I
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах шлифовальных станков.
Известна гидродинамическая опора, содержгицая цапфу вала , корпус с каналами, отверстиями и кольцевыми канавками для подвода и отвода смазки, установленную в корпусеи охватывающую цапфу вала разрезную втулку с пазами и выступами на внутренней поверхности, а расположенные в пазах самоустанавливающиеся сегменты со сферическими опорами. При этом пазы выполнены открытьми в сторону одного из торцов разрезной втулки, а кольцевые канавки на другом ее торце. Кроме того, сферические опоры самоустанавливакицихся сегментов закреплены в корпусе нежестко, с возможностью регулирования ij.
Однако, известная опора обладает недостаточной жесткостью, так как и имеет нежестко закрепленные самоустанавливающиеся сегменты.
Цель изобретения - повьшение жесткости опоры и точности.
Указанная цель достигается тем, что опОра снабжена смонтированным.
в корпусе механизмом продольного перемещения разрезной втулки, причем сопрягаемые поверхности корпуса и разрезной втулки выполнены коническими, кольцевые канавки для подвода и отвода смазки расположены на наружной поверхности разрезной втулки, а сферические опо1мы .самоустанавпивающихся сегментов жестко закреплены в
0 последней. Кроме того, на нару)Кной поверхности разрезной втулки вы- . полнен паз, а механизм ее продольного перемещения имеет эксцентрик, установленный в корпусе и взаимо5действующий со стенк 1ми паза, а выступы на внутренней поверхности разрезной втулки выполнены в форме ласточкиного хвоста.
На фиг. 1 изображена гидродина0мическая опора, поперечный разрезу на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 на фиг. 3 - аксонометрическая проекция опоры с разрезом (вап не показан).
5
Гидродинамическая опора содержит цапфу вала 1, корпус 2 о отверстием 3 для подвода и отверстием 4 для отвода смазки, установленную в корпусе 2 и охватывакхцую 1апфу вала 1 разрезную втулку 5 с пазами 6 и вы0
ступами 7 на ее внутренней поверхноти. В разрезной втулке 5 выполнены канал 8 и кольцевая канавка 9 для подвода и канал 10 и кольцевая канавка 11 для отвода смазки. Кольцевые канадки 9 и 11 расположены на наружной поверхности втулки 5. В пазах 6 разрезной втулки 5 расположены самоустанавливающиеся сегменты 12 со сферическими опорами 13. Сопрягаемые поверхности 14 корпуса 2 и втулки 5 выполнены коническими. Опора снабжена смонтированным в корпусе 2 механизмом 15 продольного перемещения разрезной втулки .5. Сферические опоры 13 самоустанавливающихся сегментов 12 жестко закреплены в разрезной втулке 5. На наружной поверхности разрезной втулки 5 выполнен паз 16, а механиз ее продольного перемещения 15 имеет эксцентрик 17, установленный в корпусе .2 и взаимодействующий со стенками паза 16.
Выступы 7 на внутренней поверхности разрезной втулки 5 выполнены в форме ласточкиного хвоста
Устройство работает следующим образом.
При отсутствий вращения вал 1 лежит на самоустанавливающихся сегментах 12, количество которых может быть три и более. В процессе вращения вала между его наружной поверхностью и внутренней поверхностью сегментов 12 образуется гидродинамический клин, обеспечивающий жидкостное трение между трущимися поверхностями. Для обеспечения самоустановки сегментов 12 относительно опоной поверхности вала 1 в продольном и поперечном сечениях сегменты опираются на сферические опоры 13, жестко закрепленные в разрезную коническую втулку 5. Конусной наружной поверхностью втулка 5 сопрягается с внутренним конусом корпуса 2. Регулировка зазора в опоре {между валом 1 и сегментами .12)осуществляется путем перемещения: конусной втулки 5 в осевом направлении с помощью по меньшей мере одного эксцентрика 17, вмонтированного в корпус 2. Во внутренней полости конической втулки в промежутках между сегментами 12 и выступами 7 имеются полости для подачи смазки в каждый сегмент 12 и полости для отвода отработанной смазки и образующейся масляно-воздушной эмульсии. Выступы 7 выполнены со скосами по форме ласточкиного хвоста : Такая форма позволяет охватить большую часть поверхности вала, что препятствует проникновению отработанной смазки в зону следующего сегмента 1 по ходу вращения вала. Одновременно боковая поверхность скоса, не изменяя направления потока отработанной смазки, направляет ее в отводную магистраль, что уменьшает перемешивание смазки и ее застой. Небольшой зазор (не более 1 мм)между внутренней поверхностью выступов 7 и наружной поверхностью вала 1 преп.ятствует накоплению остаточной маеляно-воздушной эмульсии в опоре, способной попасть .в рабочую зону меду опорнь ми сегментами 12 и поверхностью вала 1). В рабочую зону опоры масло из напорной магистрали попадает через отверстие 3 в корпусе 2, кольцевуй канавку 9 и каналы 8 в конической втулке 5. Отвод отработанной смазки и образующейся масляновоздушной эмульсии осуществляется через кансшы 10 в кольцевые канавки 11 в конической втулке 5 и далее через отверстие 4 в корпусе 2 опоры Предлагаемое изобретение позволяет повысить жесткость гидродинами7 ческой опоры и точность вращения вала, Формула изобретения
1.Гидродинамическая опора, содержащая цапфу вала, корпус с отверстиями для подвода и отвода смазки, установленную в корпусе и охватывающую цапфу вала разрезную втулку с пазами и выступами на внутренней поверхности, а также с каналами и кольцевыми канавками для подвода
и отвода смазки, расположенные в пазах самоустанавливающиеся сегменты со сферическими опорами, отличающаяся тем, что, с целью повышения жесткости опоры и точности вращения вала, она снабжена смонтированным в корпусе механизмом продольного перемещения разрезной втулки, причем сопрягаемые поверхности корпуса И , разрез ной втулки выполнены коническими, кольцевые канавки для подвода и отвода смазки расположены на наружной поверхности разрезной втулки, а сферические опоры самоустанавливающихся сегментов жестко закреплены в последней,
2.Гидроднамическая опора по п.1 отличающаяся тем, что на наружной поверхности разрезной втулки выполнен паз, а механизм ее продольного перемещения имеет эксцентрик, установленный в корпусе
и взаимодействующий со стенками паза.
3.Гидродинамическая опора по п.1 отличаю.щаяс,я тем, что,
с целью предотвращения попадания воздуха в смазку, выступы на внутренней поверхности разрезной втулки выполнены в форме ласточкиного хвоста .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское .свидетельство СССР по заявке 1 2699211/27, кп.Р 16 С 17/03 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидродинамическая опора | 1978 |
|
SU775444A1 |
Опора скольжения | 1978 |
|
SU800448A1 |
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2619408C1 |
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2602470C2 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2011 |
|
RU2467208C1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2000 |
|
RU2193123C2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 1994 |
|
RU2090783C1 |
Опорный подшипник скольжения | 1989 |
|
SU1682661A1 |
Гидродинамическая опора | 1988 |
|
SU1661497A1 |
СИСТЕМА ОЧИСТКИ ДРОБИЛКИ | 2011 |
|
RU2519954C2 |
Авторы
Даты
1981-04-15—Публикация
1979-02-05—Подача