Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях, требующих от крепеж ных элементов высокой универсальнос по длине и диаметру, быстроты установки и съема. . Известна шпилька для быстроразъе ных соединений, содержащая корпус, регулировочную втулку, эксцентрично размещенный в корпусе Г-обраэный болт с гайкой и пружиной 1. Это устройство, обладая высокой универсальностью по длине, обеспечи ваемой применением в конструкции регулировочной втулки, исключающей обходимость использования компенсир щих шайб для разных толщин соединяе мых деталей, имеет недостатки. Универсальность шпильки остается невысокой, так -как конструкция не обеспечиваетвозможности применения шпил ки для отверстий разного диаметра . Кроме того, шпилька сложна по конст рукции и эксплуатации, что снижает ее быстродействие. Наиболее близкая к предлагаемой шпилька для быстроразъемных соединений, содержащая корпус с окнами, несущий регулировочную втулку и сто порное устройство, состоящее, например, из подпружиненных рычага и фиксатора. Внутри корпуса размещен подпружиненный болт, в теле которого выполнены продольный ряд выемок и наклоненные пазы. Кроме того, болт снабжен установленными в наклонных пазах подвижными элементами, верхние кромки которых параллельны оси шпильки, ограничителями и направляющими штырями, установленными в упомянутые окна корпуса. При этом фиксатор стопорного устройства взаимодействует с одной из. выемок продольного их ряда 2} . Недостатки этой шпильки заключаиотся в ее ограниченной универсальности по длине и диаметру, в сложности конструкции .ввиду наличия большого количества сложных по конфигурации деталей, недостаточной надежности при работе в средах, засоренных посторонними частицами. Цель изобретения- повышение универсальности, быстродействия и надежности шпильки. Указанная цель достигается тем, что подвижные элементы выполнены в виде продольных планок, шарнирно связанных посредством поворотных штанг, с болтом, и снабженных телами качения., входящими в радиальные канавки, выполненйые на торце корпуса.
На фиг, 1 изображена шпилька, общий вид, установленная в соединяемые детали; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1, на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1. Болт 1 размещен с возможностью продольного перемещения в корпусе 2. На одном из концов болта 1 выполнена резьба, на которую навинчена гайка 3. На безрезьбовом конце болта 1 посредством шарниров 4 установлены поворотные штанги 5, с возможностью поворота в радиальных, плоскостях, проходящих через продольную ось болта 1 (фиг. 1 и 2).
На концах поворотных штанг 5 посредством шарниров 6 закреплены продольные планки 7. На верхней кромке продольных планок 7 выполнены ограничители 8, например, в виде ряда треугольных пластин. Благодаря своей форме и упругим свойствам материала ограничители В обладают гибкостью в плоскости, перпендикулярной оси шпильки и жесткостью в плоскости, парешлельной Оси шпильки. Поворотные штанги 5 в сочетании с продольными планками 7 выполняют роль подвижных элементов , имеющих возможность перемещения в радиальных плоскостях.
Корпус 2 снабжен регулировочной .втулкой 9, установленной на резьбе, выполненной на внешнем диаметре корпуса 2. На торце корпура 2, обршценном к подвижным элементам, выполне-ны радиальные канавки 10, глубина которых плавно уменьшается на участке, близлежащем к оси шпильки (фиг.1).
Концы продольных планок 7, обращеные к корпусу, снабжены телами 11 качения, например,типа ролик (фиг. 1 и 3) , входящими в радиальные канавки 10 на торце корпуса 2.
Шпилька устанавливается в отверстие соединяемых деталей 12, 13 и 14 (фиг. 1), Перед установкой в отверстие деталей 12, 13 и 14, шпилька приводится в исходное состояние, при котором ее габаритные размеры (длина и диаметр) имеют наименьшие значения С этой целью гайка 3 на резьбовом участке болта 1 вместе с корпусом 2 . отводится к концу болта 1.
