1
Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении, а именно к приборам для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес.
Известен измерительный зубчатый элемент приборов для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, вьшолненкый в виде одновенцового зубчатого колеса с )тиеньшенной частью профиля со стороны ножки на всех зубьях 1.
Однако использование этого измерительного элемента в указанных приборах не позволяет получить кинематическую погрешность в виде совокупности эвольвентограмм.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является измерительный зубчатый элемент приборов для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, состоящий из двух соосно установленных зубчатых венцов, сдвинутых один относительно другого на величину углового шага 2.
Однако использование этого измерительного элемента в приборах не обеспечивает контроля
,непрерьшной кинематической погрешности и координированной записи совокупности эвольвентограмм - прерьшной кинематической погрешности, что снижает точность контро.пя.
Целью изобретения является повышение точности контроля.
Это достигается тем, что зубчатые венцы жестко скреплены между собой, а на каждом из венцов зубья через один вьшолнены с уменьшенной частью профиля, выбранной из условия
10 работы в зоне однопарного зацепления с контролируемым зубчатым колесом.
На фиг. 1 изображено зацепление измерительного элемента с контролируемым колесом при
15 контроле непрерьюной кинематической погрешности; на фиг. 2 и 3 - зацЬпление измерительного элемента с контролируемым колесом при контроле прерывной кинематической погрешности - совокупности эвольвентограмм; на фиг. 4
20 пример использования измерительного зубчатого элемента на приборе для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес с преобразователями угловых перемещений.
Измерительный элемент 1 содержит два зубчатых венца 2 и 3, жестко связанных между собой. На каждом из венцов,через один.зубъя вьтолнены с умен шенной активной частью профилей, выбранной из условия их работы только в зоне одномерного зацепления, причем на одном венце зубья расположены по отношению к соответствующим зубьям, на другом - со смещением на величш углового шага.
Зубья с уменьщеппой активной частью «ро филей предназначены для обеспечения непрерьтности зацеплешя при поочередной обкатке венцов 2 и 3 измерительного злемента 1 с контролируемым колесом 4 во время измерения прерывной кинематической погрешности в виде совокупности эвольвентограмм.
Измерительный злемент может быть использован в приборах (см. фиг. 4) для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, работающих по схеме зацепления измерительного элемента 1 с контролируемым колесом 4, которые установлены соответственно на ишинделях 5 и 6 и позволяющих сообщать одному из щпинделей колес три фиксированны положения в осевомнаправлении,/Прибор оснащен преобразователем 7 угловых перемещений для регистрации относительного углового рассоласования шпинделей.
Работа зубчатого элемента осуществляется следующим образом.
Для измерения и регистрации кинематической погрешности в виде непрерывной функции контролируемое колесо 4 вводится в зацепление сразу с двумя венцами 2 и 3 измерительного элемента 1 и обкатывается в течение одного оборота.
Измерение и регистрация кинематической погрешности в ввде совокупности эвольвентограмм производится при двух осевых положениях измерительного колеса: при первом положении в зацеплении с контролируемым кояесом 4 нахощится верхний зубчатый венец, а при втором - нижний зубчап ш венец этого колеса. При каждом осевом положении измерительного колеса обкатка пронзводкгся в пределах одного оборота.
При измерении 11огреил{ости контролируемого колеса 4 вызывают дополнительные угловые смещения, накладывающиеся ,на синхронное вращение обоих колес. Эти дополнительные угловые смещения воспринимаются преобразователем 7 угловых перемещений, подключенным через усилительную аппаратуру (на чертеже не показано) к регистратору.
Повышение точности контроля достигается
0 за счет обеспечения координированной записи совокупности эвольвентограмм и дополнительной записи непрерывной кинематшюской погрещ. ности.
Координированная запись совокупности эволь5 вентограмм стала возможна благодаря наличию у венцов измерительного элемента через шаг зубьев с уменьшенной активной частью, работающих с сопряженными зубьями только в зоне однопарного зацепления и обеспечивающих
0 непрерывность зацепления при измерениях, а контроль непрерьшиой кинематической погрешности - благодаря введению жесткой связи между венцами измерительного элемента, что позволяет повысить точность контроля.
Формула, изобретения
Измерительный зубчатый элемент приборов для комплексного однопрофильного контроля зубчатьк колес, состоящий из двух соосно установленных зубчатых венцов, сдвинутых один . относительно другого на величину углового шага, о т л я ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности контроля, зубчатые венцы жестко скреплешл между собой, а на каждом из венцов зубья через один выполнены с зменьшеннсж частью профюш, выбранной из условия работы в зоне однопарного зацепления с контролируемым зубчатым колесом.
Источники информации, принятые бо внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 275432, кл. G ОГВ 5/20, 1968.
2.Авторское сввдетельство СССР W 338773, кл. G 01 В 5/20, 1970 (прототип)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1973 |
|
SU578553A1 |
Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями | 1983 |
|
SU1133049A1 |
Способ комплексного однопрофильногоКОНТРОля зубчАТыХ КОлЕС | 1979 |
|
SU815465A2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ | 1972 |
|
SU338773A1 |
Способ определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1976 |
|
SU599154A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1981 |
|
SU962751A1 |
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1979 |
|
SU906232A1 |
Способ определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1979 |
|
SU898834A2 |
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес | 1980 |
|
SU898833A1 |
Авторы
Даты
1980-07-05—Публикация
1978-01-02—Подача