t
Изобретение относится к области еталлургии, в частности к чугунам используемым для деггшей, работающих в условиях трения с высокими контактными напряжениями, например для толкателей клапанного механизма двигателей внутреннего сгорания.
В настоящее время для таких детаей применяется отбеленный чугун. Отбел на торце толкателяполучают за счет контакта жидкого чугуна в форме с кокилем или со сташьной заготовкой, образующей корпус толкателя (наплавка).
Известен чугун следующего состаа, вес.%:
Углерод3,2-4,2
Кремний1,0-2,0
Марганец0,6-1,2
Хром0,25-0,8
Медь 0,4-1,2 Ванадий0,2-0,6
Фосфор0,005-0,03
Бор0,005-0,03
ЖелезоОстальное Г.
Этот чугун не обеспечивает в условиях работы двигателей надежной работы пары кулачок-толкатель. В результате образования задиров толкатель и кулачок при работе интенсивно изнашиваются.
Наиболее близким к изобретению является чугун следующего химического состава, вес.%;
Углерод1,7-3,8
КремнийДо 2,5
Марганец До О,1 Хром .До 2,0
0
НикельДо 5,0 .
МедьДо 2,0
МолибденДо 2,0
ВанадийДо 1,0
ФосфорДо 0,2
5
АлюминийДо 1,0
БорДо 0,1
ТитанДо 0,15
ЦирконийДо 0,3
ВисмутДо 0/2
0
ТеллурДо 0,05
ЖелезоОстальное 121
Недостатком такого чугуна является низкая износостойкость и низкие антизадирные свойства.
5
Целью изобретения является повышение антизадинных свойств и износостойкости чугуна.
Цель достигается тем, что чугун, содержа14ий углерод, кремний, марга0нец, хром, никель, молибден, ванадий, фосфор и железо, дополнительно содержит азот при следующем соотношении компонентов, вес;.:
Углерод3,0-3,6
Кремний2,0-2,6
Марганец0,5-1,0
Хром0,6-1,2
Никель0,4-0,8 ,
Медь0,8-1,5
Молибден0,4-0,8
Ванадий0,2-0,6
Фосфор0,4-0,6
Азот0,02-0,08
ЖелезоОстальное
Азот в сочетании с ванадием и фосфором обеспечивает получение легированной ванадием и азотом фосфидной эвтектики (фосфидная эвтектика с нитридами ванадия), благодари чему белый чугун имеет повышенные антизадирные свойства и износостойкость. Химический состав и свойства предлагаемого и известного чугунов прив&;ден в таблице.
Испытание на износ и антизадирные свойства проводили на машине трения. Пара трения состояла из испы, тываемого чугуна и закаленной стали 45.
При оценке износа нагрузка составляла 150 кг, смазка - индустриальное масло, время испытания 50 час. Износ определяли по потере веса образца.
При оценке антизадирных свойств образец испытывали при нагрузках от 25 кг в течение 2 мин. Нагрузка, . при которой образовывался задир в 5 паре трения, характеризовала антизадирные свойства.
Использование предлагаемого чугуна для зготовления, например, толкателей позволит повысить их износостойкость и антизадирные свойства.
Формула изобретения
Чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, никель, медь, молибден, ванадий, фосфор и железо, отличающийся тем, что, с целью повьшения его антизадирньгх свойств и износостойкости, он дополнительно содержит азот при следующем соотношении компонентов, вес.%: Углерод3,0-4,6
Кремний2,0-2,6
Марганец0,5-1,0
Хром0,6-1,2
0,4-0,8 0,8-1,5 0,4-0,8
.0,2-0,6 0,4-0,6
0,02-0,08 Остальное
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1,Авторское свидетельство СССР № 494426, кл. С 22 С 37/06, 1975.
2.Патент Франции № 1462572, ,кл. С 22 С 37/00, 1972.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Чугун | 1982 |
|
SU1039978A1 |
Чугун | 1982 |
|
SU1063856A1 |
Чугун | 1990 |
|
SU1712450A1 |
Чугун | 1982 |
|
SU1065493A1 |
Чугун | 1989 |
|
SU1693112A1 |
СТАЛЬ | 2011 |
|
RU2478134C1 |
Износостойкий чугун | 1982 |
|
SU1068531A1 |
Чугун | 1976 |
|
SU581163A1 |
ИЗНОСОСТОЙКИЙ ЧУГУН | 2006 |
|
RU2313609C1 |
Чугун для гильз цилиндров двигателей | 1988 |
|
SU1560606A1 |
Авторы
Даты
1981-06-07—Публикация
1978-12-28—Подача