4;
00
о
00
|
сти только за счет обеспечения быстрого реверса транспортного средства упомянутьй гидрораспределитель ходоуменыпителя вьтолнен пятилинейным и трехпозиционным. При необходимости рас1Пирения диапазона скорости за счет увеличения верхнего ее предела при движении транспортного средства вперед ходоуменыпитель снабжен дополнительным насосом, а гидрораспределитель выполнен шестилинейным и трехпозиционным. При необходимости расширения диапазона скорости одновременно как за счет введения быстрого реверса, так и за счет увеличения верхнего ее предела движения вперед ходоуменьшитель снабжен дополнительным насосом 10,
подключенным напорной гидролинией к гидрораспределителю, выполненному четьфехпозиционным и шестилинейньм. 2 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия самоходной машины | 1989 |
|
SU1676848A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1990 |
|
SU1717421A2 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1988 |
|
SU1579799A1 |
Ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU925688A2 |
Трансмиссия самоходной машины | 1990 |
|
SU1754498A2 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU878612A1 |
Ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU925689A2 |
Гидромеханический ходоуменьшительдля зЕМлЕРОйНОй МАшиНы | 1979 |
|
SU819285A1 |
Система приводов трактора | 1983 |
|
SU1131686A1 |
Система приводов трактора | 1987 |
|
SU1418086A1 |
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, а именно к дополнительным устройствам тр аисмиссий-ходоуме ньшителям, пред- назначенным для обеспечения движения этих средств на пониженных ско ростях. Цель изобретения г повьше- ние эффективности путем расширения диапазона регулирования скорости движения транспортного средства. В ходоуменыпителе соединение гидромашины 8 с гидробаком выполнено одновременно как через обратный клапан 15 с проводимостью в сторону гидромашины, так и через второй предохранительный клапан 16, а к гидрораспределителю дополнительно подключены напорный гидроклапан 18 низкого давления и гидробак. При необходимости расширения диапазона скорос (Л
1
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий-ходоуменьшителям, пред- назначенным для обеспечения движе-. ния этих средств на пониженных ско1РОСТЯХ,
1
Цель изобретения - повьппение эффективности путем расширения диапазона регулирования скорости движения тран- спортного средства.
На фиг.1 показана гидравлическая схема ходоуменьшителя с устройством быстрого реверса; на фиг. 2 - гидрав- лическая схема ходоуменьшителя с устройством, обеспечивающим увеличение верхнего предела скорости движения вперед транспортного средства; на фиг, 3 - гидравлическая схема ходо- уменьшителя, обеспечиватмцая как быстрый реверс, так и увеличение верхнего предела скорости движения вперед транспортного средства; на фиг. 4 - планы скоростей трехзвенного зубчатого дифференциального механизма в четырех диапазонах регулирования скорости и при реверсе.
Ходоуменьшитель (фиг.1) состоит из дифференциального механизма (ДМ), входное зве«о 1 которого (солнечная шестерня) соединено с механизмом переключения (МП), выходное звено 2 (водило) соединено с трансмиссией, а регулируемое звено 3 () свя- зано с гидромашиной. Механизм переключения может быть выполнен в виде зубчатой муфты, ведущий элемент 4 ко
5
0
торой связан через главное сцепление с двигателем, ведомый элемент 5 связан с солнечной шестерней 1, кроме того имеется тормозной (неподвижный) элемент 6 и переключающее звено 7. Переключающее звено муфты может занимать левую позицию, когда ведущий элемент 4 и ведомьй 5 соединены друг с, другом, или правую позицию, когда ведомый элемент муфты
замыкается на тормозной элемент 6.
