Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин для бесступенчатого регулирования скорости. Известна импульсная бесступенчата передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, связанную с последним солнечную шестерню, взаимодействующие с ней сателлиты с механизмами свободного хода, установленные на ведущем валу эксцентрики и эксцентричный диск, взаимодействующие с ним и с сателлитами рычаги и механиз регулирования эксцентриситета диска 1. К недостаткам этой передачи относится сложность конструкции механизма регулирования эксцентриситета эксцентричного диска. Ближайшей по технической сущности к предлагаемому является импульсная бесступенчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, соёдиненную с послед ним солнечную шестерню, взаимодействующие с ней сателлиты, установлен ный на ведущем валу с возможностью осевого перемещения двойной клин, имеющие пазы противовес и каретку. насаженный на последнюю через подтип ник диск с кольцевым пазом, взаимодей; ствующие с ним коромысла, механизмы свободного хода, в каждом из которых ведущее звено связано с коромыслом, а ведомое - с сателлитом, и регулирующее устройство 2. В этой передаче двойной клин выполнен с двусторонними рабочими наклонными поверхностями, а каретка и противовес своими пазами взаимодействуют каждая с обеими сторонами рабочих поверхностей двойного клина. При этом регулирующее устройство, имеющее эксцентриситеты каретки и противовеса, выполнено в виде сложной зубчатой передачи,, включающей несколько последовательно работающих пар зубчатых колес. Однако эта передача имеет сложную конструкцию двойного клина и регулирующего устройства. Целью изобретения является упро.щение конструкции передачи. Эта цель достигается тем, что пазы каретки и противовеса взаимодействуют соответственно с одной из рабочих поверхностей двойного клина, а регулирукмдее устройство выполнено в виде рычага и установленной с возможностью осевого перемещения на веушем валу втулки, взаимодействуквдей с рычагом и двойным клином.
На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая импульсная бесступенчатая передача, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1..
Импульсная бесступенчатая передача содержит корпус 1, размещенный в нем ведущий 2 и ведомый 3 валы, соединенную с последним солнечную шестерню 4, взаимодействующие с ней сателлиты 5, установленный на ведущем валу с возможностью осевого перемещения двойной клин 6 с двумя рабочими поверхностями 7 и 8, имеющие пазы противовес 9 и каретку 10, насаженный на каретку 10 через подшипник 11 диск 12 с кольцевым пазом 13,. взаимодействующие с ним коромысла 14, механизмы 15 свободного хода, в каждом из которых ведущее звено связано с коромыслом 14, а ведомое с сателлитом 5, и регулирующее устройство, выполненное в виде рычага 16 и установленной с возможностью осевого перемещения на ведущем валу 2 втулки 17, взаимодействующей с рычагом 16 и двойным клином б, рабочие поверхности 7 и 8 которого взаимодействуют соответственно с пазами противовеса 9 и каретки 10.
Импульсная бесступенчатая передача работает следующим образом.
При определенном положении двойного клина б противовес 9 и каретка 10 расположены эксцентрично по отношению к ведущему валу 2. Вращение ведущего вала 2 передается через двойной клин б каретке 10 и посредством связанного с ним диска 12 с кольцевым пазом 13, в котором размещены концы коромысел 14, преобразуется 3 колебания коромысел 14. Эти колебания механизмами 15 свободного хода преобразуются в однонаправленное вращение солнечной шестерни 4 и соответственно связанного с ней ведомого BcLJia 3, скорость вращения которого зависит от амплитуды колебаний коромысел 14.
Регулирование скорости вращения ведомого вала 3 осуществляется следующим образом.
При повороте рычага 16 втулка 17 и связанный с ней двойной клин б смещаются в осевом направлении, изменяя тем самым величину эксцентриситета каретки 10, а следовательно, и амплитуду колебаний коромысел 14. Силовое замыкание кинематической пары двойной клин б - каретка 10 обеспечивается за счет сил давления, действуквдих со стороны коромысел 14 на - кольцевой паз 13 диска 12, которые через подшипник 11 передаются на каретку 10, прижимая ее к двойному клину б и противодействуя центральной силе, развиваемой эксцентрично вращающейся кареткой 10.
Предлагаемое выполнение импульсной бесступенчатой передачи за счет применения двойного клина с рабочими поверхностями и отсутствие необходимости использовать в регулируклцем
5 устройстве дополнительные зубчатые передачи позволяет упростить КОНСТРУКЦИЮ импульсной передачи и снизить стоимость ее изготовления.
Формула изобретения
Импульсная бесступенчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем ведущий и ведомый валы, соединенную с последним солнечную шестерню, взаимодействующие с ней сателлиты, установленный на ведущем валу с возможностью осевого перемещения двойной клин,. имеющие пазы противовес и каретку, насаженный на последнюю через подшипник диск с кольцевым пазом, взаимодействующие с ним коромысла, механизмы свободного хода, в каждом из которых ведущее
5 звено связано с коромыслом, а ведомое - с сателлитом, и регулирующее устройство, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции передачи, пазы каретки и противовеса взаимодействуют соответственно с одной из рабочих поверхностей двойного клина, а регулирующее устройство выполнено в виде рычага и установленной с возможн осевого перемещения на ведущем валу втулки, взаимодействующей с рычагом и двойным клином.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР W254974, кл. F 16 Н 37/12, 1968.
2.Мальцев В.Ф. Механические импульсные передачи. - М,: Машиностроение, 1978, с. 109, фиг. 1 (прототип) . f fj
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1999 |
|
RU2170376C2 |
Вариатор Овчинникова | 1981 |
|
SU1015164A1 |
Дифференциальная импульсная передача | 1980 |
|
SU912991A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1992 |
|
RU2044941C1 |
Импульсный вариатор | 1980 |
|
SU968549A1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2007 |
|
RU2334143C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ М.И.ЛОВЧИКОВА | 1992 |
|
RU2031040C1 |
Импульсный вариатор | 1986 |
|
SU1355813A1 |
Импульсный вариатор | 1988 |
|
SU1551906A1 |
Регулируемая передача | 1980 |
|
SU875140A1 |
Авторы
Даты
1981-09-07—Публикация
1979-11-28—Подача