Иэо|бретение относится к техничес кой диагностике механизмов и может быть использовано для диагностирования отдельных сопряжений трансмиссий Известно устройство для диагностирования трансмиссийпо энергетичес ким потерям, содержащее приводной ре версивный электродвигатель, редуктор датчик момента, преобразователь,блок управления и самописец JL. Недостатком этого устройства яв.ляется невозможность выделения из суммарных энергетических потерь соетавляющей, соответствующей потерям в .отдельных сопряжениях трансмиссии. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для диагностирования трансмиссий, содержащее кинематически сое динеиные реверсивный привод и датчик момента, выходной вгш которого предназначен для соединения с вгшом диагностируемой трансмиссии, последОвательно соединенные усилитель-преобра зователь и регистратор j. Недостатком этого устройства является низкая производительность диагностирования, обусловленная значительной трудоемкостью установки вала испытуемой трансмиссии в заранее заданные угловые положения. , Цель изобретения - повышение про- изводительности и точности диагностирования . Поставленная цель достигается тем, что оно снабжено задатчикомугла поворота, закрепленным на выходном валу датчика момента, аналоговым ключом, включенным между выходом датчика момента и входом усилителя-преобразователя, последовательно соединенными пороговым элементом, двумя элементами задержки, элементом ИЛИ, второй вход которого предиазначеи для приема импульса Пуск, и триггером, выход которого соединен со вторым входом аналогового ключа, прогрёиючным блоком,вход которого соединен с выходом задатчика угла поворота, двумя усилителями, выходы которых подключены ко входам реверсивного привода, а входы - к выходу программного блока и ко второму выходу триггера, кнопкой, три группы нормально разомкнутых контактов которой предназначены для подачи логической 1 на второй вход триггера, на второй и третий входы прогргиимного блока, первые нормально замкнуые контакты этой кнопки включены ежду выходом первого элемента заержки и вторьм входом программного лока, а вторые нормально замкнутые контакты включены между выходом прог раммного блока и вторым входом триг- . гера.
на фиг.1 представлена блок-схема устройства) на фнг.2 - пример выполнения программного блока.
Устройство содержит кинематичес- . ки соединенные реверсивный привод 1 .и датчик 2 момента, выходной вал которого предназначен для соединения с валом диагностируемой трансмиссии 3, последовательно соединенные усилитель-преобразователь 4 и регистратсф 5, а также задатчик 6 угла поворота, закрепленный на выходном валу датчика 2 момента, ансшоговый ключ 7, включенный между выходом .датчика 2 момента и входом усилителя-преоб- 20 разователя 4,,последовательно соединенные пороговый элемент 8, два элемента 9 н 10 задержки, элемент 11 . ИЛИ, второй вход которого предназначен для приема импульса Пуск, и триг- 25 гер 12, выход которого соединен со вторым входом аналогового ключа 7, програ1« 1ный блок 13, вход которого соединен с выходом задатчика 6 угла поворота, двумя усилителями 14 и 15, JQ выходы котор ых подключены ко входам реверсивного привода 1, а входы к вь1ходу Прогрс1мм ного блока 13 и ко второму выходу триггера 12, кнопку
16, три группы 16.1, 16.2, 16.5 нор- JC
мально разомкнутых контактов, которые предназначены для подачи логической 1 на второй вход триггера, на второй и третий входы программного блока, первые нормально згилкнутые контакты 16.3 включены между выходом первого элемента 9 задержки и вторым входом программного блока 13, а вторые нормально замкнутые контакты 16.4, включены между выходом nporpaNOviHoro блока 13 и вторым входом триггера 12. 45 Датчик 2 момента обычно выполняется в виде тензодатчика, сопротивление которого линейно зависит от момента. Згщатчнк 6 угла поворота может содержать, как минимум, три датчика, обоз- 50 начаегАис в дальнейшем 6.1,6.2 и 6.3 не показаны}. Количество этих датчиков определяет количество тактов .в однсм цикле диагностирования.Датчики могут устанавливаться взаранее .« згщанные угловые положения.
. Программный блок представляет со- бой кольцевой счетчик с числомразрядов, равным трем.
В шгрвом разряде содержатся пос ледовательно соединенные элемент tO 17 И,основной триггер 18 и вспомогательный Р -® 19.ВТ01РОЙ разряд содержит элемент 20 И, основной триггер 21 и вспомогательный триггер 22. Третий разряд содержит элемент 23 И, 65
основной триггер 24 и вспомогательный триггер 25. Выходы основных триггеров каждых двух разрядов через соответствующие элементы 26, 27, 28 ИЛИ соединены с R-входом вспомогательного триггера каждого третьего разряда.
Выходы основных триггеров 18,21 и 24 через элемент 29 ИЛИ подключены к выходу программного блока 13. Инверсные выхода вспомогательных триггеров 19, 22 и 25 соединены с первыми входами элементов 17, 20 и-23 И втсчрые входы которых соединены через первый вход программного блока 13 с соответствунадими датчиками 6.1,, 6.2, и 6.3 задатчика 6 угла поворота.R входы основных триггеров 18, 21 и 24 подключены ко второму входу программного блока 13, а третьи входы элементов 26, 27, 28 ИЛИ сое инены с третьим входом упомянутого блока.
Устройство работает следующим образом.
