Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно к трансмиссиям, имеющим ступенчатую коробку передач и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменьшитель.
Цель изобретения - повышение эффективности работы самоходной машины на по- ниженныхскоростяхпутем
автоматического ограничения мощности дросселирования.
На чертеже представлена принципиальная схема устройства.
Трансмиссия содержит дифференциальный механизмам) 1, одно звено которого, например, солнечная шестерня 2, связана кинематически с валом приводного двигателя (ДВС), другое звено, например, водило 3 соединено с входным звеном, например, с входным валом 4 коробки передач (КП), в реактивное звено, например, коронпая шестерня 5, соединено зубчатой передачей с насосом 6. Солнечная шестерня свя- зана с коронной и с водилом через сателлиты 7. В дифференциальном механизме 1 может быть установлена муфта, предназначенная для его блокировки. За КП эасположен задний мост (ЗМ) и ведущие колеса.Насос 6 имеет всасывающую гидро- Пинию 8, соединенную с гидробаком 9, и Напорную гидролинию 10. Последовательно гидравлически соединенные нерегулируемые гидродроссель (ДР) 11 и регулятор потока 12 установлены в напорной гидролинии таким образом, что вход 13 гидродросселя соединен с насосом 6, а его выход 14 - с регулятором потока 12, выход которого 15 соединен с гидробаком. Гидро- |ходоуменьшитель (ГХУ) снабжен двухпози- ционным гидрораспределителем (ГР) 16, который может быть выполнен нормально открытым и четырехлинейным. Вход 17 ГР подключен к входу 13 нерегулируемого ДР, а выход ГР (точка 18) подключен к выходу 14 ДР. Гидрораспределитель имеет полость управления 19, соединенную с напорной гидролинией перед входом нерегулируемого ДР. Для предохранения от перегрузок трансмиссия снабжена предохранительным клапаном 20 с настройкой давления срабатывания с помощью пружины 21. Полость управления 22 настройкой пружины гидравлически выборочно соединена с напорной гидролинией и с гидробаком через гидрораспределитель соответственно в точке 23 и 24.
П ри работе трансмисии самоходной машины с включенным ГХУ муфта блокировки ДМ выключается, и звенья 3 и 5 дифференциального механизма не имеют друг с другом жесткой блокировки, Тогда мощность от ДВС подводится к солнечной шестерне 2, сателлитам 7 и далее в ДМ делится на два потока, Один поток мощности направляется к КП, ЗМ и подводится к колесам. Другой поток направляется к коронной шестерне 5 и подводится через зубчатую передачу к насосу 6. При этом насос, вращаясь, засасывает масло из гидробака 9 по всасывающей гидролинии 8 и подает его в ходу 17 гидро- рзспределителя 16 и к входу 13 нерегулируемого гидродросселя.
При необходимости работы самоходной машины в низшем диапазоне пониженных скоростей в КП водителем включается низшая передача, а гидрораспределитель, поскольку он выполнен нормально открытым, находится в позиции 1, так как возникаю- щиз а напорной гидролинии давления от максимальных рабочих тяговых усилий недостаточны, чтобы, воздействуя на полость
управления 19, преодолеть усилия пружины и переключить ГР в позицию 11. В позиции 1 ГР соединяют РП непосредственно с напорной гидролинией 10 и насосом б. Тогда
вследствие законов гидравлики масло из напорной гидролинии будет проходить в направлении меньших гидравлических сопротивлений, т. е. минуя гидродроссель 11, масло направится через ГР к точке 18 и
0 далее поступит к точке 14 и к регулятору потока 12. Водитель, вручную изменяя настройку РП от полностью открытого до полностью закрытого, тем самым бесступенчато регулирует скорость само5 ходной машины, соответственно от нуля и до максимальной скорости низшего диапазона V п макс.. Величина этой скорости определяется передаточным числом Un фансмиссии при остановленном реактив0 ном звене ДМ. При этом выделяется мощность дросселирования, которая не должна превышать предельно допустимую с экономической точки зрения, что обеспечивает кинематикой ГХУ при его проектировании.
5 В случае возникновения перегрузок самоходной машины возникающее давление в напорной гидролинии превышает давление настройки клапана 20, он срабатывает и при этом масло от насоса 6 поступает на слив, а
0 сам насос разгоняется до тех пор, пока выходное звено/водило 3) ДМ не остановится, а следовательно, не произойдет остановка самой машины.
