Механизм одностороннего вращения Советский патент 1984 года по МПК F16D41/12 

Описание патента на изобретение SU1104318A1

Изобретение относится к машиностроению.

Известен механизм одностороннего вращения, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке и контактирующей с рычажным управляющим устройством 1.

Однако наличие рычажного управляющего устройства усложняет конструкцию и уменьшает надежность механизма.

Известен механизм одностороннего вращения, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому 2.

В таком механизме фрикционная муфта установлена последовательно с храповой муфтой, что снижает его надежность, так как возможно проскальзывание дисков во фрикционной муфте при передаче вращения.

Цель изобретения - повышение надежности механизма за счет жесткого соединения ведущего и ведомого валов.

Поставленная цель достигается тем, что в механизме одностороннего вращения, содержащем ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому, поводок выполнен в виде шестерен, а фрикционная муфта - из двух дисков с зубчатыми венцами с различным числом зубьев, которые входят в зацепление с поводком, один из дисков закреплен на ведомом валу, а другой установлен на нем свободно.

На фиг. 1 изображен предлагаемый осевой разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.

Механизм одностороннего вращения содержит ведущий вал 1, с которым жестко соединено храповое колесо 2. На валу 1 свободно сидит поводок в виде шестерни 3, на которой на оси 4 установлена собачка 5, подпружиненная пружиной 6. На ведомом валу 7 установлена фрикционная муфта, диски 8 и 9 которой имеют зубчатые венцы 10 и 11 с разными числами зубьев и сцеплены с поводком в виде шестерни 3.

Для обеспечения возможности зацепления двух соосных дисков 8 и 9 с разными числами зубьев с одной шестерней 3 зубчатые передачи выполнены с угловой коррекцией. Диск 8 сидит на 7 свободно, а диск 9 жестко связан с валом 7.

Между дисками 8 и 9, а также- между диском 8 и втулкой 12 установлены фрикционные прокладки 13. Втулка 12 сидит на валу 7 на скользящей шпонке и может перемещаться по валу только в осевом направлении. Пружина 14, опираясь одним концом на упор 15, жестко соединенный с валом 7, воздействуя на втулку 12, прижимает через фрикционные прокладки 13 диск 8 к диску 9, создавая своим усилием момент сил трения между дисками, больше момента, возникающего в храповом соединении при обгоне.

Механизм работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1 в направлении, указанном стрелкой, храповое колесо 2 через собачку 5 вращает поводок 3 в том же направлении. Диски 8 и 9, сцепленные с поводком 3, начинают вращаться вместе с ведомым валом 7. Но так как числа зубьев венцов 10 и 11 дисков 8 и 9 не одинаковы, то они вращаются с разными угловыми скоростями, в результате чего диски 8 и 9 проскальзывают между собой, преодолевая момент сил трения. При обратном ходе храпового колеса 2 собачка 5, прижатая к его зубьям пружиной 6, стремится передать вращение на поводок 3, а следовательно, и на диски 8 и 9 и ведомый вал 7. Но поводок 3 вращаться не будет, так как он, будучи сцепленным с венцами 10 и 11 дисков 8 и 9, не может их провернуть, потому что момент вращения, передаваемый собачкой, недостаточен для того, чтобы преодолеть момент сил трения между дисками 8 и 9. Основное условие работы механизма заключается в том, чтобы при обгоне момент вращения, передаваемый поводку 3 собачкой 5, прижатой пружиной 6 к задним нерабочим поверхностям зубьев храпового колеса 2, был бы всегда недостаточным для преодоления момента сил трения между дисками 8 и 9.

Таким образом, при обратном ходе ведущего вала 1 ведомый вал 7 вращаться не будет, а следовательно, отпадает необходимость выводить из зацепления собачку 5 с храповым колесом 2, при этом не происходит проскальзывания.

Механизм можно выполнить в ином конструктивном исполнении.

Храповое колесо можно жестко установить на поводке 3, а подпружиненную собачку установить на валу 1. Можно поводок 3 выполнить в виде единого блока из двух щестерен, тогда передачи не надо делать коррегированными, но конструкция станет более сложной.

Вид/

Похожие патенты SU1104318A1

название год авторы номер документа
Привод стартера 1985
  • Морозов Владимир Михайлович
  • Пужай Анатолий Максимович
  • Селянин Геннадий Константинович
SU1320491A1
ПОЛУАВТОМАТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ и РЕГИСТРАЦИИ МОМЕНТА ПРУЖИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1973
SU368582A1
Двухсторонний стопорный механизм 1981
  • Измалков Герман Иванович
SU1044858A1
Станок для шаговой подачи листовой резины на обработку 1972
  • Марченко Александр Афанасьевич
  • Липунов Сергей Иванович
SU438547A1
АВИАЦИОННЫЙ БОРТОВОЙ ТУРБОМЕХАНИЧЕСКИЙПРИВОД 1965
  • Р. Б. Абрамович, С. Аринушкин, Ю. В. Бел Ев, А. М. Ган Ман,
  • Е. Голодовский, Г. М. Заславский, Е. П. Жуков И. М. Майзенберг
SU171234A1
Люнет 1980
  • Лукин Владимир Борисович
SU867595A1
Делительное устройство 1981
  • Хайкин Рафаил Залманович
SU1009718A1
Предохранительная муфта сцепления Халикова Т.Т. 1991
  • Халиков Ташпулат Темурович
SU1810653A1
МАШИНА ДЛЯ ФРАНКИРОВАНИЯ ПОЧТОВЫХ ПАКЕТОВ 1971
  • Иностранцы Лесли Гаррольд Смит Питер Джон Маклеод
  • Иностранна Фирма
  • Ронео Лимитед
SU309550A1
Предохранительная муфта 1982
  • Крисанов Алексей Федорович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Крисанов Сергей Алексеевич
SU1211493A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 104 318 A1

Реферат патента 1984 года Механизм одностороннего вращения

МЕХАНИЗМ ОДНОСТОРОННЕГО ВРАЩЕНИЯ, содержащий ведущий вал с храповым колесом, взаимодействующим с подпружиненной собачкой, установленной щарнирно на поводке, связанном с ведомым валом, и фрикционную муфту, диски которой прижаты один к другому, отличающийся тем, что, с .целью повышения надежности, поводок выполнен в виде щестерен, а фрикционная муфта - из двух дисков с зубчатыми венцами с различным числом зубьев, которые входят в зацепление с поводком, один из дисков закреплен на ведомом валу, а другой установлен на нем свободно. (Л о N оо СХ)

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1104318A1

I
Храповой механизм свободногоХОдА 1979
  • Ткачишин Леонид Алексеевич
SU844848A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРАКЦИОННАЯ МУФТА 0
  • А. Ф. Мухин, Ю. К. Липчинский, В. И. Шумейко Ш. М. Галикеев
SU270410A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 104 318 A1

Авторы

Коровянский Николай Васильевич

Пыжов Сергей Николаевич

Даты

1984-07-23Публикация

1983-02-17Подача