Полуавтомат для укладки пазовойизОляции B МАгНиТОпРОВОд яКОРяэлЕКТРичЕСКОй МАшиНы Советский патент 1981 года по МПК H02K15/10 

Описание патента на изобретение SU845230A1

(54) ПОЛУАВТОМАТ ДЛЯ УКЛАДКИ ПАЗОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ В МАГНИТОПРОВСЛ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

1

Изобретение относится к технологическому оборудованию для производства элек трических машин и может быть использовано в электротехнической проЦ|(1шленности при укладке пазовой изоляции в магнитопровод якоря электрической машины.

Известен автоматический станок для укладки пазовой изоляции ротора или статора электрической машины, содержащий механизм подачи изолирующей ленты, механизм поворота ротора с фиксатором, обеспечивающим остановку на одно пазовое деление, механизм отрезки ленты, вложенной в паз, и счетчик числа оборотов 1.

Механизм подачи снабжен системой оправок с формовочными отверстиями, сквозь которые пропускается изолирующая лента, что позволяет придать изолирующей ленте требуемую форму при непрерывной подаче. Привод станка осуществляется от электродвигателя через редуктор, кулачковый вал и систему кулачков.

Недостатком данного станка является to, что он предназначен для укладки пазовой изоляции (по одной гильзе в каждый паз) и не дает возможность одновременной укладки индивидуальной изоляции на два конМАШИНь.

ца секции, расположенных радиально в одном пазу. При последовательной укладке изоляции на два конца секции, расположенных радиально в одном пазу, требуется дополнительное смещение механизма подачи , на шаг, равный расстоянию между концами секций, что снижает производительность станка и его надежность в работе.

Известен станок для изготовления и вставки прокладок в пазы статоров или роторов электрических машин 2. Станок содержит гнездо, в котором устанавливается статор или ротор. Гнездо помещено в обойме и связано с храповым колесом, взаимодействующим с кулачком кулачкового вала. Механизм подачи изолирующей ленты вы5 полней в виде прижимных роликов, между которыми зажата лента, и расположен перпендикулярно оси статора или ротора. Механизм резки состоит из неподвижного ножа и подвижного ножа, связанного системой рычагов с кулачком, сидящим на кулачковом

20 валу. Толкатель, расположенный вдоль оси паза статора или ротора, служащий для досылания отрезанной прокладки в паз статора, также связан с кулачковым валом.

Недостатком такого станка является то, что он позволяет осуществлять укладку изоляции несложной формы, например в виде прокладок, только в пазы статора или ротора. Получение изоляционных гильз сложной формы, например в виде прямоугольной трубки, требует дополнительных формообразующих механизмов, а укладка изоляционных гильз на концы секций, расположенных радиально, возможна только поочередно на каждый конец.

Известен также полуавтомат для укладки пазовой изоляции в магнитопровод якоря электрической мащины 3, содержащий станину, механизм- подачи ленты и формовки изоляционных гильз, многопозиционный барабан с продольными отверстиями для размещения гильз, толкатель для укладки изоляционных гильз в пазь магнитопровода якоря электрической машины, механизм поворота якоря с фиксатором.

Недостаток указанного полуавтомата заключается в том, что он не обеспечивает возможность индивидуальной изоляцШ сразу двух концов секций, лежащих в радиальной плоскости якоря, поскольку механизм формообразования изоляционной гильзы-скручивает только одну гильзу из предварительно отрезанной заготовки, что снижает производительность полуавтомата.

Целью изобретения является повышение производительности.

Это достигается тем, что полуавтомат содержит копир, жестко закрепленный на станине, и механизмы для размещения изоляционных гильз, каждый из которых выполнен в виде ползуна с роликом и продольным отверстием, а в барабане выполнены сквозные радиальные пазы, при этом ползуны установлены в пазах и подпружинены к барабану, а ролики контактируют с копиром. На фиг. 1-изображен полуавтомат для укладки пазовой изоляции в магнитопровод якоря электрической машины; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 2.