При необходимости движения машины
5 на более высоких скоростях водитель включает в КП соседнюю более высокую передачу (высший диапазон). Вследствие меньшего передаточного числа трансмиссии Un+1 (Un-н Un) на более высокой пере0 даче и при наличии максимальных рабочих тяговых нагрузок момент на валу насоса возрастает, а следовательно, повышается давление в напорной гидролинии 10. Это давление воздействует на полость управле5 ния 19 ГР и он, преодолевая силу пружины, автоматически переключается в позицию 11. Тогда поток масла от насоса 6 направится к нерегулируемому гидродросселю 11, далее к регулятору потока 12 и на слив в
0 гидробак 9. При этом водитель, рукояткой закрыв полностью РП, задает тем самым максимальную пониженную скорость движению самоходной машины V n-и макс, так как при этом насос и корона 5 останавлива5 ются, а водило 3 и входное звено 4 КП получают максимальную частоту вращения. Плавно изменяя настройку РП от полностью закрытого до полностью открытого,возможно бесступенчато изменять пониженную скорость самоходной машины от максимальной (V rrt-1 макс,до минимальной (V гн-1 мин) При полностью открытом регуляторе потока 12 минимальная скорость не доводится до нуля (как в низшем диапазоне) вследствие большего, чем на низшей пере- даче в КП, гидравлического сопротивления от насоса до гидробака при полностью открытом РП. При этом за счет подбора проходного сечения гидродросселя 11 возможно добиться, чтобы минимальная скорость высшего диапазона была равна максимальной скорости низшего, Vm-1 мин М п макс, что обеспечит движение самоходной машины оез разрыва скорости от нуля до V п+1 макс и одновременно автома- тически ограничит мощность дросселирова- ния в высшем диапазоне пониженных скоростей, так чтобы она не превышала мощности дросселирования низшего диапазона. Поскольку в высшем диапазоне по- ниженных скоростей для таких же перегрузок, как и в низшем диапазоне, будут возникать большие давления в напорной гидролинии, необходимо для нормальной работы машины, чтобы предо- хранительный клапан был перенастроен на большие давления. Поэтому в позиции II ГР напорная гидролиния соединяется с полостью управления 22 настройкой пружины, которая при этом поджимается, настраивая клапан на большее давление. При перегрузках клапан открывается и машина останавливается.
При необходимости работы самоходной машины на основных скоростях блокиро- вочная муфта включается и при этом блокируется ДМ и двигатель напрямую (без редукции) соединяется с входным звеном 4 КП, и трансмиссия работает обычным образом, а ГХУ отключается.
Таким образом, изобретение повышает эффективность работы самоходной машины путем расширения скоростного диапазона
пониженной скорости при автоматическом ограничении мощности дросселирования. Формула изобретения
1.Трансмиссия самоходной машины, содержащая ступенчатую коробку передач с переключаемыми передачами и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменьшитель, состоящий из дифференциального механизма с входным звеном, соединенным с приводным двигателем, выходным звеном, соединенным с входным звеном коробки передач, и реактивным звеном, насоса с напорной гидролинией, вал которого кинематически соединен с реактивным звеном, последовательно гидравлически соединенных регулятора потока и нерегулируемого гидродросселя, двухпози- ционного гидрораспределителя, вход которого гидравлически подключен к входу нерегулируемого гидродросселя, предохранительного клапана, подключенного к напорной гидролинии и гидробаку, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы самоходной машины на пониженных скоростях, вход нерегулируемого гидродросселя соединен напорной гидролиние/й с насосом, а его выход - с выходом гидрораспределителя и с входом регулятора потока, выход которого соединен с гидробаком.
2.Трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что предохранительный клапан выполнен автоматически перенастраиваемым с полостью управления настройки пружины, выборочно соединенной через гидрораспределитель с напорной гидролинией и с гидробаком.
3.Трансмиссия поп. 1, отличающая- с я тем, что гидрораспределитель выполнен нормально открытым и снабжен полостью управления, соединенной с напорной гидролинией перед входом нерегулируемого гидродросселя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия самоходной машины | 1990 |
|
SU1754498A2 |
Трансмиссия самоходной машины | 1989 |
|
SU1669779A1 |
ТРАНСМИССИЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 1994 |
|
RU2041583C1 |
Многодиапазонный гидромеханический ходоуменьшитель транспортного средства | 1987 |
|
SU1418087A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1990 |
|
SU1717421A2 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1985 |
|
SU1299844A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1988 |
|
SU1579799A1 |
Система приводов трактора | 1987 |
|
SU1418086A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU878612A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1981 |
|
SU981027A2 |
Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а более конкретно к трансмиссиям, имеющим ступенчатую коробку передач и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменыиитель. Цель изобретения - повышение эффективности работы машины на пониженных скоростях путем автома- тического ограничения мощности дросселирования. Трансмиссия содержит ступенчатую коробку передач с переключаемыми передачами и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменьшитель, состоящий из дифференциального механизма 1 с входным звеном 2, соединенным с приводным двигателем, выходным звеном 3, соединенным с входным валом 4 коробки передач, и реактивным звеном 5 насоса 6, вал которого кинематически соединен с реактивным звеном последовательно гидравлически соеди- ненных регулятора потока 12 и нерегулируемого гидродросселя 11, двухпо- зиционного гидрораспределителя 15, вход которого гидравлически подключен к входу нерегулируемого гидродросселя, предохранительного клапана 20, подключенного к напорной гидролинии и гидробаку. Новым в трансмиссии является то, что вход нерегулируемого гидродросселя соединен напорной гидродлинией с насосом, а его выход - с выходом гидрораспределителя и с входом регулятора потока, выход которого соединен с гидробаком. Кроме того, предохранительный клапан выполнен автоматически перенастраиваемым с полостью управления настройкой пружины, соединенной с напорной гидролинией через гидрораспределитель, который выполнен нормально открытым и четырехлинейным с полостью управления, соединенной с напорной гидролинией перед входом нерегулируемого гидродросселя. 2 з. п. фтлы, 1 ил. сл С о ч о 00 4Ьь со
Ходоуменьшитель самоходной машины | 1980 |
|
SU919908A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1989-08-30—Подача