(54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ ДЛЯ ЗЕМЛЕРОЙНОЙ МАШИНЫ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханический ходоуменьшитель землеройной машины | 1983 |
|
SU1089214A1 |
Гидравлический ходоуменьшитель землеройной машины | 1984 |
|
SU1257143A1 |
Система приводов трактора | 1983 |
|
SU1131686A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU878612A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1981 |
|
SU981027A2 |
Система приводов трактора | 1987 |
|
SU1418086A1 |
Многодиапазонный гидромеханический ходоуменьшитель транспортного средства | 1987 |
|
SU1418087A1 |
Объемная гидромеханическая передача землеройной машины | 1982 |
|
SU1059093A1 |
Трансмиссия самоходной машины | 1989 |
|
SU1676848A1 |
Ходоуменшитель транспортного средства | 1977 |
|
SU673477A1 |
1
Изобретение относится к области самоходных землеройных машин, а именно к гидромеханическим ходоуменьшителям.
Известен ходоуменьшитель, содержащий входной и выходной валы, трхэлементный планетарный механизм, один элемент которого соединен с входным валом, а второй - с выходным валом, устройство, соединяюшее между собой два элемента планетарного механизма, и гидрообъемный тормоз, выполненный в виде гидромашины с дроссельным регулированием, причем он снабжен механизмом, выполненным в виде связанной с третьим элементом перемешаемой в осевом направлении шестерни, вводимой в зацепление с шестерней привода гидромашины или с закрепленным на корпусе редуктора зубчатым венцом 1,
Недостатком указанного ходоуменьшителя является большие потери мошности.
Известен гидромеханический ходоуменьшитель землеройной машины, включаюший трехзвенный дифференциал с входным звеном, связанным с двигателем и выходным звеном, связанным с движителем, основную объемную гидромашину, соединенную валом с регулируемым звеном дифференциала, дополнительную гидромашину, связанную валом с двигателем, регулятор потока и гидрораспределитель 2.
Недостатком рассмотренного гидромеханического ходоуменьшителя является ограниченный диапазон регулирования скорости.
Цель изобретения - расширение диапазона регулирования скорости рабочего хода машины.
Указанная цель достигается тем, что регулятор потока подключен к основной гидромашине, а направляющий гидрораспределитель установлен между напорной гидролинией основной гидромашины и гидролиниями дополнительной гидромашины и выполнен трехпозиционным для соединения в первой позиции напорной гидролинии основной гидромашины с одной из гидролиний дополнительной,, во второй - гидролинией дополнительной гидромашины между собой и со сливом, а в третьей - напорной гидролинии основной гидромашины с другой гидролинией дополнительной гидромашины. Кроме того, гидромеханический одоуменьшптель снс1бже11 зубчатой муфтой,
связанной с входным звеном дифференциала и установленной на валу основной гидромашины для соединения входного звена с корпусом дифференциала, и шестерней, установленной на валу основной гидромашины для соединения входного звена с корпусом дифференциала, и шестерней, установленной на валу дополнительной гидромашины для соединения входного звена с двигателе ivi.
На фиг. 1 изображен гидромеханический ходоуменьшитель; на фиг. 2. I - 2.5 - планы скоростей трех звеньев дифференциала ходоуменьшителя в различных диапазонах регулирования скорости.
Двигатель трансмиссии 1 через коробку перемены передач (КПП) 2, соединительную муфту 3 и зубчатую пару 4, 5 соединен с валом 6, на котором подвижно установлена шестерня 7. Она зацепляется с входным звеном дифференциального механизма эпициклической шестерней 8 и может быть выведена из зацепления при продольном смещении на валу 6. Выходным звеном дифф,еренциала является водило 9, соединенное с помощью муфты 10 с промежуточным валом коробки перемены передач.
Регулируемое звено включает солнечную шестерню 11, соединенную валом с основной объемной нерегулируемой гидромашиной 12. Дополнительная объемная нерегулируемая машина 13 связана с КПП и с входным звеном эпициклической шестерней 8.
Имеется направляющий гидрорасцр.еделитель 14, регулятор потока 15, предохранительный клапан 16 и гидробак 17.
Гидромашина 13 подключена к гидрораспределителю 14 гидролиниями 18 и 19. Гидромашина 12 соединена с гидрораспределителем 14 гидролинией 20, а с гидробаком - гидролинией 21. Гидролиния 22 соединяет гидробак 17 с гидрораспределителем 14.
На эпициклической шестерне 8 выполнен зубчатый венец 23 под зубчатую муфту 24, которая входит в зацепление с зубчатым венцом 25 на неподвижном корпусе ходоуменьшителя.
- Работает гидромеханический ходоуменьшитель следующим образом.
Энергия от двигателя 1 через коробку перемены передач 2 и зубчатую пару 4, 5 передается к валу, 6, с которым связана гидромашина 13. Она имеет постоянное направление и частоту вращения в трех режимах работы а, б, в ходоуменьшителя.