Полуавтомат для укладки пазовой изоляции в магнитопровод якоря электрической машины содержит станину 1, на которой закреплена стойка 2 с двумя кассетами 3 изоляционной ленты 4, надетыми на одну ось. Механизм 5 подачи ленты 4 м формовки изоляционных гильз выполнен совмещенным и состоит из системы верхних и нижних приводных тянущих и формующих роликов 6, 7, установленных в корпусе попарно и сжимаемых между собой пружинами (а чертежах не показаны ). Ролики 7 выполнены сдвоенными, т.е. каждый ролик имеет две одинаковые профилирующие канавки или два выступа, расположенные на заданном между собой расстоянии.

На выходе из механизма подачи и формовки изоляционных гильз установлен механизм резки сформованной.ленты, состоящий из приемного лотка 8, подвижного ножа 9 и выходного лотка 10. Подвижный нож 9 связан с кулачком распределительного вала (на чертежах не показан), установленного внутри станины I. Приемный и выходной лотки 8 и 10 имеют два отверстия, выполненные по профилю сформованных гильз.

Многопозиционный барабан 11, имеющий сквозные радиальные пазы, расположенные под углом 90° между собой, установлен на валу 12, закрепленном в опорах 13 так, что пазы, расположенные под углом 180, совпадают соответственно с позицией приема сформованных изоляционных гильз и позицией подачи их на якорь. Два других паза предназначены для уменьщения щага поворота барабана 11 с целью ускорения цикла укладки изоляции на якорь.

Сухари 14 установлены в сквозных радиальных пазах барабана 11 и жестко закреплены. Механизмы для размещения изоляционных гильз имеют ползуны 15, размещенные в этих пазах барабана 11 с возможностью перемещения вдоль них относительно неподвижных сухарей 14 посредством пружин 16, а укрепленные на них ролики 17 5 контактируют, с копиром 18. Сухари 14 и ползуны 15 имеют продольные отверстия, выполненные по профилю изолирующей гильзы, а барабан 11 установлен по отношению к выходному лотку 10 так, что продольное отверстие сухаря 14 соосно отверстию лотка 10.

На валу 12 барабана 11 жестко посажен сдвоенный кулачок 19, взаимодействующий с фиксатором 20 и механизмом поворота 21 якоря 22 электрической мащины. Многопозиционный барабан И связан с распределительным валом при помощи мальтийского креста и системы щестерен (на чертежах непоказаны), осуществляющих щаговый поворот барабана 11. За барабаном 11 на станине 1 в направляющих 23 установлен толкатель 24 со штангой 25. Для установки якоря 22 служат вращающиеся центры 26 и 27.

Полуавтомат работает следующим образом.

Якорь 22 зажимается в центрах 26 и 27. 5 В исходном положении сквозные радиальные пазы многопозиционного барабана 11 расположены в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При включении привода полуавтомата ролики 6 и 7 механизма подачи ленты периодически вращаются.

При этом две изолирующие ленты 4, зажатые между верхним и нижним тянущими роликами 6, см/атываются с кассет 3 и движутся параллельно. Проходя через систему формующих роликов 7, обе изолирующие ленты сворачиваются так, что образуют в сечении две изоляционные гильзы прямоугольной формы, которые затем проталкиваются в лотки 8 и 10.

После остановки сформованных гильз подается сигнал на подвижный нож 9 и поворот барабана П. Подвижный нож 9 опускается вниз и отрезает одновременно две гильзы мерной длины, находящиеся в лотке 10, а барабан 11 поворачивается на 90°, и очередной ползун 15 смещается к центру барабана 11. Во время следующего хода ленты барабан 11 неподвижен, а изоляционные гильзы из лотка 10 проталкиваются в продольные отверстия барабана 11. Вновь производится резка сформованной гильзы и поворот барабана 11. При повороте барабана 11 ролик 17 прекращает взаимодействие с копиром 18, а пружина 16 отжимает ползун 15 вдоль радиального паза к сухарю 14. При повороте барабана 11 на 180° ползун 15 приближается к сухарю Итак, что отверстия ползуна 15 и сухаря 14 будут соосны радиально расположенным концам секций якоря электрической машины.

Одновременно с поворотом барабана 11 происходит поворот якоря 22 на одно пазовое деление и фиксирование его в этом положении при помощи кулачка 19 и связанных с ним фиксатора 20 и механизма поворота 21. После остановки барабана 11 включается толкатель 24, который, совершая возвратно-поступательное движение, штангой 25 выталкивает обе изоляционных гильзы, находящиеся на позиции укладки изоляции, из продольного отверстия барабана 11 на концы секций якоря 22.

