Изобретение относится к литейному производству, в частности к чугунам с Ш1дстинчатой формой графита для ответствен ных трущихся деталей двигателе внутреннего сгорания, например, гильз i линдров.
Известен чугун для гильз цилиндровое томобильных двигаделей следующего х|4Мй ческого состава, мас.%:
3,0-4,0
Чугун 2.0-2,5
Кремний 0,5 -1,0
Марганец 0,4-0,8
Хром 0,2-1,0
Никель 0,4- 1,2
Медь 0,1-0,3
Фосфор 0,07-0,2
Титан
Бор0,008-0,2
ЖелезоОстальное
Однако коррозионная стойкость этого
ГО 4 СЛ О угуна невысока.
Известен также чугун следующего химиеского состава, мас.%:
Углерод3,0-3,6
Кремний1,5-2,4
Марганец0,5-2,1
Хром0,1 -0,4
Фосфор0,06-0,25
Никель0,1 -1,0
Бор 0,003-0,012
Титан0,005-0,05
Азот0,006-0,012
ЖелезоОстальное
Однако этот чугун не обладает достаточной коррозионной стойкостью, обрабатываемостью, равномерностью твердости по Сечению центробежной отливки.
Известен чугун следующего химического состава, мае. %:
Углерод2,0-3,6
Кремний0,05-2,5
Марганец0,2-1,5
Медь0.01 -1,0
Ванадий0,05-2,0
Фосфор1,0-4,0
Титан0.005 - 0,7
Алюминий0,050 - 2,0
Железо Остальное
Однако при достаточно высокой износостойкости чугуна, он имеет неудовлетворительную обрабатываемость резанием.
Цель изобретения - улучшение обрабатываемости резанием гильз цилиндров, получение при отливке центробежным способом одинаковой твердости по сечению гильзы при сохранении достаточно высокого уровня износостойкости,
Для достижения указанной цели в чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, медь, ванадий, фосфор, титан, алюминий и железо, дополнительно введены хром и литий при следующем соотношении компонентов, мас.%;
Углерод3,3-3,7
Кремний2,1-2,6
Марганец0,5 - 0,8
Медь0.5-1,1
Хром0,4-0,8
Фосфор0,3 - 0,5
Титан0,03-0.2
Алюминий0,01-0,1
Ванадий0,08-0,15
Литий0,01 - 0,03
ЖелезоОстальное
В качестве примеси чугун может содержать серу до 0,1%.
Нижние и верхние пределы содержания углерода 3,3 - 3,7%, кремния 2,1 - 2,6%, алюминия 0,01 - 0,1% и титана 0,03 - 0,2 выбраны для получения в отливках гильз цилиндров оптимального количества графита и предотвращения отбела их наружных поверхностей. При содержании зтих злементов ниже указанных пределов уменьшается общее количество графита и повышается склонность чугуна к отбелу при центробежной отливке гильз.
Увеличение количества углерода, кремния, алюминия и титана свыше соответственно 3,7; 0,1; 2.6 и 0,2% приводит к ухудшению обрабатываемости чугуна резанием,
Легирование чугуна 0,5 - 1,1% меди улучшает форму графита, способствует его равномерному распределению в микроструктуре, что, в свою очередь, позволяет
улучшать антифрикционные свойства чугуна, уменьшить износ сопряжений с ним поверхности поршневого кольца.
Содержание в чугуне 0,5 - 0,8% марганца и 0,4 - 0,8% хрома благоприятно сказывается на износостойкости чугуна.
Наличие в чугуне 0.3 - 0,5% фосфора обеспечивает образование оптимального количества фосфидной звтектики.
Введение в чугун ванадия в пределах
5 0,08 - 0,15% позволяет повысить коррозионную стойкость, улучшить обрабатываемость резанием, приводит к равномерному распределению твердости по сечению центробежной отливки.
0 Повышение коррозионной стойкости связано с размельчением эвтектических зерен, сильной ликвацией ванадия в фосфид- ную эвтектику.
Содержание ванадия менее 0.08% повышает коррозионную стойкость недостаточно, а содержание его выше 0,15% ухудшает обрабатываемость чугуна резанием. Улучшение обрабатываемости резанием связано с образованием комплексных включений фосфидной эвтектики взамен струк турно-свободных карбидов.
