поводком в виде шестерни 3.
Для обеспечения возможности зацепления двух соосных дисков 8 и 9 с разными числами зубьев с одной шестерней 3 зубчатые передачи выполнены с угловой коррекцией. Диск 8 сидит на 7 свободно, а диск 9 жестко связан с валом 7.
Между дисками 8 и 9, а также- между диском 8 и втулкой 12 установлены фрикционные прокладки 13. Втулка 12 сидит на валу 7 на скользящей шпонке и может перемещаться по валу только в осевом направлении. Пружина 14, опираясь одним концом на упор 15, жестко соединенный с валом 7, воздействуя на втулку 12, прижимает через фрикционные прокладки 13 диск 8 к диску 9, создавая своим усилием момент сил трения между дисками, больше момента, возникающего в храповом соединении при обгоне.
Механизм работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 в направлении, указанном стрелкой, храповое колесо 2 через собачку 5 вращает поводок 3 в том же направлении. Диски 8 и 9, сцепленные с поводком 3, начинают вращаться вместе с ведомым валом 7. Но так как числа зубьев венцов 10 и 11 дисков 8 и 9 не одинаковы, то они вращаются с разными угловыми скоростями, в результате чего диски 8 и 9 проскальзывают между собой, преодолевая момент сил трения. При обратном ходе храпового колеса 2 собачка 5, прижатая к его зубьям пружиной 6, стремится передать вращение на поводок 3, а следовательно, и на диски 8 и 9 и ведомый вал 7. Но поводок 3 вращаться не будет, так как он, будучи сцепленным с венцами 10 и 11 дисков 8 и 9, не может их провернуть, потому что момент вращения, передаваемый собачкой, недостаточен для того, чтобы преодолеть момент сил трения между дисками 8 и 9. Основное условие работы механизма заключается в том, чтобы при обгоне момент вращения, передаваемый поводку 3 собачкой 5, прижатой пружиной 6 к задним нерабочим поверхностям зубьев храпового колеса 2, был бы всегда недостаточным для преодоления момента сил трения между дисками 8 и 9.
Таким образом, при обратном ходе ведущего вала 1 ведомый вал 7 вращаться не будет, а следовательно, отпадает необходимость выводить из зацепления собачку 5 с храповым колесом 2, при этом не происходит проскальзывания.
Механизм можно выполнить в ином конструктивном исполнении.
Храповое колесо можно жестко установить на поводке 3, а подпружиненную собачку установить на валу 1. Можно поводок 3 выполнить в виде единого блока из двух щестерен, тогда передачи не надо делать коррегированными, но конструкция станет более сложной.
Вид/
.г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод стартера | 1985 |
|
SU1320491A1 |
ПОЛУАВТОМАТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ и РЕГИСТРАЦИИ МОМЕНТА ПРУЖИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1973 |
|
SU368582A1 |
Двухсторонний стопорный механизм | 1981 |
|
SU1044858A1 |
Станок для шаговой подачи листовой резины на обработку | 1972 |
|
SU438547A1 |
АВИАЦИОННЫЙ БОРТОВОЙ ТУРБОМЕХАНИЧЕСКИЙПРИВОД | 1965 |
|
SU171234A1 |
Делительное устройство | 1981 |
|
SU1009718A1 |
Люнет | 1980 |
|
SU867595A1 |
Предохранительная муфта сцепления Халикова Т.Т. | 1991 |
|
SU1810653A1 |
МАШИНА ДЛЯ ФРАНКИРОВАНИЯ ПОЧТОВЫХ ПАКЕТОВ | 1971 |
|
SU309550A1 |
ПРИВОД ВРАЩАЮЩЕГОСЯ КОНВЕЙЕРА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ | 1999 |
|
RU2172457C2 |
МЕХАНИЗМ ОДНОСТОРОННЕГО ВРАЩЕНИЯ, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому, отличающийся тем, что, с .целью повышения надежности, поводок выполнен в виде щестерен, а фрикционная муфта - из двух дисков с зубчатыми венцами с различным числом зубьев, которые входят в зацепление с поводком, один из дисков закреплен на ведомом валу, а другой установлен на нем свободно. (Л о N оо СХ)
I | |||
Храповой механизм свободногоХОдА | 1979 |
|
SU844848A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРАКЦИОННАЯ МУФТА | 0 |
|
SU270410A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-07-23—Публикация
1983-02-17—Подача