1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее к приводу колес многоосных транспортных средств высокой проходимости.
Известен привод колесной пары, балансирно установленной на продольном рычаге независимой подвески, содержащий картер с коническим дифференциалом и колесными редукторами, к которому пристыкован тяговый двигатель, связанный с дифференциалом 1.
Применение межколесного дифференциала с коническими шестернями не обеспечивает надежной проходимости транспортного средства в различных дорожных условиях из-за пробуксовывания колес при ухудшении сцепления одного из них с грунтом. Мошность двигателя передается на буксующее колесо, что приводит к потере скорости и управляемости.
Известен также привод колес оси транспортного средства, содержащий зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой.
Примененный в этом устройстве дифференциал повышенного сопротивления за счет прижимания конических шестерен своими торцами к корпусу дифференциала при возникновении буксования позволяет часть момента передать на небуксующее колесо 2.
Однако существенное повышение проходимости с помощью данного устройства не достигается ввиду расходования энергии двигателя на трение в дифференциале.
Цель изобретения заключается в повышении проходимости транспортного средства путем полного отключения от двигателя буксующего колеса.
Указанная цель достигается за счет того, что в приводе колес оси транспортного 5 средства, содержащем зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой, муфты свободного хода связаны между собой приводным валом с осевым каналом, а механизм управления каждой из муфт свободного хода выполнен в виде зубчатой коаксиально расположенной муфты. состоящей из полумуфт с трапецевидными торцовыми зубьями, размещенных соосно муфте свободного хода между ее полумуфтами, причем одна из полумуфт механизма управления выполнена в виде установленного с возможностью вращения на подвижной в осевом направлении полумуфте кольца, на наружной поверхности которого выполнен продольный относительно оси паз, а другая полумуфта установлена с возможностью вращения относительно неподвижной в осевом направлении полумуфты свободного хода и связана с аналогичной полумуфтой противоположного колеса посредством вала, размещенного в канале приводного вала, причем на полумуфте муфты свободного хода, неподвижной в осевом направлеНИИ, выполнен выступ, который размещен в пазу кольца. На фиг. 1 показана ведущая ось с колесами, общий вид; на фиг. 2 - механизм свободного хода; на фиг. 3 - щлицевое соединение муфты свободного хода; на фиг. 4 - вид на зубчатую муфту со стороны паза, выполненного на кольце. Привод колес, расположенный внутри корпуса 1 электродвигателя и ступицы 2, содержит зубчатые муфты свободного хода, связанные с колесами 3, каждая из которых состоит из ведущей 4 и ведомой 5 полумуфт, соединенных при помощи прямоугольных зубьев 6 с люфтом 7. Ведомая полумуфта 5 подвижна в осевом направлении и поджимается пружиной 8 к ведущей полумуфте 4. Ведущая полумуфта 4 неподвижна в осевом направлении и установлена на приводном валу 9 электродвигателя (чем обеспечивается связь муфт свободного хода между собой), а ведомая полумуфта 5 - в центральных щестернях понижающих редукторов посредством щлицевого соединения. Муфты свободного хода имеют механизмы управления, каждый из которых выполнен в виде расположенной коаксиально зубчатой муфты, состоящей из полумуфт, одна из которых выполнена в виде кольца 10, установленного с возможностью вращения на ведомой полумуфте 5. На наружной поверхности кольца 10 выполнен продольный паз 11. Другая полумуфта 12 зубчатой муфты установлена с возможностью вращения относительно ведущей (неподвижной в осевом направлении) полумуфты 4 и связана с такой же полумуфтой противоположного колёса посредством вала 13, расположенного в осевом канале приводного вала 9. Полумуфта 12 и кольцо 10 соединены с помощью трапецевидных зубьев 14. На ведущей полумуфте 4 выполнен выступ 15, который размещается в пазу 11 кольца 10. При прямолинейном движении транспортного средства понижающие редукторы заблокированы и вращаются в соответ, ствии со скоростью приводного вала &. Полумуфты 4 и 5, соединенные между собой, и приводной вал 9 образуют общее кинематическое звено. При увеличении кинематической скорости одного из колес (в случае буксования или при движении на повороте) увеличивается число оборотов центральной шестерни понижающего редуктора и ведомой (подвижной в осевом направлении) полумуфты 5. В результате этого ведомая полумуфта 5 разворачивается относительно ведущей полумуфты 4 в пределах люфта 7. Разворот полу муфт 4 и 5 друг относительно друга сопровождается относительным поворотом кольца 10 и полумуфты 12, при этом кольцо 10, отталкиваясь от полумуфты 12, по трапециевидным зубьям 14 перемещает полумуфту 5, выводя из зацепления прямоугольные зубья 6. Отключается обгоняющее колесо от двигателя и весь момент передается на отстающее колесо, причем за счет соединения паза 11 и выступа 15 обеспечивается устойчивое отключенное состояние обгоняющего колеса. После выравнивания скоростей колес зубья всех полумуфт совмещаются и происходит подключение колес к электродвигателю. Предлагаемая конструкция привода колеса обеспечивает надежность работы в любых дорожных условиях при постоянном обеспечении тяговых усилий на всех колесах транспортного средства. Формула изобретения Привод колес оси транспортного средства содержащий зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой, отличающийся тем, что, с целью повыщения проходимости, муфты свободного хода связаны между собой приводным валом с осевым каналом, а механизм управления каждой из муфт свободного хода выполнен в виде зубчатой коаксиально расположенной муфты, состоящей из полумуфт с трапециевидными торцовыми зубьями, размещенных соосно мутфе свободного хода между ее полумуфтами, причем одна из полумуфт механизма управления выполнена в виде установленного с возможностью вращения на подвижной в осевом направлении полумуфте кольца, на наружной поверхности которого выполнен продольный относительно оси паз, а другая полумуфта установлена с возможностью вращения относительно неподвижной в осевом направлении полумуфты свободного хода и связана с аналогичной полумуфтой противоположного колеса посредством вала, размещенного в канале приводного вала, причем на полумуфте муфты свободного хода, неподвижной в
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКАЯ САМОБЛОКИРУЮЩАЯ ОБГОННАЯ МУФТА ДЛЯ ОДНОСТОРОННЕЙ ПЕРЕДАЧИ РЕВЕРСИВНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2006 |
|
RU2347964C2 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА МОСТА | 2006 |
|
RU2321504C1 |
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 2007 |
|
RU2332601C1 |
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства | 1988 |
|
SU1539085A1 |
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства | 1988 |
|
SU1539086A1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1983 |
|
SU1126464A1 |
РЕДУКТОР СРЕДНЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2397389C2 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 2010 |
|
RU2429143C1 |
Устройство для вертикальной регулировки валка прокатной клети | 1986 |
|
SU1386322A1 |
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1976-05-17—Подача