о
00 00
сд
о
Изобретение относится к металлур гни, в частности к разработке составов чугуна для отливок тормозных колодок железнодорохсных вагонов.
Известен чугун fj, содержащий, вес.%:
Углерод3,0-3,6
Кремний1,6-2,0
Маргйнец . 0,8-1,2 Медь0,25-1,2
Хром1,3-1,7
Титан0,1-0,4
Азот, 0,05-0,2
ЖелезоОстальное
Недостатком такого чугуна является его низкая термостойкость и хрупкость, которые не позволяют использовать его для работы в тяжелых условиях торможения.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является чугун {2J следующего состава, вес.%:
Углерод3,0-4,6
Марганец0,5-1,0
Кремний2,0-2,6
АЗОТ0,002-0,08
Медь0,8-1,5
Ванадий0,2-0,6
Фосфор0,4-0,6
Молибден 0,4-0,8 ЖелезоОстальное
Цель изобретения - снижение себ, стоимости отливок при сохранении уровня износостойкости и тормозной эффективности.
Поставленная цель достигается тем, что чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, азот, хром, ванадий, фосфор, медь и железо, согласн изобретения, дополнительно содержит титан, при следующем соотношении компонентов, вес.%:
Углерод3,0-3,6
Кремний0,6-2,6
Марганец0,2-1,5
Азот0,005-0,04
Хром0,06-0,8
0,05-0,5 0,07-0,9 0,05-0,5 0,04-0,4 Остальное
Сущность изобретения заключается в замене в составе известного чугуна дорогостоящих молибдена и никеля на титан, сохранив повышенные износостойкость и тормозную эффективность.
Титан, присаживаемый в количестве 0,04-0,4% улучшает свойства чугуна за счет его влияния на формирование графита. Титан способствует появлению эвтектического графита, а также его измельчению в металлической основе чугуна, что улучшает фрикционПые свойства.
Наличие в чугуне наряду с титаном фосфора, позволяет повысить износоСтойкость чугуна за счет образования твердой фосфидной звтёктики. Кроме того, известно, что фосфор способствует формированию графитовых включений в виде розеток, что неблагоприятно сказывается на износостойкость чугуна. Введение Ti способствует тому, что графит при более высоком, чем традиционное (,2%) содержании фосфора кристаллизуется
в виде прямолинейных и завихренных тонких пластин.
Уменьшение содержания фосфора ниже нижнего предела не влияет на фрикционную стойкость чугуна, так как не происходит образования фосфидной эвтектики. При увеличении содержания фосфора в чугуне выше верхнего предела (более 0,9%)благоприятное влияние титана перекрываетс влиянием фосфора, приводящим к появлению в структуре розеточного графита, который имеет повышенную склонность к концентрации напряжений что приводит к снижению механических свойств чугуна. Повьааение содержания титана выше верхнего предела способствует кристаллизации чугуна по метастабильной диаграмме состояния, появлению в структуре ледебурита, что является браковочным признаком для данного класса чугунов.
Введение в состав чугуна ванадия увеличивает количество и повышает
.дисперсность перлита, измельчает графитов включения, что повьинает износостойкость чугуна. Добавка ванадия значительно усиливает благоприятное влияние хрома на твердость
чугуна. Совместно с азотом, ванадий, титан и хром образуют дисперсные стабильные- нитриды, равномерно распределяющиеся по сечению зерна, что повышает термостойкость и износостойкость чугуна. Увеличение содержания ванадия выше верхнего предела приводит к формированию структуры отбеленного чугуна, появляются участки со структурно-свободным цементитом, в результате чего увеличивается износ колеса.
Расширение пределов варьирования по кремнию и марганцу позволяет в сочетании с вводимыми элементами получить заданные структуры и свойства.
I
По меди пределы варьирования снижены, так как свойства чугуна, определяющие служебные характеристик тормозных колодок, с повышением содержания меди выше 0,5% -практически не улучшается.
Содержание xpON.a понижено, так ка при его содержании более 0,8% происхдит резкое огрубление матрицы, появляются специальные карбиды, которые охрупчивают чугун.
Химические составы и свойства известного и предлагаемого чугунов приведены в табл. 1.
Испытания износостойкости проводят на машине трения. Пара трения состоит из испытуемого чугуна и стали 65, применяемой для производства колес и бандажей железнодорожных вагонов. Нагрузка составляет 150 кгс, время испытаний 2 ч. Износ определяется по потере веса образца. Как показывают результаты, предлагаемый чугун обладает повьлаенной в 1,5 раза фрикционной стойкостью по сравнению с.чугуном, противопостав ленн1Л 4 экспертизой. Кроме того, применение чугуна прототипа в связи с его высокой твердостью приводит к сильному износу контртела, что
делает невозможным его применение для процесса торможения.
В табл. 2 приведен расчет калькуляции себестоимости составов известного и предлагаемого чугунов 5 при равном содержании С, Si, Мп, N, но различными Сг, Hi, Mo, Си, V и Ti.
Сравнительный анализ табличных данных показывает, что отливки 10 из чугуна предлагаемого состава имеют более низкую себестоимость и высокий уровень износостойкости и тормозной эффективности.
Ожидаемый экономический эффект 5 от использования предлагаемого чугуна взамен базового (ГОСТ 6921-74) обуславливается повьшением служебных свойств чугуна и составляет .33,5 млн. рублей в год.
Т а б л и ц а 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Чугун | 1982 |
|
SU1077945A1 |
Чугун | 1982 |
|
SU1065493A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН ДЛЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ОТЛИВОК | 2002 |
|
RU2221072C1 |
Чугун | 1982 |
|
SU1077946A1 |
Чугун | 1990 |
|
SU1712450A1 |
Чугун | 1979 |
|
SU815065A1 |
Чугун | 1990 |
|
SU1705394A1 |
ЧУГУН ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК | 1997 |
|
RU2122042C1 |
ЧУГУН | 1990 |
|
RU2033458C1 |
Чугун для гильз цилиндров двигателей | 1989 |
|
SU1659516A1 |
ЧУГУН, содержащий углерод, кремний, марганец, азот, хром, ванадий, фосфор, медь, железо, отличающийся тем, что, с целью снижения себестоимости отливок, при сохранении уровня износостойкости он дополнительно содержит титан ПЕИ следующем соотношении компонентов, мае.%; Углерод3,0-3,6 Кремний0,6-2,5 Марганец0,2-1,5 Азот0,005-0,04 Хром0,06-0,8 Ванадий0,05-0,5 Фосфор0,07-0,9 Медь0,05-0,5 Титан0,04-0,4 ЖелезоОстальное
Известный к
3,3 2,0 0,9 0,8 0,06 0,3 1,5
3,1 0,91,0-- - Предлагаемый чугун
2,-9 0,60,10,030,003 0,02 0,03
Чугун по
0,45 0,15 - гост 6921-74
Все элементы на верхнем
Продолжение табл. 1
241
100 1 Ni (1%) 25,00 0,6/0/95 Mo (1%) ФМО 55A 157,00 0,6/0,95 Cu(l%) 10,00 1,15/0,95 Статьи расхода 1.Материалы основные 2.Отходы прои 3 водства:15,79 99,15 12,11 0,27 О,95 2,84 250,25 118;85 250,25 118,85
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Чугун | 1978 |
|
SU687139A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Чугун | 1978 |
|
SU836186A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1983-12-30—Публикация
1982-03-09—Подача