Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Известен прибор для комплексного контроля однопрофильного зацепления цилиндрических прямозубых и червячны колес, содержащий установленные на основании, связанные эталонной передачей с приводом параллельные шпинде ли с эталонными червяками разного направления винтовой линии, расположенный под углом к ним шпиндель для закрепления контролируемого колеса, оснащенный тормозом D1Недостатком данного прибора является то, что он не позволяет проверя кинематическую точность промежуточны зубчатых колес (сателлитов планетарных передач) из-за невозможности реа лизации особенности проявления кине;матических погрешностей, вытекающих из условий их работы, требующих зацепления с ответными ведущим и ведомым колесами передачи, причем одновременно по правым и левым, профилям. Наиболее близким к предпагаемому является прибор для комплексного однопро4 щьного контроля зубчатых колес, содержащий установленные на основании три фиксируемие каретки с параллельными шпинделями, крайние из которых предназначены для установки измерительных зубчатых колес, привод вращения, тормозное устройство и измерительную систему, включающую преобразователь перемещений в электрические сигналы, злектронш 1Й блок и регистратор Недостатки указанного прибора заключшотся в том, что он предназначен для контроля одного типа колеспромежуточных, кроме того контроль на таком приборе не дает полную информацию о работоспособности промежуточного зубчатого колеса в передаче, так как в результат контроля не входит отклонение толщины зубьев. Цель изобретения - обеспечение контроля зубчатых колес разных типов и повышение его информативности Указанная цель достигается тем, что прибор снабжен дополнительной измерительной кареткой, установленной на средней каретке с возможностью свободного перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости, проходящей через оси шпинделей, шпиндель контролируемого колеса установлен ,на этой каретке, соединенной с преобразователем, предназначенным для контроля ее линейных перемещений, привод связан с шпинде лями обоих измерительных колес, а тормозное устройство установлено на шпинделе контролируемого колеса. На чертеже представлена схема прибора. Прибор содержит три шпинделя 1-3 с параллельными осями. Шпиндели -3 расположенные на первой крайней каретке 4 и второй крайней каретке (не по казана), предназначены для установки измерительных зубчатых колес 5 и 6 и снабжены приводом 7 обеспечивающим их синхронное вращение. Шпиндель 2, предназначенный для установки контролируемого колеса 8 , связан с, тормозным устройством 9 и расположен на подвижной каретке 10, которая с помой(ью шариковых направляющих расположена на средней каретке 11 и имеет свободное перемещение перпен дикулярно плоскости, проходящей чере оси крайних шпинделей 1 и 3. С подвижной кареткой 9 связаны пружина 12 и устройство индикации 13 и преоб разователь 14 линейных перемещений в электрические сигналы, который через электронный блок 15 связан с регистратором 16, Работа прибора при контроле кине матической точности Зубчатых колес по одноименным профилям осуществляе ся, за счет одновременного действия тормозного устройства 9 и прижимающего .усилия пружины 12 на подвижную .каретку 10 с контролируемым колесом 8, причем прижимаилцее усилие меньше тормозного. При этом, в начальный момент контролируемое колесо 8 нахо дится в зацеплении, например, с измерительным зубчатым колесом 9, поворот которого вызывает отжим подви ной каретки 10 до касания диаметрал но противоположного одноименного пр 34 филя контролируемого колеса 8 с измерительным зубчатым колесом 6, после чего контролируемое колесо 8 начнет вращаться. Контроль промежуточных зубчатых колес (сателлитов) осуществляется при отключенном тормозном устройстве 9 только за счет прижимающего усилия пружины 12 на подвижную- каретку 10. При этом, контролируемое колесо 8 входит в зацепление с измерительными зубчатыми колесами 5 и 6 разноименными диаметрально противоположными профилями. При Нсшичии у контролируемого колеса 8 кинематической погрешности во время вращения измерительных зубчатых колес 5 и 6 и контролируемого колеса 8, происходят воз-вратно-поступательные перемещения подвижной каретки 10, которые в виде непрерывной функции отображаются устройством индикации 13, или записываются регистратором 16 посредством преобразования преобразователем 14 линейных перемещений в электрические сигналы и обработки в электронном блоке 15. Использование данного прибора обеспечивает контроль зубчатых колес разных типов, в том числе, как прямозубых, так и косозубых. Формула изобретения Прибор для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, содержащий установленные на основании три фиксируемые каретки с парал-. лельными шпинделями, крайние из которых, предназначены для установки измерительных зубчатых колес, привод, вращения, тормозное устройство и измерительную систему, включающую преобразователь перемещений в электрические сигналы, электронный блок и регистратор, отличающийс я тем, что, с целью обеспечения контроля зубчатых колес разных типов и повышения его информативности, прибор снабжен дополнительной измерительной кареткой, установленной на средней каретке с возможностью свободного перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости, проходящей через оси шпинделей, шпиндель контролируемого колеса установлен на этой каретке, соединенной с преобразователем, предназначенным для контроля ее линейных перемещений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1981 |
|
SU962751A1 |
Устройство для контроля зубчатых колес | 1985 |
|
SU1377568A1 |
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1980 |
|
SU898833A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕСвПТБФЯ| S№EPT0S | 1972 |
|
SU429262A1 |
Измерительный зубчатый элемент | 1978 |
|
SU746168A1 |
Способ контроля зубчатых колес | 1974 |
|
SU590584A1 |
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1972 |
|
SU462975A1 |
Способ контроля направления зубьев косозубых зубчатых колес | 1973 |
|
SU497463A1 |
ПРИБОР ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ОДНОПРОФИЛЬНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1966 |
|
SU182899A1 |
Устройство для комплексного контроля конических зубчатых колес | 1980 |
|
SU937985A1 |
Авторы
Даты
1981-06-15—Публикация
1979-09-27—Подача