1
Изо.бретение относится к авиационному оборудованию, а именно к устройствам топливных систем.
Известны системы, содержащие расходный бак и баки с подкачивающим и перекачивающим насосами, а также гидравлическую сеть управления перекрывным краном на трубопроводе перекачки, рабочая камера которого сообщена линией командного давления со струйным индикатором уровня топлива 1.
Такие системы недостаточно надежны, так как управление перекачкой топлива осуществляется со значительными погрещностями из-за влияния на сигнал индикатора колебаний уровня топлива и давления в сети управления.
Цель изобретения заключается в устранении указанного недостатка и достигается тем, что линия командного давления подключена к всасывающей полости струйного индикатора уровня, выполненного в виде струйного насоса. Сонло насоса подключено к гидравлической сети управления, выходной конец камеры смещения обращен в расходный бак, а входной патрубок всасывающей полости сообщен с этим баком в месте контроля наличия топлива.
При этОМ указанный входной патрубок может быть расположен ниже выходного
отверстия его камеры смещения на величину, равную заданной амплитуде колебания уровня топлива. В случае размещения входного патрубка и камеры смещения в
разных баках, выходной конец камеры смещения струйного насоса должен быть установлен в иадтопливном пространстве. Входной патрубок может быть оборудован ограничителем расхода.
На чертеже схематично изображена пред лагаемая система.
Система выработки топлива содержит расходный бак 1 и дополнительный 2 баки, а также подвесной бак 3. В расходном баке
установлен насос 4, который трубопроводом 5 подключен к дополнительному насосу 6, обеспечивающему подачу топлива потребителю но трубопроводу 7. Для выработки топлива из дополнительного бака 2 гидроприводной насос 8 установлен на трубопроводе 9, оборудованном перекрывным краном 10, имеющим рабочую камеру 11, мембрану 12, щток 13, клапан 14, пружины 15 и 16. Для управления перекрывным краном
10 имеется насос-индикатор 17 наличия топлива. Индикатор содержит всасывающую полость 18, патрубок 19 всасывающей полости с ограничителем расхода 20, камеру 21 смещения и сопло 22 активного топлива, которое трубкой 23 подключено к 3 . гидравлической сети управления 24. Всасывающая полость 18 индикатора 17 подключена трубкой 25 командного давления к рабочей камере И перекрывного крана. Гидроприводной насос 8 соединен трубо-5 проводом 26 через электроуправляемый кран 27 с трубопроводом 7. Исполнительный механизм 28 с рабочей камерой 29, мембраной 30, пружиной 31 и контактами 32 соединен рабочей камеройю через трубку 33 со всасывающей полостью 34 струйного Индикатора 35 уровня жидкости. На всасывающем патрубке имеется ограничитель расхода 36. В камеру смешения 37 обращено сопло 38, которое соединеноi5 трубкой 39 с гидравлической сетью 24 управления. Для выработки топлива из подвесного бака 3 он соединен трубкой 40 с источником сжатого газа, а трубкой 41 с исполнительным механизмом 42, содержа-20 щим рабочие камеры 43 и 44, мембрану 45, шток 46, клапан 47 и пружины 48 и 49. Раг --бочая полость 43 соединена трубкой 50 командного давления с всасывающим патрубком 51 струйного индикатора 52 уров-25 ня жидкости, имеющего камеру смешения 53 и сопло 54, соединенное трубкой 55 с гидравлической сетью управления. На всасывающем патрубке установлен ограничитель расхода 56. Камера 44 испол-зо нительного механизма 42 соединена отвер-. стием 57 с баком 1. Трубка 58 соединяет сопло 59 струйного индикатора 60 с гидра влической сетью управления 24. Струйный индикатор 60, установленный вышез5 максимально возможного уровня топлива, имеет камеру смешения 61, всасывающую полость 62, которая трубкой 63 через ограничитель 64 расхода соединена с трубой 41, а трубкой 65 - с рабочей камерой 66 ис-40 полнительного механизма 67, у которого есть мембрана 68, пружина 69 и контакты 70. .В расходном баке 1 расположен струйный индикатор 71 уровня аварийного ос-45 татка топлива, содержащий всасывающую полость 72, ограничитель расхода 73, камеру смешения 74, сопло 75 активного топлива, к которому по трубке 76 подводится ТОПЛИВО от гидравлической сети управле-50 ния 24. Всасывающая порость 72 соединена трубкой 77 с рабочей камерой 78 исполнительного механизма 79, содержащего пружину 80 и контакты 81. Сигналы при замы-55 кании контактов исполнительных механизмов 67 и 79 выведены на лампочки 82 и 83. Между баками 1 и 2 установлен клапан самотека 84. Топливо в бак 1 и 2 заливается по уро-go вень А. После включения насосов 4 и 6 топливо подается к потребителю, в гидравлическую сеть управления 24 и с труйные индикаторы (находящиеся под уровнем топлива) 17, 35. В9, 71 «запустятся, т. е.65 4 создадут во всасывающих полостях 18, 34 и 72, а также во всасывающем патрубке 51 разрежение. Струйный индикатор 60 «запустится лишь после того, как будет подано давление воздуха по трубке 40 в подвесной бак 3 и тогда, когда топливо через трубку 63, ограничитель расхода 64 заполнит камеру смешения 61. Труба 41 выработки топлива из бака 3 перекрыта клапаном 47 исполнительного механизма 42, так как мембрана 45 передвинула шток 46 влево нод действием разрежения в полости 