|
Гидросистема гидроходоуменьшителя (ГХУ) включает гидромашину В, гидронасос 9 и дополнительньй гидронасос 10,гидробак 11 и регулирующую гидроаппаратуру. .Гидромашина 8 приводится от эпицикла 3 и имеет первую и вторую гидролинии. Первая гидролиния соединена с регулируемьм дросселем 12, с первым предохранительным клапаном 13 и с гидрораспределителем (ГР) 14. Вторая гидролиния соединена с одной стороны с гидробаком 11 через обратньй клапан 15 и второй предохранительный клапан .16, а с другой - с ГР. Насос 9 приводится от двигателя и своей напорной гидро- лийией 17 соединен с ГР. Дополнительньй насос 10 приводится от двигателя (две) и им может быть, например, насос навесной системы трактора. К гидрораспределителю дополнительно подсоединены напорный гидроклапан 18 низкого давления и гидробак 11 посредством гидролинии 19. Регули- руемьй дроссель 12 может быть использован как отдельный самостоятельный
узел, так и в качестве составного элемента другого устройства, например регулятора потока. .Вход дросселя соединен с первой гидролинией гидромапшны 8, а выход - с гидробаком.
При необходимости расширения диапазона скорости путем обеспечения быстрого реверса ГР выполнен пятилинейным и трехпозиционным (фиг.1).
При необходимости расширения диапазона скорости путем увеличения вер него ее предела дополнительный насос 10 присоединяется напорной гидролинией 20 к ГР 14, который выполнен шестилинейным (фиг.2).
При необходимости расширения диапазона скорости как за счет введения быстрого реверса, так и за счет увеличения верхнего предела скорости движения средства вперед дополнительный насос 10 также присоединяется напорной гидролинией 20 к ГР, которьй вьтолнен уже четьфехпо- зиционным и шестилинейным (фиг.З).
При работе ходоуменьшителя, снабженного дополнительно устройством быстрого реверса (фиг.1), обеспечивается движение транспортного средства в одном из трех поддиапазонов бесступенчатого изменения пониженной скорости движения вперед - высшем, среднем и низшем и одного диапазона реверса.Настройка на каждый поддиапазон осуществляется водителем посредством ГР и МП.
На фиг. 1 показано положение ГР и МП при их настройке на высший диапазон скорости. В этом случае мощность от двигателя подводится к движителям двумя потоками: первый - механическим путем - через МП к солнечной шестерне 1; второй - гидравлическим путем - через насос 9, гидромашину 8 и эпицикл 3. Оба потока мощности суммируются на водиле 2 и далее через трансмиссию мощность подводится к движителям. Гидросистема в этом случае работает следующим образом .
Насос 9, вращаясь, подает масло из гидробака по напорной гидролинии 17 к ГР и далее к первой гидролинии гидромашины 8, заставляя ее вращаться. В этом случае гидромашина 8 работает в режиме гидромотора, слив масла из которого осуществляется
по второй его гидролинии и далее через ГР, гидролинию 19 в бак.
Таким образом, работа ходоуменьшителя в этом поддиапазоне осуществляется в режиме двухпоточной передачи с дифференциалом на выходе и условно обозначена режимом а на плане угловых скоростей ДМ (фиг.4).
Здесь показано, что угловая скорость Hj- солнечной шестерни задается постоянной п, const; регулирование скорости водила Vg, я следовательно, и транспортного средства
осуществляется за счет изменения с прмощью. гидропередачи скорости n,(Vg) эпицикла. Регулирование скорости осуществляется дросселем 12. При закрытом дросселе к гидромашине 8
подается весь поток масла от насоса 9, при этом скорость гидромотора. и эпицикла максимальнь. В этом случае, как видно из плана скоростей, скорости водила и транспортного средства также максимальны и равны соответственно . и V .По мере открытия дросселя часть масла перепускается на слив и скорость гидромотора, а следовательно, водила транспортного средства уменьшается соответственно до . и 2/3 у,.
При необходимости снизить скорость движения вперед транспортного средства ГР переключается в позицию 11,
мощность от две подводится через МП к ДМ и на сателлитах происходит ее разделение: один поток подводится к водилу и далее к трансмиссии и движителям; другой - к эпициклу
и далее к гидромашине 8, которая работает как насос. Причем первая гидролиния является напорной, а вторая всасьгоающей. При этом насос 9, вращаясь, подает масло к ГР и
далее по второй гидролинии - на вса- сьшание гидромашины 8. Всасывание обеспечивается подпиткой благодаря подключению к напорной гидролинии 17 через ГР напорного гидроклапана
18 низкого давления. Если по какой- то причине (падение КПД насоса 9) . подпитки на всасывание не хватает, открывается обратный клапан 15 и осуществляется дополнительное засасывание масла гидромашиной 8 из гидробака. Гидромашина 8 подает масло под давлением по первой гидролинии к дросселю 12 и на слив в гидробак. При регулировании дроссель
задает различную частоту вращения гиромашины В, .обеспечивая тем самым бесступенчатое изменение скорости транспортного средства.
