Устройство для вентиляции кабиныТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА Советский патент 1981 года по МПК B60H1/24 

Описание патента на изобретение SU850414A1

I

Изобретение относится к машиностроению, предназначено для кондиционирования воздуха в кабинах транспортных машин и может быть использовано на транспортных машинах, имеюших двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом.

Известно устройство для вентиляции кабины транспортного средства, в частности автосамосвала, содержаш.ее вентиляторпылеотделитель, фильтр тонкой очистки и радиатор теплообменника 1.

Недостатком известного устройства является значительный объем, занимаемый им в кабине, что снижает жизненный объем кабины, увеличивает вес машины. Кроме того, фильтр тонкой очистки требует регулярного технического обслуживания или замены.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для вентиляции кабины транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, содержашее турбину, связанную с источником сжатой среды, установленный соосно турбине сепарационный ротор, охватывающий его пылесборник с выходным патрубком, нагнетатель воздуха и установленный на выходе нагнетателя диффузор, связанный с потребителем 2.

Недостатком известного устройства является то, что для привода турбины используется энергия масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания, что ухудшает работу системы смазки в связи с увеличением нагрузки на масляный фильтр системы и масляный насос.

В обоих известных технических рещениях помимо пылеотделителя системы вентиляции кабины само транспортное средство

10 имеет дополнительный пылеотделитель в системе воздухопитания двигателя, что в конечном итоге увеличивает вес транспортного средства, себестоимость его изготовления и эксплуатационные затраты.

Цель изобретения - повышение эффек15тивности и компактности устройства путем использования в качестве нагнетателя центробежного компрессора двигателя внутреннего сгорания.

Поставленная цель достигается тем, что пылесборник установлен в корпусе нагне29тателя, выходной патрубок пылесборника расположен тангенциально корпусу, а между рабочим колесом компрессора и пылесборником имеется камера, при этом в кабине установлен распределительный блок, связанный с уномянутой камерой. На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 - турбокомпрессор, общий вид; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2. Устройство содержит турбокомпрессор 1, установленный в моторно.м отделении транспортного средства на двигателе 2 внутреннего сгорания. На входе в турбокомпрессор установ.тен входной патрубок 3 с воздухозаборником 4, а на выходе турбокомпрессор соединен с выходным патрубком 5. Воздухозаборник 4 имеет сетку, предохраняющую турбокомпрессор от попадания в него крупных загрязняющих элементов. Выходной патрубок 5 соединен с атмосферой. Кроме того, турбокомпрессор соединен с воздухозаборником ,6 распределительного блока 7, установленного в кабине 8 транспортного средства, например под панелью приборов. Распределительный блок имеет теплообменники и воздухораспределитель (не показаны). Турбокомпрессор 1 имеет корпус 9 с патрубком 0, соединенным с воздухозаборником 4, спиральную улитку 1 1 центробежного компрессора, спиральную улитку 12 турбины 13, выходной патрубок 14, соединенный с выходным патрубком 5, при этом в корпусе выполнена камера 15. 8камере 15 расположен пылесборник 16. Спиральная улитка 11 центробежного компрессора через патрубок 17 соединена с системой воздухопитания двигателя 2. Спиральная улитка 12 турбины через патрубок 18 соединена с системой выхлопа двигателя 2. Камера 15 соединена с воздухозаборником б распределительного блока 7. На пылесборнике 16 тангенциально установлен выходной патрубок 19 выброса пыли, соединенный с атмосферой. В корпусе 9турбокомпрессора закреплены подщипники 20, в которых установлен вал 21. На одном конце вала 21 закреплена турбина 13, а на другом со стороны камеры 15 установлено рабочее колесо 22 центробежного компрессора и основание 23 сепарационного ротора. На основании 23 сепарационногс ротора закреплены лопатки 24, образующие каналы для прохода воздуха. На выходе из рабочего колеса 22 центробежного компрессора установлен лопаточный диффузор 25. На входе в турбину 13 установлен сопловой аппарат 26. Устройство работает следующим обраПри работе двигателя 2 внутреннего сгорания выхлопные газы поступают в патрубок 18 и через сопловой аппарат 26 проходят на лопатки турбины 13, приводя ее во вращение. Турбина через вал 21 передает вращение рабочему колесу 22 центробежного компрессора и основанию 23 сепарационного ротора. Через воздухозаборник 4 всасывается запыленный воздух в каналы сепарационного ротора, образованные лопатками 24. Под действием центробежных и кориолисовых сил инерции частицы пыли отделяются от потока и отбрасываются в полость пылесборника 16, откуда вместе с частью воздуха выводятся автоматически и непрерывно через патрубок 19 выброса пыли в атмосферу. Очищенный от пыли воздух поступает в камеру 15 и на вход в рабочее колесо 22 центробежного компрессора. Воздух в упомянутую камеру и далее в распределительный блок 7 поступает под давлением, создаваемым сепарационным ротором. При частоте вращения ротора 25000- 50000 об/мин это давление составит величину 300-800 кгс/м. Из рабочего колеса 22 центробежного компрессора очищенный воздух через лопаточный диффузор 25 поступает в систему воздухопитания двигателя. Такое выполнение устройства позволяет повысить эффективность вентиляции кабины. Значительное центробежное давление, развиваемое сег1арационнын ротором, позволяет увеличить гидравлическое сопротивление распределительного.блока, что дает возможность выполнить его с эффективной системой воздухораспределения. включающей закручиватели потока и дефлекторы. Отсутствие н кабине высоконапорного нагнетателя значительно снижает аэродинамический HiyM. Высокие обороты сепарационного рото)а обеспечивают эффективную очистку воздуха от пыли, что позволяет улуч1пить условия труда на рабочем месте водителя транспортного средства. Формула изобретения Устройство для вентиляции кабины транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, содержапаее турбину, связанную с источником сжатой среды, устаповленный соосно турбине сепарациопный ротор, охватываюпшй его пылесборник с в()1ходным патрубком, нагнетатель воздуха н установленный на выходе Hai-нетателя диффузор, связанный с потребителем, отличающееся тем, что, с целью повышения э(()фективности и компактности устройства путем использования в качестве нагнетателя центробежно1о компрессора двигателя внутреннего сгорания, пылесборник установлен в корпусе нагнетателя, причем выходной патрубок пылесборника расположен тангенциально корпусу, а между рабочим колесом компрессора и пылесборником имеется камера, при этом в кабине установлен распреде;1ите;ц пый 6;ioK, связанный с упомянутой камерой. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Филатов С. С. и др. Борьба с пылью и газами на карьерах. М.. «Недра. 1973. с. 56--57, рис. 23. 2.Авторское свидетельство СССР j 651982, кл. В 60 Н 1/24, 1976 (прототип). If

