Изобретение относится к транспор ному машиностроению, а именно к колесно-гусеничным транспортным сред- с твам. Известно транспортное средство с комбинированным движителем, S кот ром на приводных осях установлены .с возможностью поворота треугольные элементы, оборудованные гусеничными и колесными кодагли, к которым выборочно посредством приводных осей может быть приложен крутящий момент Движители работают раздельно. Каждый из них вводится в действи.е п воротом оси треугольного элемента. В это время неработающий движитель располагается по борту машины над работающим, увеличивая габариты и вес машины. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является движитель транспортного средства/ с держащий гусеничную ленту с эластич ными траками, механизм изменения фо мы движителя, состояпдий из направляющих колес, смонтированных с возможностью перемещения одно относи- тель-яо другого, опорных и поддерживающих элементов, связанных с гидро приводом E2l . Однако транспортное средство, снабженное таким движителем, обладает ограниченной маневренностью. Цель изобретения - повышение маневренности транспортного средства путем изменения формы движителя. Цель достигается тем, что опорный и поддерживающий элементы выполнены в виде дугообразных секций, соединенных между собой шарнирно. Кроме того, гусеничная лента снабжена телами качения, обращенными в сторону секций обода. На фиг. 1 представлен колесно-гусеничный движитель в форме колеса, . вид сбоку; на фиг. 2 - то же, в форме гусеничного движителя; на фиг. 3 разрез А-А на фиг.. 1; на фиг. 4 изменение формы колесного движителя в режим гусеничного хода (в вариантах) . Движитель транспортного средства содержит опорный и поддерживающий элемент 1, разделенный, например, на четыре равных секции, сочлененных между собой шарнирами 2. На ободе подвижно смонтирована гусеничная лента 3, оборудованная эластичными траками 4. Звенья гусеничной ленты соединены пальцами 5, на которых в
редней их части установлены тела ачения б по всему периметру обода.. Центральная ступица 7 колесо-гуеничного движителя шарнирно установена на цапфе 8 и жестко соединена с валом 9 трансмиссии и с корпусом вижителя, состоящим из двух щек 10 . и 11.
На центральной дтупице шарнирно закреплены гидроцилиндры 12, шток каждого из которых соединен с одной из секций опорного и поддерживающего элемента. По обе стороны от центральной ступицы 7 между щеками 10 и 11 на подвижных осях 13 смонтированы направляющие колеса 14 и 15, находящиеся в постоянном зацеплении с гусеничной лентой 3. Подвижные оси 13 направляющих колес размещены в . направляющих пазах 16 щек и при помощи планок 17 соединены с противолежащими шарнирами 2 секций опорного и поддерживающего элемента 1, На центральной ступице 7 с двух сторон выполнены пазы 18.
Враицение колеса 15 осуществляется при помощи, например, гидромеханической передачи, состоящей из гидромотора 19 и редуктора - ходоуменьшителя 20.
Предлагаемый движитель, установленный на транспортном средстве, обеспечивает его движение на колесном и гусеничном ходу следующим образом.
Для движения на колесном ходу штоки гидроцилиндров 12.перемещают секции опорного и поддерживающего элемента 1 так, что их шарниры 2 размещаются по окружности, центром которой.является ось центральной ступицы 7. Оси колес 14 и 15 при помощи планок 17 перемещаются по пазам 16 щек 10 и 11 и занимают положение, при котором их межцентровое расстояние является минимальным, а зубчатые венцы колес входят в пазы 18 центральной ступицы 7. Тем. самым гусеничная лэнта 3 оказывается заблокированной на опорном и поддерживающем элементе 1 и может перемещаться только с ним, .как одно целое, в режиме колеса. Вращение движителя относительно цапфы 8 обеспечиваетйя от вала 9 трансмиссии через ступицу 7, щеки 10 и 11 корпуса, подвижные оси 13 и колеса 14 и 15, .находящиеся в зацеплении с гусеничной лентой 3, а значит и с опорньли и поддерживающим элементом 1,
Для перевода движителя на гусеничный ход привод вала 9 устанавливается в нейтральное положение. Штоки гидроцилиндров 12 втягиваются в корпуса, а секции опорного и поддерживающего элемента 1 поворачиваются на шарнирах 2 так, что образуют овал, на большей оси которого размещаются колеса 14 и 15. Движитель принимает некруглую форму (фиг. 46) и занимает неустойчивое положение. Под действием вращающе-го момента пары сил (веса движителя и реакции грунта) движитель поворачивается на цапфе В и занимает устойчивое положение, при котором большая
S ось образованного секциями овала
располагается параллельно поверхности пути (фиг. 4в). Зубчатые венцы колес 14 и 15 выходят из пазов 18 центральной ступицы 7. Гусеничный
0 5СОД готов к работе.
Предлагаемь1м движителем могут быть оборудованы транспортные средства средней и большой грузоподъемности, а также специальные машины,
5 где по условиям работы требуется изменение опорной поверхности, понижение центра тяжести и т.д.
Формула изобретения
1.Движитель транспортного средства, содержащий гусеничную ленту с эластичными траками, механизм изменения формы.движителя, состоящий
из направляющих колес, смонтированных свозможностью перемещения одно относительно другого, опорных и поддерживающих элементов, связанных с гидроприводом, отличающий0 с я тем, что, с целью повышения
маневренности транспортного средства путем изменения формы движителя, опорный и поддерживающий элементы выполнены в виде дугообразных сек5 Ций, соединенных между собой шарнирно.
2.Движитель по п. 1, о т л и. чающийся тем, что гусеничная лента снабжена телами качения, обраQ щенными в сторону секций обода.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Японии № 48-24850, кл. 80 G 2.
2. Патент США № 2416183, кл. 244-100, 1947 (прототип).
s
V5
ffhe.J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Движитель транспортного средства | 1982 |
|
SU1079526A1 |
Колесно-гусеничный движитель транспортного средства | 1982 |
|
SU1081057A1 |
Модуль колёсно-гусеничного движителя и шасси с двумя модулями | 2022 |
|
RU2784225C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2340506C2 |
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2022 |
|
RU2790731C1 |
Колесно-гусеничный движитель | 1985 |
|
SU1263573A2 |
Колесно-гусеничный движитель | 1984 |
|
SU1162665A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2177421C1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2094283C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1987 |
|
RU2031039C1 |
J
{Риг.З
a
(ригЛ
Авторы
Даты
1981-05-23—Публикация
1979-07-05—Подача