( СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения погрешности зубчатых колес | 1982 |
|
SU1062507A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес | 1985 |
|
SU1317269A1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1973 |
|
SU390346A1 |
Способ контроля зубчатых передач | 1985 |
|
SU1288489A1 |
Способ комплексного двухпрофильного контроля гибких зубчатых колес | 1981 |
|
SU1004741A1 |
Прибор для комплексного однопрофильного контролязубчАТыХ КОлЕС | 1979 |
|
SU838303A1 |
Способ контроля направления зубьев косозубых зубчатых колес | 1973 |
|
SU497463A1 |
Способ контроля профиля зубьев косозубых зубчатых колес | 1973 |
|
SU497464A1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1973 |
|
SU393570A1 |
1
Изобретение относится к машино- строению, в частности к контролю зубчатых колес.
Ивестен способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся в сравнении движения зубчатой пары, включающей контролируемое колесо и измерительное, с движением эталонной пары в виде фрикционных дисков т.
По разности движений фрикционных дисков контролируемого и измерительного колес определяют кинематическую погрешность контролируемого колеса. Проскальзывание фрикционных дисков при обкате вносит погрешность в результат измерения кинематической погрешности контролируемых зубчатых колес, которая не удовлетворяет требования производства.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ комплексного однопрофильного контроля, заключающийся в том, что
осуществляют однопрофильную обкатку по профилям контролируемого и измерительного колес с промежуточным колесом и определяют тангенциальную составляющую кинематической погрешности по относительному перемещению контролируемого и измерительного колес, установленных на соосных шпинделях, связанных с круговым первич,0 ным преобразователем 2.
Недостаток способа состоит в сложности средств для его осуществления , требующей применения прецизионных составных взаимосвязанных шпийJ5 делей, а также высокоточного измерительного кругового первичного преобразователя.
Цель изобретения - упрощение способа комплексного однопрофильного
20 контроля.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу комплексного однопрофильного контроля зубчатых крлес, заключающемуся в том,
что осуществляют однопрофильную обкатку по профилям контролируемого и измерительного колес с промежуточным колесом и определяют параметры кинематической погрешности, контролируемое и измерительное колеса жестко закрепляют между собой в положении, в котором профили из збьев сдвинуты по дуге делительной оружности один относительно другого не менее, чем на величину суммы их кинематических погрешностей, определяемых предварительным расчетом, вводят эти колеса в беззазорное зацепление с промежуточным колесом, а затем их обкатывают, и по изменению межосевого расстояния определяют радиальную составляющую кинематической погрешности.
На фиг. 1 представлена схема устройства для контроля; на фиг.2схема зацепления при контроле.
Устройство, на котором реализуется способ, содержит контролируемое колесо 1, измерительное колесо 2, промежуточное колесо 3. Контролируемое 1 и измерительное 2 колса установлены на неподвижном шпинделе k устройства для комплексного двухпрофильного контроля - межцентромере, а промежуточное 3 - н® шпинделе 5,закреплённом на каретке 6. Кретка б содержит пружину 7 и может перемещаться в направлении линии, проходящей через оси.шпинделей k и 5. Каретка 6 связана с регистрирующим устройством 8.
Способ осуществляется следующим образом..
Для обеспечения гарантированного однопрофильного контактирования зубьев контролируемого и измерительного колес 1 и 2 по всему зубчатому венцу их перед измерением сдвигают по дуге делительной окружности один относительно другого не менее, чем на величину суммы их кинематических погрешностей, и жестко скрепляют их между собой.
Такое взаимное смещение связано с тем,что контролируемое и измерительное колеса 1 и 2 имеют свою кинематическую погрешность, включающую и погрешность во взаимном рас- положении профилей зубьев по венцу. Поэтому, когда контролируемое колесо 1 накладь1вается на измерительное колесо 2, то сдвиг профилей зубьев
неравный на разных зубьях и, если не выдерживать условие о величине сдвига профилей зубьев по дуге де.рительной окружности, приведенное
выше, то на некоторых зубьях за
счет сложения кинематических погрешностей контролируемого и измери тельного колес 1 и 2 сдвиг может оказаться обратным, т.е. на части
зубьев он может быть направлен в противоположную сторону относительно других зубьев.
Предлагаемая кинематическая погрешность контролируемого и измерительного колес 1 и 2 ориентировочно рассчитывается с использованием исходных данных, полученных другими, например, поэлементными методами , контроля зубчатых колес.
Таким образом,скрепленные контролируемое и измерительное колеса 1 и 2 устанавливают на межцентромере на неподвижном шпинделе k и вводят в беззазорное зацепление с промежуточным колесом 3, установленном на шпинделе 5. После этого прои з водят обкат колес.
На фиг. 2 показано взаимодействие контролируемого, измерительного и
промежуточного зубчатых колес 1-3..
В контакт с зубьями промежуточного колеса 3 вступают профили : у контролируемого колеса 1 - правые, а у измерительного колеса - левые. При такой схеме контролируемое и измерительное колеса 1 и 2 оказываются каждое в однопрофильном зацеплении с промежуточным колесом 3. но по разноименным профилям. Зубья промежуточного
колеса 3 оказываются между зубьями контролируемого и измерительного колес 1 и 2, в двухпрофильном зацеплении ..
При обкате жестко скрепленных контролируемого и измерительного колес 1 и 2 с промежуточным колесом 3 погрешности контролируемого колеса 1 вызывают изменение межосевого расстояния между ними и перемещение каретки 6.
На отсчитывающем устройстве 7 межцентрометра, которое связано с кареткой 6, регистрируется изменение этого межосевого расстояния, обусловленного радиальной составляющей кинематической погрешности только контролируемого колеса. Применение изобретения позволит уменьшить капительные затраты при внедрении комплексного однопрофильно го контроля за счет возможности использования приборов для комплексного двухпрофильного контроля на 20. Формула изобретения Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что осущестляют од нопрофильную обкатку по профилям контролируемого и измерительного колес с промежуточным колесом и определяют параметры кинематической погрешности, отличающийся тем, что,. с целью упрощения контроля, контролируемое и измерительное колёса жестко закрепляют между собой В положении, в котором профили их зубьев сдвинуты по дуге делительной окружности один относительно другого не менее, чем на величину суммы их кинематических погрешностей, определенных предварительным расчетом, вводят эти колеса в беззазорное зацепление с промежуточным колесом, а затем их обкатывают, и по изменению межосевого расстояния определяют радиальную составляющую нематической погрешности, Источники-информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Марков А. Л. Измерение зубчатых колес. Л., Машиностроение, 1968, с. 135. 2.Марков А. Л. Измерение зубчатых колес. Л., Машиностроение, 1968, с. 137 (прототип).
Авторы
Даты
1982-09-30—Публикация
1981-03-31—Подача