/t ftt

IE 13

22 W 3 (ui.f

25n ii

11 17 (put. г

it М

75

гч

Похожие патенты SU850414A1

название год авторы номер документа
Устройство для вентиляции кабины транспортного средства 1985
  • Лазуткин Виктор Петрович
  • Липатов Александр Анатольевич
  • Папина Галина Павловна
SU1299840A2
Устройство для вентиляции кабины транспортного средства 1982
  • Хохряков Владимир Петрович
SU1123897A1
СПОСОБ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ГАЗОТУРБИННОГО НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "АНТАР" 1994
  • Пикуль Вадим Николаевич
RU2084651C1
Устройство для вентиляции кабины транспортного средства 1988
  • Хохряков Владимир Петрович
SU1606357A1
Устройство для вентиляции кабины транспортного средства 1976
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Веремеев Владимир Николаевич
  • Должиков Станислав Семенович
SU651982A1
ТРАНСПОРТНЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВУХВАЛЬНЫЙ И ТРЕХВАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛИ (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Весенгириев М.И.
  • Серебренникова Н.М.
  • Весенгириев А.М.
RU2126906C1
Интегрированный центробежный нагнетатель - маховик 2023
  • Иванов Роман Никитович
RU2803999C1
Вентиляционное устройство кабины транспортного средства 1982
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Тевдорадзе Зурмухт Иванович
  • Цукуров Михаил Алексеевич
SU1041321A1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Сень Л.И.
  • Фомин О.В.
  • Антипов В.А.
  • Куренков В.В.
RU2023248C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1995
  • Весенгириев Михаил Иванович
  • Серебренникова Наталья Михайловна
  • Весенгириев Андрей Михайлович
RU2095589C1

Иллюстрации к изобретению SU 850 414 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для вентиляции кабиныТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА

Формула изобретения SU 850 414 A1

SU 850 414 A1

Авторы

Хохряков Владимир Петрович

Даты

1981-07-30Публикация

1979-07-16Подача