Изобретение относится к TpaHcnopTHO му машиностроению, а именно к устано кам кондиционирования воздуха, и предназначено для создания микроклимата .в кабинах транспортных средств, в частности карьерных тяговых агрегатов, Известна по основному авт. св. 688351 установка для кондиционирования воздуха транспортного средства, с(5держащая термоэлектрические радиационно-конвективные панели с воздушными каналами и устройством от вода тепла, источник постоянного тока, пульт управления, фильтро-вентиляционную систему, подключенную вход ным коллектором к воздушным каналам панелей, которые соединены с выход ным коллектором, имеющим выпускные регулирую14ие краны ij . Однако такая установка не может выполнять свои функции при выходе из строя радиационно-конвективных панелей. Кроме того, зависимое регулирование радиационной и конвективной составляющих теплообмена в объеме кабины снижает тепловую маневренност при работев различных климатических условиях. Все это ограничивает приме няемость установки радиационнЬ-конвек тивного типа на транспортных средствах. Цель изобретения - повышение надежности работы и, как следствие, тепловой маневренности установки. Эта цель достигается тем, что установка снабжена термоэлектрическим отопительно-охлёщитёльным блоком, со диненным с воздущными каналами при чем указанный блок подсоединен к источнику постоянного тока раздельнр от термоэлектрических батарей. На чертеже представлена принципиальная схема установки. Установка для кондиционирования воздуха состоит из термоэлектрических радигщионно-конвективных панелей 1 с направленными вовнутрь радиационными поверхностями 2 и воздушными каналами 3, к которым теплообменными поверхностями примыкают полупроводниковые термобатареи 4. Их противоположные спаи имеют тепловой контакт с жидкостными кондуктивными теплообменниками 5. Жидкость зистемы охлаждения горячих спаев термобатарей 4 панелей 1 циркулирует при помощи насоса 6 через радиатор 7, перед которым стоит вентилятор 8.
Для повышения надежности работы установки и улучшения комфортных условий установлен термоэлектрический отопительно-охладительный блок 9, связанный с воздуховодом 10. В нем предусмотрены задвижки 11 для изменения количества рециркуляционного воздуха регулируемые краны 12, расположенные на входном 13 и выходном 14 коллекторах, обеспечивающих регулирование и распределение воздуха, пода-ваемого вентилятором 15 из фильтра 16 и спаев термобатарей блока 9.
Управление установкой для кондиционирования воздуха транспортного сред ства осуществляется с пульта 17 управления через регулируемый реверсивный выпрямитель 18.
Включение нужного для установки режима производится автоматически или вручную с помощью пульта 17 управления. Выбор- режима работы кондиционирующего устройства определяется наружными метеорологическими условиями и режимом работы транспортного средст за.
При конвективном режиме работы установки вентилятором 15 из рлока 9 обработанный воздух подается в рабочую зону кабины транспортного средства только через открытые краны 12, райположенные на коллекторе 13. Термобатареи 4 панели 1 отключены от выпрямителя 18,
В радиационном режиме работы установки краны 12 в Коллекторе 14 закрываются, а в коллекторе. 13 открываются, воздух от вентилятора 15 в каналы 3 не поступает, следовательно, панель 1 превращается в радиационную. В.этом режиме к выпрямителю 18 подключаются только термобатареи 4 панели 1.
Конвективно-радиационный режим достигается частичным или полным пропусканием обработанного в -блоке 9 воздуха через каналы 3 панелей 1. Для этого частично или полностью отк ываются краны 12 на входном 13 и выходном 14 коллекторах и выключаются от выпрямителя 18 термобатареи 4 панели 1.
Раздельный радиационно-конвёктивный режим работы установки осуществля ется включением к выпрямителю 18 термрб тарей 4 панелей 1 и блока 9, а также закрыванием кранов 12 на коллекторе 14. Воздух в каналы 3 не поступает и поверхность 2 панели 1 осуществляет лучистый теплообмен с внутренними ограж 1ениями кабины. При
открывании, кранов 12 на коллекторе 14 обработанный в блоке 9 воздух попадает в каналы 3 панели. В результате получают форсированный радиационно-конвективный режим, который обеспечивает микроклимат в кабине при высоких тепловых поступлениях извне в . кабину транспортного средства.
В режиме аэрации работает только вентилятор 15, подавая воздух в кабину через краны 12, расположённые
0 на входном 13 и выходном 14 коллекторах; С помощью пульта 17 управления отключается электропитание от термобатарей 4 панели 1 и блока 9, насоса б и вентилятора 8 жидкостной рециркуляционной системы охлаждения. |Установка в холодный период года с помощью пульта 17 управления переводится в режим нагрева изменением полярности тока, питающего термобатареи
Q 4 панели 1 и блока 9. Сливается охлаждающая жидкость из рециркуляционной системы о.хлаждения и отключается электропитание от насоса б и вентилятора 8. В этом случае термобатареи работают как электронагреватели.
5 возможность получения множества режимов, как-то: конвективного, радиационного, конвективно-радиационного, раздельного радиационно-конвективного, режимов охлаждения и нагрева, а
0 также аэрации позволит обеспечить требуемые тепловые условия в кабине транспортного средства.
Наличие раздельно работающих конвективной и радиационно-конвективных
5 систем обеспечивает, при выходе из строя одной из них, также нормальный микроклимат в кабине транспортного средства.
Формула изобретения
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства по авт. св. 688351, отличающ а я с я тем, что, с цеяью повышения надежности работы, она снабжена термоэлектрическим отопительно-охладительным блоком, соединенным с воздушными каналами/ причем указанный блок подсоединен к источнику постоянного тока раздельно от термоэлектрических батарей.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 688351, кл. В 60 Н 3/00, 05.04.78 (прототип). 003
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства | 1978 |
|
SU688351A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И НАГРЕВА ВОЗДУХА В ЗАМКНУТОМ ОБЪЕМЕ | 1997 |
|
RU2140365C1 |
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 1998 |
|
RU2169090C2 |
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства | 1982 |
|
SU1034931A1 |
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства | 1980 |
|
SU975464A1 |
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЖИДКОСТНОЙ ГЕНЕРАТОР ХОЛОДА ИЛИ ТЕПЛА | 1999 |
|
RU2174475C2 |
Установка кондиционирования воздуха для транспортного средства | 1986 |
|
SU1382675A1 |
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства | 1986 |
|
SU1386492A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И НАГРЕВА ВОЗДУХА В ЗАМКНУТОМ ОБЪЕМЕ | 2005 |
|
RU2289760C1 |
Установка для кондиционирования воздуха в кабине транспортного средства | 1980 |
|
SU962038A2 |
Авторы
Даты
1981-02-23—Публикация
1979-01-10—Подача