При этом продольные планки 7 и поворотные штанги 5 подвижных элементов, благодаря шарнирному.соединению (шарниры 4 и 6), располагаются непосредственно у тела болта 1. Регулировочная втулка 9 на корпусе 2 не должна выходить за пределы корпуса 2. Введение шпильки в совмещенные отверстия деталей 12, 13 и 14 производитсн концом, противоположным резьбовому концу болта 1 до тех пор, пока корпус 2 не упрется в деталь 12. Окончательная установка и фиксация шпильки в отверстии деталей 12,
13 и 14 производится вращением гайки 3, вызывающим перемещение болта 1 в корпусе 2 в направлении сближения шарниров -4 с корпусом 2 (фиг. 1). При этом, пропорционально линейному перемещению болта 1 в корпусе 2, благодаря шарнирам 4, связывающим поворотные штанги 5 с болтом 1, угол межДУ осями поворотных штанг 5 подвижных элементов и осью болта 1 начинает увеличиваться. Одновременно продольные планки 7, связанные с поворотными штангами 5 шарнирами 6 и упирающиеся в торец корпуса 2 телами 11 качения, начинают поступательно перемещаться в радиальных направлениях центробежно относительно оси шпильки При этом параллельность верхних кромок продольных планок 7 оси шпильки не нарушается. Начало движения и само движение продольных планок 7облегчается телами 11 качения, установленными на концах планок 7, и входящими в радиальные канавки 10 на торце корпуса 2, а также тем, что глубина радиальных канавок 10 плавно уменьшается на участке, близлежащем к оси шпильки (фиг. 1 и 3).Центробежное движение продольных планок (.увеличение диаметра шпильки J при вращении гайки 3 продолжается до упора верхних кромок планок 7 в цилиндрическую поверхность отверстия (фиг. 1 и 2). При этом ограничители 8, находящиеся в пределах совмещённых деталей 12, 13 и 14, благодаря своей гибкости в плоскости, перпендикулярной оси шпильки и жесткости в плоскости, параллельной оси шпильки, изгибаются по форме цилиндрической поверхности отверстия и оказываются в пределах его диаметра, а ограничители 8, не вошедшие в пределы толщины совмещенных деталей 12, 13 и 14, остаются в выпрямленном состоянии за пределами диаметра отверстия деталей 12, 13 и 14. Невозможность дальнейшего перемещения гайки 3 по резьбе болта 1 свидетельствует о том, что шпилька полностью установлена в детали 12, 13 и 14 и указанные детали соединены. В случае неполного совпадения торца замыкающей детали 14 и оснований ограничителей, близлежащих к детали 14, у шпильки появляется продольный люфт, причем его величина не превышае.т расстояния между основаниями соседних ограничителей 8. При необходимости этот люфт устраняют поворотом регулировочной втулки 9 на корпусе 2 до упора втулки 9 в торец детали 12 (фиг. 1).
Вывод шпильки из отверстия в сое. диненных деталях 12, 13 и 14 произво, дится аналогично установке, но в обратном-порядке и состоит из следующих операций. Отвод регулировочной втулки 9 от детали 12, приведение шпильки в ис,ходное состояние; со&ственно вывод шпильки из отверстия в деталях 12, 13 и 14. Положительный эффект применения шпильки для быртроразъемных соедине ний заключается в повышении универсальности, упрощении конструкциишпильки и это достигается тем, что подвижные элементы выполнены в виде продольных планок, шарнирно связанных посредством поворотных штанг с телом болта, и снабженных на концах телами качения, входящими в радиаль ные канавки, выполненные на торце корпуса. Упрощение конструкции шпильки, помимо упрощения.процессов ее изготовления и сборки, приводит к упрощению регламентных работ и ремонта шпильки. Это повышает надежность ко струкции в целом. Кроме того, в пред лагаемой конструкции отсутствует оп ность отказов при работе шпильки в .средах,засоренных посторонними част цами, например, стружкой, пылью, песком. Формула изобретения Шпилька для быстроразъемных соединений, содержащая корпус, регулировочную втулку, подвижные элементы с ограничителями, расположенными параллельно оси шпильки, болт и гайку, отличающаяся тем, что, . с целью повышения универсальности, быстродействия и надежности, подвижг ные элементы выполнены в виде продольных планок, шарнирно связанных посредством поворотных штанг, с болтом, и снабженных телами качения,, а корпус выполнен с радиальными торцовыми канавками, в которые входят упомянутые тела качения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 525813, кл. F 16 В 21/06, 1976. 2.Авторское свидет,ельство СССР по заявке 2618129, кл. F 16 В 21/06, 1978 (прототип).
(риг. 7, /
S 7 8
g ВадА
14
(риг. 2
.,
Авторы
Даты
1981-06-30—Публикация
1979-03-11—Подача