Таким образом, работа ходоумень- шителя в этом поддиапазоне происходит в режиме двухпоточной передачи с разделением мощности на ДМ или режиме гидротормоза и условно обозначен режимом б на плане угловых скоростей ДМ (фиг.4). Здесь показано, что регулирование происходит за счет изменения скорости вращения эпицикла. При закрытом дросселе гидромашина 8 и эпицикл остановлены, скорость водила и транспортного средства максимальны и равны соответственно V/ и 2/3 V , т.е. равны
минимальной скорости предьщущего под- 20 обозначен режимом р). При таком пере-.
диапазона. При открытом дросселе
гидромашина 8 и эпицикл получают
отрицательное вращение по скорости Vg,
тогда скорость водила и средства
будут минимальны для этого попдиапа.и
в мин
зона и равны соответственно V и I/3 V,.
Для дальнейшего снижения скорости транспортного средства в ГХУ механизм переключения перемещается вправо (по стрелке), замыкая на тормоз солнечную шестерню, а ГР переключается в позицию t. В этом случае мощность от ДВС через гидропередачу - насос 9, гидрмашину 8 подводится к ДМ и далее к трансмиссии и движителям. Работа гидросистемы происходит в этом случае следующим образом.
Насос 9, вращаясь от двигателя через .зубчатую передачу, подает масло через ГР к гидромашине 8 по гидролинии 17 и первой гидролинии. Слив масла в гидроба с осуществляется через ГР по гидролинии 19 и второй гидролинии. Здесь гидромашина 8 работает в качестве гидромотора, вращаясь в положительном направлении, а ГХУ работает в режиме полнопоточной передачи насос-гидромотор (на плане скоростей (фиг.4) этот режим обозначен К). При закрытом дросселе к гидромашине 8 поступает весь поток масла от насоса 9 и скорость гидромашины и эпицикла максимальны. При этом скорость водила и транспортного средства также максимальными равны Vв „„ и 1/3 V, , а также минимальной скорости предьщущего поддиапазона. При открытом дросселе гидромаши25
транспортное сред- соответственно В рассматриваемой реверса не регулиру30
35
40
45
50
55
ключении гидромотор и эпицикл реверсируются до скорости Vg; реверсируются также водило и ство до скорости, Vf и -1/3 V.
9 MQKC
схеме скорость ется.
При работе транспортного средства в любом из рассмотренных режимов и превьш1ении нагрузки свыше допустимой в первой или второй гидролинии гидромашины 8, которая является напорной давление масла превьш1ает допустимое, и срабатывает соответственно первый 13 или второй 16 предохранительный клапан, обеспечивающий снижение скорости транспортного средства и его остановку.
Описанная возможность регулирования скорости транспортного средства в каждом поддиапазоне в пределах 1/3 от максимальной скорости обеспечивается специальным подбором параметров ДМ, дросселя, гидромашины и насоса. При этом мощность дросселирования снижается до минимальных размеров и тем самым обеспечивается оптимальное значение КПД ходоуменьши- теля.
При работе ходоуменьшителя, снабженного устройством, расширяющим скорость за счет увеличения верхнего ее предела (фиг.2), движение транспортного средства возможно в одном из четырех поддиапазонов скорости вперед: ускоренном, высшем,.среднем и Низшем. Поскольку подробное описание работы ГХУ в поддиапазонах дано вьш1е, то далее с целью исключения
на 8 в эпицикл останавливаются и, следовательно, транспортное средство стоит.