При следующем повороте барабана цикл работы полуавтомата повторяется.

Таким образом, в момент остановки барабана И через каждый его поворот на 90° происходит одновременная укладка изоляционных гильз на концы секции и подача новых в барабан 11.

Предложенный полуавтомат позволяет повысить производительность за счет одновременной укладки изоляционных гильз на концы секций обмотки якоря электрической машины.

Формула изобретения

Полуавтомат для укладки пазовой изоляции в магнитопровод якоря электрической машины, содержащий станину, механизм подачи ленты и формовки изоляционных гильз, многопозиционный барабан с продольными отверстиями для размещения гильз, толкатель для укладки изоляционных гильз в пазы магнитопровода якоря электрической машины, механизм поворота якоря с фиксатором, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности, он содержит копир, жестко закрепленный на станине, и механизмы для размещения изоляционных гильз, каждый из которых выполнен в виде ползуна с роликом и продольным отверстием, а в барабане выполнены сквозные радиальные пазы, при этом ползуны 5 установлены в пазах и подпружинены к барабану, а ролики контактируют с копиром.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 125611, кл. Н 02 К 15/10, I960.

2.Авторское свидетельство СССР № 172393, кл. Н 02 К 15/10, 1964.

3.Авторское свидетельство СССР

№ 383167, кл. Н 02 К 15/10, 1973 (прототип) .

Похожие патенты SU845230A1

название год авторы номер документа
ПОЛУАВТОМАТ ДЛЯ УКЛАДКИ МНОГОСЛОЙНОЙ ПАЗОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1973
  • А. П. Азаров
SU383167A1
Устройство для изготовления и укладки изоляции обмотки в пазы магнитопровода электрической машины 1973
  • Шароватов В.Ф.
  • Сазонов В.Ф.
  • Лобанов В.В.
  • Кокунов Д.Р.
SU510965A1
Полуавтомат для укладки изоляции впАзы МАгНиТОпРОВОдА яКОРя 1975
  • Майсурадзе Теймураз Вахтангович
  • Топчиашвили Гиви Абрамович
SU817887A1
Станок для изолирования пазов магнитопровода электрических машин 1977
  • Бухтеев Павел Иванович
  • Золотаревский Юрий Михайлович
SU736281A1
Устройство для изолирования пазов магнитопровода электрической машины 1980
  • Андреев Анатолий Георгиевич
  • Боренштейн Яков Ильич
  • Гаценко Вадим Васильевич
  • Крупнов Верлен Сергеевич
SU943999A1
Автомат для изготовления секций якорей электрических машин 1971
  • Аленкин Геннадий Иванович
  • Шильмейстер Федор Семенович
  • Классен Валентин Николаевич
SU562043A1
Устройство для автоматической укладкиСЕКций СТЕРжНЕВОй ОбМОТКи B пАзы 1973
  • Шароватов В.И.
  • Сазонов В.Ф.
  • Остроухов А.А.
SU593621A1
Устройство для укладки изоляции впАзы МАгНиТОпРОВОдОВ элЕКТРичЕСКиХМАшиН 1978
  • Серый Мойша Нусевич
  • Филиппов Виктор Алексеевич
SU838932A1
Устройство для изолирования пазовМАгНиТОпРОВОдОВ элЕКТРичЕСКиХ МАшиН 1978
  • Данилов Юрий Алексеевич
  • Соколов Николай Михайлович
SU822311A1
Автоматический станок для укладки пазовой изоляции ротора или статора электрической машины 1959
  • Сергиев В.Г.
SU125611A1

Иллюстрации к изобретению SU 845 230 A1

Реферат патента 1981 года Полуавтомат для укладки пазовойизОляции B МАгНиТОпРОВОд яКОРяэлЕКТРичЕСКОй МАшиНы

Формула изобретения SU 845 230 A1

б-В

3

f4

фив.З

0i/g.Z

SU 845 230 A1

Авторы

Лупочкин Анатолий Григорьевич

Даты

1981-07-07Публикация

1979-07-31Подача