После включения питания логической 1 посредством кнопки 16 на триггер 12 и на входы программного блока 13 осуществляется установка триггеров в О положение. После механического соединения устройства с валом диагностируемой трансмиссии 3, вториный ваш которой тормозят, например внешним тормозом, устанавливают задатчик 6 угла поворота в исходное положение. Это положение может быть выбрано между первым и последним датчиками. Далее на устройство подается электрический импульс Пуск, который переводит триггер 12 в состояние 1. При этом логическая единица 1 с выхода триггера формирует посредством усилителя 14 команду Назад для привода 1, и начинается вращение кинематической части устройства. Логический О с инверсного выхода триггер 12 подается на управляющий вход аналогового ключа 7 и размыкает его.Благодаря зтогду электрический сигнал с выхода датчика 2 момента не проходит на вход усилителя-преобразователя 4 и не регистриг1уется регистратором 5. Вргицение Назад прекращается, когда сработает первый датчик 6.1 задатчика 6 угла поворота. Импульс с его выхода поступает через первый вход програкмнОго блока 13 на подготовленный элемент 17 И (фиг.2)и записывае 1 в первый разряд кольцевого счетчика. Логнческг1я 1 на выходе основного триггера 18 передается через элемент 29 ИЛИ на.выход программного блока 13, а также на зход$вспомогательноготриггера 19, где она запоминается. Логическая 1 на выходе программного блока формирует посредством усилителя 15 команду Вперед. В то же время сброс триггера 12 в О прекращает форАшрование команды Назсщ. При этом привод реверсируется, и начинается такт регистрации энергетических потерь в первом угловом положении трансмиссии В течение этого времени логическая 1 на инверсном выходе триггера 12 эгалл кает ключ 7, и сигнал от датчика 2 момента, например в виде изменения сопротивления, поступает на усилител преобразователь 4. Последний вырабатывает напряжение, пропорциональное этому изменению, и подает его в региртратор 5 и на вход порогового эле мента 8.При дост жении измеряемого Уюмента величины порога срабатывания на выходе элемента 8 формируется логическая 1, которая подается на второй вход программного блока 13 и записывает О в основной триггер 18 и с некоторой задержкой в элементе 9 записывает 1 j триггер 12. В ре зультате переброса упомянутых тригге ров прекращается формирование команда Вперед, разрывается ключ 7, и формируется команда Назад. Происходит вто рое, после начальной установки,, ревер сирование привода. При этом .последова тельно формируются Два импульса;второй импульс с датчика 6.1 и первый-импульс с датчика 6.2. Благодаря запоминанию 1 в триггере 19 повторный импульс от датчика 6.1 не изменяет состояние триггеров программного блока. 13, импульс от датчика 6,2, в свою очередь, осуществляет запись 1 в следующий разряд кольцевого счетчика ,в триггеры 21 и 22 и сбрасывает в О |вспомрГательный триггер 19 предыдущего разряда, элемент 9 задержки обеспечивает подавление помех первхсдного процесса. После появления ийпульса с датчика 6,2 процесс повторяется. Привод последовательно реверсируется на каждый первый импульс от следующего датчика задатчика 6 угла поворота, трансмиссия накапливает угловые зазоры, и производится регистра ция энергетических потерь в заранее выбранных сопряжениях трансмиссии. Цикл диагностирования заканчивается в момент, когда на программный блок поступает третий импульс от датчика 6.1. При этом циклы могут быть ПОВ-, торены несколько раз, после чего следует ручное выключение устройст.ва. - , . ; Предложенное устройство упрощает сбор диагностической информации. Использование его в практике диагностирования механизмов с механическими трансмиссиями повышает точность и п:роизводительность этой операции прИ| выполнении регламентных мероприятий и при ремонте. Формула изобретения Устройство для диагностирования : трансмиссий, содержащее кинематически соединенные реверсивный привод и датчик момента, выходной вал которого предназначен для соединения с валом диагностируемой трансмиссии, последовательно соединенные усилительпреобразователь и регистратор, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности и точности диагностирования, оно снабжено задатчиком угла поворота, закрепленным на выходном валу датчика момента, аналоговым ключом, включенным между выходом датчика момента и входом усилителя-преобразователя, последовательно соединенными пороговым элементом, двумя элементами задержки, элементом ИЛИ, второй вход которого предназначен для .приема импульса , и триггером, выход которого соединен со вторым входом аналогового ключа, программным блоком, вход которого соединен с выходом задатчика угла поворота, двумя усилителями, выходы которых подключены ко входам реверсивного привода, а входы - к выходу программного блока и ко второму выходу триггера, кнопкой, три группы нормально разойкнутых контактов которой предназначены для подачи логической 1 на .второй вход триггера на второй и третий выходы программного блока, первые нормально замкнутые контакты этой kHOOKH включены между выходом первого элемента задержки и вторым входом программного блока, а вторые нормально замкнутые контакты включены между выходом программного блока и вторьм . входом триггера. источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 339827, кл. G 01 М 17/00, 1969. . 2.Автсфское сззидетельство СССР 324549, кл. G 01 N 3/56, 25.02.70 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для диагностирования технического состояния агрегатов трансмиссии транспортных средств | 1985 |
|
SU1411603A1 |
Система управления стендом для диагностирования технического состояния транспортных средств | 1988 |
|
SU1553875A1 |
Устройство для диагностирования зубчатых передач | 1983 |
|
SU1232887A1 |
Аналого-цифровое устройство для управления токарным станком | 1980 |
|
SU947830A1 |
Стенд для испытания тормозов транспортных средств | 1987 |
|
SU1474506A1 |
Устройство для диагностирования силовых передач | 1986 |
|
SU1314247A1 |
Инфузионный насос | 1985 |
|
SU1279635A1 |
Программируемый мультивибратор | 1990 |
|
SU1723654A1 |
Устройство для определения абсолютного положения вала исполнительного механизма | 1988 |
|
SU1781822A1 |
Электропривод стенда для испытания механических передач | 1985 |
|
SU1429267A1 |
Авторы
Даты
1981-04-15—Публикация
1978-06-21—Подача