(54) САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСГОРгаОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к дифференциальным механизмам в частности к самоблокирующемуся дифференциалу транспортных средств.
Известен самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий расположенные в корпусе полуосевые щестерни, сателлиты, установленные посредством втулок на закрепленном в корпусе дифференциала водиле и нах№ дящиеся в зацеплении с полуосевыми шестернями 1.
Однако эта конструкция характеризуется недостаточной надежностью в работе, большой . шумностью из-за наличия свободно перемещающихся злементов, имеющих большие зазоры к работающих с ударными нагрузками и большими удельными давлениями.
Цель изобретения - упрощение конструкций и повыщение надежности блокировки.
Поставленная цель достигается тем, что продольная ось отверстия втулки смещена относительно продольной оси сателлита.
На фиг. 1 изображен самоблокирующийся дифференциал, продольный разрез; на фиг. 2 то же, сечение А-А на фиг. ; на фиг. 3 сателлит в незаблокированном положении; на фиг. 4 - то же, в заблокированном положении; на фиг. 5 - вариант. установки сателлита на зксцентриковом элементе, выполненном в , виде эксцентрикового стержня.
Самоблокирующийся дифференциал представляет собой корпус 1, состоящий из двух половин, стянутых болтами 2 в один блок. Корпус 1 может быть выполнен цельным. Этими же болтами к корпусу 1 крегаггся ведомая щестерня 3 главной передачи, которая придает вращательное движение корпусу 1. В корпусе известным образом установлены соосно две полуосевые шестерни 4, которые при помощи шлиц или другим способом соединены с полуосями 5. Корпус 1 установлен в картере на подшипниках (не показань) и может совершать у них вращательное движение. По 1уосевые шестерни 4 взаимно соединены парой противолежащих по оси сателлита 6. Каждый сателлит 6 установлен на зксцентриковом элементе, например зксцентриковой втулке 7, которая в свою очередь помещена на стержне 8, закрепленном в корпусе 1. Сателлиты 6 и зксцентриковые втулки 7
расположены на противоположных концах- стержня 8. Между эксцентриковыми втулками установлен распорный элемент, например втулка 9. Оптимальная величина эксцентриситета осей эксцентриковой втулки 2-6 мм. Стержень 8,
как показано на фиг. 2, смещен от центра дифференциала точки О, в плоскости вращения корпуса 1 на величину эксцентриситета осей,. эксцентриковой втулки 7 При этом ось стержня 8 совпадает с осью 10 эксцентриковой втулки 7,. которая таким образом жестко свяэана с корпусом 1. Вторая ось 11 эксцентриковой втулки 7 непосредственно с корпусом 1 не связана. Ось 1 подвижна, проходит через центр дифференциала точку О, являfтcя осью вращения сателлита, и при перемещении эксцентриковой втулки 7 вокруг стержня 8 перемещается вокруг оси 10, т. е. вокруг их общей оси. При определенных условиях работы эксцентриковая втулка 7 располагается в корпусе 1 так, что ее оси 10 и 11 лежат в плоскости вращения корпуса 1, при этом сателлит 6 соверщает дифференциальное вращение вокруг эксцентриковой втулки 7 и ее оси И. При изменении условий работы эксцентриковая втулка 7 совместно с сателлитом 6 перемещается вокруг стержня 8,, оси 10 эксцентриковой втулки, в сторону од. ной из полуосевых шестерен 4 и заклинивает ее.
Вариант самоблокирующегося дифференциала показан на фиг. 5. Эксцентриковый элемент дифференциала выполнен в виде эксцентрикового стержня 12, закрепленного своей осью 10 в корпусе 1 дифференциала, при зтом ось 10 смещена от центра дифференциала в плоскости вращения корпуса на величину эксцентриситета е осей. Вторая ось 1 эксцентрикового стержня 12 подвижна, может перемещаться вокруг оси 10. Ось 11 является осью вращения сателлита 6. При определенных условиях работы сателлит вращается вокруг эксцентрикового стержня 12, а при изменении условий работы перемещается вместе с эксцентриковым стержнем вокруг оси 10. Эксцентриковый стержень 12 установлен в корпусе подвижно.
Самоблокирующийся дифференциал работает следующим образом.При движении транспортного, средства крутящий момент передается от ведомой щестерниЗ через корпус 1, стержень 8, эксцентриковую втулку 7, сателлит 6, полуосевые щестерни 4, полуоси 5 на колеса транспортного средства. При движении по прямой дороге, когда коэффициент сцепления колес с дорогой приблизител но одинаковый, тяговое усилие распределяется равномерно на оба колеса. Под действием прилженных сил оси 10 и 11 Эксцентриковой BTyjiки 7 располагаютсй в плоскости вращения корпуса 1, силы, действующие на сателлит 6, находятся в равновесии. При этом сателлит 6 нормально вращается вокруг эксцентриковой втулки 7 при различных оборотах полуосевых шестерен, когда колеса транспортного средства проходят различные пути, например при поворотах. Сателлит 6 при этом не меняет своего положения относительно полуосевых шестерен, как показано на фиг. 3 и достигается дифференциальный эффект.
При различных коэффициентах сцепления ведущих транспортного средства с дорогой, например одно колесо движется по грзшту, второе по льду, нарушается равновесие сил, действую-, ш:их на сателлит 6 и эксцентриковую втулку 7. Под действием этих сил сателлит6 вместе с эксцентриковой втулкой 7 поворачивается в. плоскости вращения сателлита вокруг стержня 8 в сторону одной из полуосевых шестерен 4 и заклинивает их. Происходит блокировка подуосевйх шестерен, как показано на фиг. 4. При этом оба колеса транспортного средства сблокированы и вращаются с одинаковой скоростью. При выравнивании коэффициентов сцепления колес и сил, действующих на сателлит 6 и эксцентриковую втулку 7, последние возвращаются в положение, когда оси 10 и 11 эксцентриковой втулки размещаются в плоскости вращения корпуса 1, происходит разблокировка дифференциала. При движении транспортного средства эти процессы повторяются в зависимости от состояния дороги.
Данное изобретение позволяет упростить конструкцию самоблокирующегося дифференциала, одновременно повышая надежность включения блокировки.
Формула изобретения
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства , содержащий расположенные в корпусе полуосевые шестерни, сателлиты, установленные посредством втулок на закрепленном в корпусе дифференциала водиле и находяш 1еся в зацеплении с полуосевыми шестернями,, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежиости блокировки, продольная ось отверстия втулки смещена относительно продольной оси сателлита.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патегп- США N 3342084, кл. 74-711, 1967. 7 0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самоблокирующийся дифференциалТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU812611A1 |
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства | 1987 |
|
SU1428604A1 |
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства | 1988 |
|
SU1532339A1 |
КОНИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 2007 |
|
RU2341385C2 |
Самоблокирующийся дифференциал О.Т.Снегаря и В.К.замчевского | 1982 |
|
SU1076667A1 |
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства | 1989 |
|
SU1676850A1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 2008 |
|
RU2397390C1 |
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства | 1988 |
|
SU1585179A1 |
КОНИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 1991 |
|
RU2007303C1 |
ПРОТИВОБУКСУЮЩИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 1993 |
|
RU2091644C1 |
А-А
W
7/
(риг.2
риг.З
фигЛ
12
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-06-04—Подача