Быстрьй реверс возможен при пере- ключении ГР в позицию III, а МП находится в прежнем,правом положении. Тогда мощность от ДВС передается от насоса 9 к гидромашине 8 и далее через ДМ,Трансмиссию к движителям. Насос 9, вращаясь, подает масло через ГР по гидролинии 17 к гидромашине 8, работающей в режиме гидромотора с отрицательным вращением, а слив
осуществляется через ГР по первой гидролинии-и гидролинии 19. Таким образом, ГХУ работает в режиме полнопоточной передачи насос-гидромотор (на плане скоростей (фиг.4) условно
5
транспортное сред- соответственно В рассматриваемой реверса не регулиру0
5
0
5
0
5
ключении гидромотор и эпицикл реверсируются до скорости Vg; реверсируются также водило и ство до скорости, Vf и -1/3 V.
9 MQKC
схеме скорость ется.
При работе транспортного средства в любом из рассмотренных режимов и превьш1ении нагрузки свыше допустимой в первой или второй гидролинии гидромашины 8, которая является напорной, давление масла превьш1ает допустимое, и срабатывает соответственно первый 13 или второй 16 предохранительный клапан, обеспечивающий снижение скорости транспортного средства и его остановку.
Описанная возможность регулирования скорости транспортного средства в каждом поддиапазоне в пределах 1/3 от максимальной скорости обеспечивается специальным подбором параметров ДМ, дросселя, гидромашины и насоса. При этом мощность дросселирования снижается до минимальных размеров и тем самым обеспечивается оптимальное значение КПД ходоуменьши- теля.
При работе ходоуменьшителя, снабженного устройством, расширяющим скорость за счет увеличения верхнего ее предела (фиг.2), движение транспортного средства возможно в одном из четырех поддиапазонов скорости вперед: ускоренном, высшем,.среднем и Низшем. Поскольку подробное описание работы ГХУ в поддиапазонах дано вьш1е, то далее с целью исключения
повторов ДЛЯ рассматриваемого варианта ГХУ приводится только таблица характеристики работы в различных перечисленных режимах (пункты 1-4).
При работе ГХУ, снабженного дополнительно как устройством реверса, так и устройством, обеспечивающим расширение скорости за счет увеличения верхнего ее предела (фиг.З), дви жение транспортного средства возможно в одном из пяти поддиапазонов скорости: ускоренном, высшем, среднем, низшем движении вперед и реверсе. Характеристика работы ГХУ дана в приведенной вьше таблице в режимах (пункты 1-5).
Таким образом, предлагаемый мно- годиапазонньй ГХУ позволяет существенно расширить диапазон регулиро- вания скорости транспортного средства без снижения КПД, что существенно может повысить его эффективность.
Формула изобретения
Ускоренный - м
4/3 V,
V,
0 5
0
5
0 о 5
5
ронасоса, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем расширения диапазона регулирования скорости движения транспортного средства, он снабжен вторым предохранительным клапаном и обратным клапаном сообщенными с второй гидролинией гидромашины, напорным гидрбкла- паном низкого давления, при этом гидрораспределитель вьшолнен трехпо- зиционным пятилинейным, первая линия которого соединена с напорной гидролинией гидронасоса, вторая линия - с гидроклапаном низкого давления, третья линия - с второй линией гидромашины, четвертая линия - с гидроба- ком, а пятая линия - с первой линией гидромашины, при этом в первой позиции гидрораспределителя го первая линия сообщена с пятой линией, во второй позиции первая линия сообщена с второй и третьей гидролйниями, в третьей позиции первая линия-сообщена с третьей линией.
Двухпоточная передача Левое с двумя насосами и с ДМ на вьгходе
2 Высший - а V2/3 V,
3Средний - б 2/3 V, 1/3 V,
4Низший - к 1/3 V, О
5 Быстрый
реверс - р -1/3 V
U18087
10 Продолжение таблицы
Левое
Левое Правое
Левое
Двухпоточная передача с одним насосом и с ДМ на выходе
Гидротормоз
Полнопоточная гидропередача насос-гидромотор
Полнопоточная нерегулируемая передача насос-гидромотор .
IS
Ф1/9.3
о f
|
Л
I
(
Редактор А.Ворович
Составитель А. Барыков
ТехредМ.Моргентал Корректор О.Кравцова
Заказ 4105/15
Тираж 558
ВМИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушсмая наб., д. А/5
Подписное
Ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU925688A2 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-08-23—Публикация
1987-04-24—Подача