Равномерность твердости по сечению отливки достигается из-за того, что ванадий, имея более высокую атомную массу, чем
5 бор. меньше ликвирует на внутреннюю (рабочую) поверхность центробежной отливки. Литий при содержании 0,01 - 0,03% модифицирует твердый раствор, измельчает структуру чугуна в отливках, улучшает форму графита и фосфидной эвтектики. Для получения предложенного чугуна было выплавлено четыре смеси ингредиентов предполагаемого состава, четыре смеси составов с запредельным содержанием элементов и одна смесь известного чугуна. Плавки чугунов проводились в индукционной печи ИСТ-16 с основной футеровкой. Ферросплавы легирующих элементов вводились при 1380 - 1420° С в расплав чугуна,
0 алюминий, медь и литий в виде лигатуры лития и кальция (30% лития и 70% кальция с температурой плавления 560° С) вводилась при разливке непосредственно в ковш. Химический состав выплавленных чугу
5 нов представлен в таблИ, а данные об их эксплуатационных и технологических свойствах - в табл. 2.
Испытания на износ при трении скольжения со смазкой, содержащей абразив, проводили на машине трения с возвратнопоступательным движением образца, вырезанного из поршневого кольца понеподвижному образцу,, изготовленному из гильзы цилиндра. В смазку при этом добавлялось 10% абразива. Коррозионная стойкость определялась путем выдерживания образцов в злектролите из серной кислоты. Относительная стойкость режущего ийстгрумента определялась для сверл с твердосплавной вставкой.
Чугун может выплавляться в индукционных, дуговых и плазменных электропечах. Формула изобретения Чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, медь, хром, фосфор, титан, алю миний, железо, о т л и ч а ю щ и и тс я тем, что, с целью улучшения обрабатываемости
резанием, повышения предела прочности и стрелы прогиба, коррозионной стойкости при сохранении износостойкости, он дополнительно содержит ванадий и литий при следующем со отношении компонентов. мас.%:
Углерод3,3-3,7
Кремний2,1-2,6
Марганец0,5-0,8
Медь0,5-1,1
Хром0,4-0,8
Фосфор0,ЗЧ),5
Титан0,03-0,2
Алюминий0,01-0,1
Ванадий0,08-0,15
Литий0,01-0,03
ЖелезоОстальное
т .а б л и ц а. 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЧУГУН | 2018 |
|
RU2699343C1 |
Чугун для гильз цилиндров двигателей | 1990 |
|
SU1763504A1 |
Износостойкий чугун | 1978 |
|
SU722349A1 |
Чугун | 1988 |
|
SU1629343A1 |
Чугун | 1982 |
|
SU1065493A1 |
Чугун для гильз цилиндров двигателей | 1989 |
|
SU1659516A1 |
Чугун | 1989 |
|
SU1693112A1 |
Чугун для гильз цилиндров двигателей | 1988 |
|
SU1560606A1 |
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН | 2007 |
|
RU2337996C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН ДЛЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ОТЛИВОК | 2002 |
|
RU2221072C1 |
Изобретение относится к металлургии, в частйости к серым чугунам с пластической формой графита для ответственных трущихся деталей двигателей внутреннего сгорания, например гильз цилиндров. Цель изобретения - улучшение обрабатываемости, повышение предела прочности и стрелы прогиба, коррозионной стойкости при сохранении износостойкости. Чугун имеет след1ующий химический состав, мае. %: углерод 3,3-3,7; кремний 2,1-2,6; марганец 0,5- 0,8; медь 0,5-1,1; хром 0,4-0,8; фосфор 0,3-0,5; титан 0,03-0,02; алюминий 0,01- 0,-1; ванадий 0,03-0,15; литий 0.01-0,03; железо остальное. 2 табл.(Лс
ИЗНОСОСТОЙКИЙ ЧУГУН^сшо:ознАн^^^^^^-^по^шш-^^т!с^-^елио-"с?^д | 0 |
|
SU361216A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1990-01-02—Подача