43. Когда уровень топлива в баке 1 понизится до уровня ограничителя расхода 56 и во всасывающий патрубок 52 попадет газ, струйный насос - индикатор 52 перестанет создавать разрежение в камере 43 и под действием пружины 49 мембрана 45 передвинет щток 46 вправо, топливо из бака 3 под действием избыточного давления передвинет клапан 47 вправо и начнется выработка подвесного бака 3. Если темп выработки из бака 3 будет превышать темн выработки из бака 1 и уровень топлива достигнет камеры смещения 53, то струйный индикатор- уровня вновь «запустится, в патрубке 51 и камере 43 образуется разрежение, мембрана 45 передвинет шток 46 влево, клапан 47 перекроет трубу 41 и прекратит выработку топлива из бака. Когда топливо в- баке 3 израсходуется, то в трубку 63, а затем в полость 62 попадет газ, струйный насос 60 «сорвется, вакуум в трубке 63 и в камере 66 исполнительного механизма 67 исчезнет, под действием пружины 69 мембрана 68 замкнет контакты 70 и загорится лампа 82 «дополнительный пуст. Выработка топлива из бака 2 производится гидроприводным насосом 8 по трубопроводу 9 через нормально-закрытый клапан 14 исполнительного механизма 10. Электроуправляемый кран 27 является нормально-открытым при разомкнутых ковтактах 32. Приводное топливо к гидронасосу подается по трубке 26. Как только уровень топлива в баке 1 опустится ниже ограничителя расхода 20 струйного индикатора уровня 17, газ попадет во всасывающую полость 18, произойдет «срьгв работы индикатора 17 и разрежение в полости 18, трубке 25 и камере 11 йеполнительного механизма 10 пропадет и шток 13 под действием пружины 16 переместится вправо, давление топлива за насосом 8 откроет клапан 14 и начнется выработка бака 2. Выработка будет продолжаться до тех пор, пока уровень топлива в баке 1 не достигнет верхней кромки камеры смешения 21 струйного индикатора уровня 17. Тогда произойдет «запуск индикатора - струйного насоса и во всасывающей полости 18, в трубке 25 и в камере 11 создастся разрежение, под действием которого мембрана 12 переместит шток 13 влево и клапан 14 перекроет трубопровод 9 и выработка топлива из бака 2 прекратится.
При понижении уровня топлива в баке 2 ниже уровня ограничителя расхода 36 струйного индикатора уровня 35 произойдет «срыв в работе н этого индикатора и разрежение в полости 34, трубке 33 и в рабочей камере 29 исполпительного механизма 28 пропадет. Под действием пружины 31 произойдет замыкание контактов 32, электроуправляемый кран 27 закроется и прекратит подачу приводного топлива к гидронасосу 8.
При понижении топлива в баке 1 ниже уровня ограничителя 73 расхода струйного индикатора уровня 71 произойдет «срыв в его работе и разрежение во всасывающей полости 72, трубке 77 и рабочей камере 78 исполнительного механизма 79 пропадет. Под действием пружины 80 замыкаются контакты 81 и выдается сигнал «аварийный остаток.
.Формула изобретения
1. Система выработки топлива на летательном аппарате, содержащая расходный бак и баки- с подкачивающим и перекачивающим насосами, а также гидравлическую сеть управления перекрывпым краном на трубопроводе перекачки, рабочая камера которого сообщена линией командного давления со струйным индикатором
уровня топлива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем уменьшения влияния колебаний уровня топлива и давления в сети управлепия, линия командного давления подключена к всасывающей полости струйного индикатора уровня, выполненного в виде струйного насоса, сопло которого подключено к гидравлической сети управлеПИЯ, выходной конец камеры смешения обращен в расходный бак, а входной патрубок всасывающей полости сообщен -с этим баком в месте контроля наличия топлива. 2. Система по п. 1, отличающаяся
тем, что входной патрубок всасывающей полости струйного насоса расположен ниже выходного отверстия его камеры смешения, на величину, равную заданной амплитуде колебания уровня топлива в баке.
3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что выходной конец камеры смешения струйного насоса установлен в надтопливпом. пространстве бака выше максимально возможного уровня при размещении
ВХОДНОГО патрубка и камеры смешения в разных баках.
4. Система по пп. 1-3, отличающаяс я тем, что входной патрубок всасывающей полости струйного насоса оборудован
ограничителем расхода.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР JMb 330721, В 64D 37/20, 1970.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система выработки топлива на летательном аппарате | 1976 |
|
SU927645A2 |
Система подачи топлива | 1976 |
|
SU854807A1 |
Система заправки | 1976 |
|
SU848389A1 |
ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА ИЗ ЗАДАННЫХ ТОЧЕК ПРОСТРАНСТВА | 1978 |
|
SU764290A1 |
Сигнализатор уровня жидкости | 1978 |
|
SU767534A1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА | 1992 |
|
RU2027641C1 |
СИСТЕМА ПЕРЕКАЧКИ ТОПЛИВА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2081793C1 |
Система перекачки топлива | 1976 |
|
SU593405A1 |
Устройство для контроля качества очистки фильтрующих элементов | 1987 |
|
SU1465083A1 |
КАНАЛИЗАЦИОННАЯ СЕТЬ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2274709C2 |
Авторы
Даты
1981-04-07—Публикация
1975-07-08—Подача