Режим а соответствует смещению гидрораспределителя 14 в крайнее левое положение. При этом на валу 6 происходит разделение мощности на два потока: одна часть мощности передается к дифференциалу через механическую передачу 7, 8, а другой поток мощности работает в режиме насоса и по гидролиниям 22, 19 закачивает
жидкость из гидробака 17, и по гидролиниям 18 подает к основной гидромашине 12, работающей в режиме гидромотора. Как показано на плане скоросей звеньев дифференциала (фиг. 2.1), режима а характеризуется тем, что входное и регулируемое звенья дифференциала - эпициклическая щестерня 8 и солнечная шестерня 11 вращаются в одном направлении. Скорости звеньев обозначены:
Vj-линейная скорость точки на делительной окружности эпициклической шестерни 8, она постоянна по величине и направлению во всех тпех режимах;
VaMtnuf „
д- максимальная линейная скорость
солнечной шестерни 11;
,.в 1НИ
Vf- максимальная линейная скорость
водила 9.
Главное изменение скорости осуществляется регулятором потока 15, через который часть рабочей жидкости отводится на слив. При этом, скорость VJ, уменьшается до нуля, как показано пунктиром. Минимальная скорость водила в режимеа
VB равна, примерно, 2/3 Vk Такая же скорость водила 9 может быть 5 получена при закрытом регуляторе потока 15 и среднем положении гидрораспределителя 14, соответствующем режиму б (фиг. 2.2). Это максимальная скорость во,-г/вмии г о г««1гс
дила в режиме о, где Уь ve
В этом режиме гидролинии дополнительной
0 гидромашинь 13 соединены между собой и со сливом. Гидромашина 12 выполняет функцию гидротормоза. При открытии регулятора потока 15 гидромашина 12 работает в режиме насоса, крутящий момент на ее валу определяется перепадом давления на регуляторе потока iS.
Солнечная шестерня 11 враща ётся в сторону, противоположную ее вращению в режиме а. При открытии регулятора потока 15 на определенную величину скорость
0 водила будет минимальной для режима б и равной 1/3 , Направление вращения .водила сохранится прежним.
Смещение гидрораспределителя 14 в крайнее правое положение обеспечивает режим работы в. При закрытом регуляторе потока 15 будет получена скорость води,ауЬмин (фиг. 2.3). В этом случае гидромащина 12 работает в режиме насоса так же, как и в режиме б, только нагрузкой является гидромашина 13, имеюQ щая постоянную частоту вращения и постоянный рабочий объем и являющаяся в этом случае гидротормозом. Расход объемной нерегулируемой гидромашины 12 ограничен пропускной способностью объемной нерегулируемой гидромашины 13. С росS том нагрузки на движителе 26 гидромашина 12 начинает повышать свою частоту вращения, что приводит к увеличению ее расхода и росту давления в гидролинии 20. При
5ТОМ увеличивается момент на солнечной шестерне 11 и, следовательно, на водиле 9. Землеройная машина продолжает двигаться с прежней скоростью, но при большей нагрузке в. трансмиссии. В этом режиме можно с помощью регулятора потока 15 понизить скорость водила 9 до нуля, т. е. до полной остановки машины.
Во всех трех режимах работы ходоуменьшителя величина давления в гидролинии 20, а также момент на солнечной шестерне 11 ограничены настройки предохранительного клапана 16.
Для получения реверса водила 9 и заднего хода машины шестерня 7 выводится из зацепления с эпициклической шестерней 8. Зубчатая муфта 24 смешается вправо и входит в зацепление с зубчатым венцом 25, соединяя эпициклическую шестерню 8 с неподвижным корпусом дифференциала.
Если гидрораспредёлитель 14 находится в положении а, то гидромашина 13 работает как насос, а гидромашина 12 - как гидромотор. Скорость солнечной шестерни равна УС (фиг. 2.4). При переводе гидрораспределителя 14 в положение в направление врашения гидромашины 12 изменяет ся на противоположное, т. е. Vu Vt, и скорость водила также меняется по направлению V . Таким образом, получается реверс выходного звена ходоуменьшителя и задний ход машины.
При использовании трех режимов, получаемых с помошью переключения гидрораспределителя 14 и двух режимов при переключении муфть 23, расширяется обший диапазон регулирования скорости передвижения землеройной машины (фиг. 2.5).
Формула изобретения
тре; фаЗчНЬ1Й дифференциал, вхолное звено которого связано с двигателем, а выходное с движителем, основную объемную нерегулируемую гидромашину, связанную с регулируемым звеном дифференциала, дополнительную объемную нерегулируемую гидромашину, связанную с регулируемым звеном дифференциала, дополнительную объемную нерегулируемую гидромашину, связанную с входным звеном, регулятор потока и на0 правляюший гидрораспределитель, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости рабочего хода машины, регулятор потока подключен к основной гидромашине, а направляющий гидрораспределитель установлен между напорной линией основной гидромашины и гидролиниями дополнительной гидромашины и выполнен трехпозиционным для соединения в первой позиции напорной гидролинии основной гидромашины с одной из
0 гидролиний дополнительной, во второй - гидролинией дополнительной гидромашины между собой и со сливом, а в третьей - напорной гидролинии основной гидромашины с другой гидролинией дополнительной гидромашины.
5
0 и шестерней, установленной на валу дополнительной гидромашины для соединения входного звена с двигателем.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
№ 482334, кл. В 60 К 17/10, 1972 (прототип) .
фиг 1
Авторы
Даты
1981-04-07—Публикация
1979-01-24—Подача