Изобретение относится к контролю зубчатых колес, а именно к снособам контроля элементных показателей точности зубчатых колес.
Р1звестны снособы контроля нанравления зубьев косозубых зубчатьгх колес, заключающнеся в Io.M, что контролируемое колесо вводят в зацеиление с измерительным колесом на нриборе для комплексного коитроля и по ноказаниям этого прибора определяют погрео)иосг11 направлеНггя зубьев. Однако такие способы не обеснечпва от точность измерения, так как в нОКазания прибора входят и погрешности иротнвоноложны.х поверхностей зубьев, контактирующих одновременно с контролируемыми в нроцессе контроля на межцентромерах.
Целью нзобретення является новьннеиие точиости контроля наиравления зубьев косозубых колес.
Для этого контроль ироизводят на ipn6ope для комнлекснОГО однонрофнльного контроля к{ нематической погрен1ностп зубчатых колес, используют ста«дартпое измерительное зубчатое колесо н устанавливают между контролируемым н нзмерительным колесами межосевое расстояние, обеспечивающее в зацеплении торцовое перекрытие с коэффициентом перекрытия, блнзкнм нулю.
Контролируемое и измерительиое зубчатые колеса располагают на увеличенном относите.чьно номинального межосевом расстоянии.
За счет этого в заценлении оказываются только узкие полоски новерхностей зубьев н при обкатывании зубчатых колес на приборе для комилексного однопрофильного контроля передачу вращения обеснечнвают только винтовые образующие зубьев, соответственно отражая в ноказаниях ирибора свои погрешностн. Расположение колес па увелпченном межосевом расстояннн позволяет примеиить при контроле стиндартпыс измерительные колеса, тогда как в известных методах применяют снеинальные нзмерительпые колеса, чтобы исключить кннематический эффект профилей косых зубьев, так как особенностью последннх является одновременность передачн вращения как нрофнлямп зубьев, так и их винтовыми образующими. В изобретении нсгюльзован эффект, связанный с указанной особенностью косозубого зацепления, заключающнйся в том, что если у косозубого колеса удалить поверхностный слой зубьев, оставив только узкую полоску поверхности, расноложенную но винтовой образующей, то зацепление в паре не нарушится и вращение будет передаваться так же, как и при нормальной поверхности зубьев. То же самое будет наблюдаться, если удалить новерхностный слой, оставив только узкую полоску поверхности, расположенную но профилю зубьев. Контроль согласно изобретению производится следующим образом.
Колеса устанавливают на приборе для комплексного однопрофильного контроля так, чтобы их зубья заходили друг за друга так, чтобы в контакте находились полоски поверхностей Шири«ой порядка 2-3 мм. Это будет соответствовать торцовому перекрытию с коэффициентом, близким нулю. Заход профилей друг за друга следует определять с учетом скругления кромок по ширине зубчатого венца. В указанную ширину полоски контакта величина скруглеиия ИЛИ фаски не должна входить, т. е. заход профилей должен быть порядка 2-3 мм плюс ширина фаски (скругления) как на контролируемом, так и на измерительном колесе.
Далее контролируемое и измерительное колеса обкатывают в однопрофильном зацеплении. В результате прибор выдает обычно в виде записи на ленте бумаги погрешности направления всех зубьев, что обеспечивает надежный контроль зубчатого колеса, выполненный с высокой точностью, так как зацепление при контроле идет только по одноименным поверхностям, а современные однопрофильные приборы и измеритачьмые колеса достигли высокого технического совершенства.
497463
Высокая производительность приборов для одно-профильного контроля (0,5-1 мин. на измерение одного колеса) определяет рациональность широкого применения данного изобретения.
Предмет изобретения
Способ контроля направления зубьев косо.зубых зубчатых колес, заключаюшийся в том, что контролируемое колесо вводят в зацепление с измерительным колесом на приборе для К01мплексного контроля и по показаниям этого прибора определяют погренгности направления зубьев, отличаю ш и и с я тем, что, с целью повышения точности контроля, последний производят на приборе для комплексного однопрофильного контроля кинематической погрешности зубчатых колес, используют стандартное измерительное зубчатое колесо и устанавливают между контролируемым и измерительным колесами межосевое расстояние, обеспечивающее в зацеплении торцовое перекрытие с коэффициентом перекрытия, близким к нулю.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контроля профиля зубьев косозубых зубчатых колес | 1973 |
|
SU497464A1 |
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1981 |
|
SU962751A1 |
Прибор для комплексного однопрофильного контролязубчАТыХ КОлЕС | 1979 |
|
SU838303A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
Способ комплексного однопрофильногоКОНТРОля зубчАТыХ КОлЕС | 1979 |
|
SU815465A2 |
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес | 1972 |
|
SU462975A1 |
Измерительный зубчатый элемент | 1971 |
|
SU502199A1 |
Способ однопрофильного контроля пары зубчатых колес | 1982 |
|
SU1024689A1 |
Измерительный зубчатый элемент | 1978 |
|
SU746168A1 |
Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями | 1983 |
|
SU1133049A1 |
Авторы
Даты
1975-12-30—Публикация
1973-12-17—Подача