Привод колес оси транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60K17/16 F16H48/24 

Описание патента на изобретение SU863433A1

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее к приводу колес многоосных транспортных средств высокой проходимости.

Известен привод колесной пары, балансирно установленной на продольном рычаге независимой подвески, содержащий картер с коническим дифференциалом и колесными редукторами, к которому пристыкован тяговый двигатель, связанный с дифференциалом 1.

Применение межколесного дифференциала с коническими шестернями не обеспечивает надежной проходимости транспортного средства в различных дорожных условиях из-за пробуксовывания колес при ухудшении сцепления одного из них с грунтом. Мошность двигателя передается на буксующее колесо, что приводит к потере скорости и управляемости.

Известен также привод колес оси транспортного средства, содержащий зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой.

Примененный в этом устройстве дифференциал повышенного сопротивления за счет прижимания конических шестерен своими торцами к корпусу дифференциала при возникновении буксования позволяет часть момента передать на небуксующее колесо 2.

Однако существенное повышение проходимости с помощью данного устройства не достигается ввиду расходования энергии двигателя на трение в дифференциале.

Цель изобретения заключается в повышении проходимости транспортного средства путем полного отключения от двигателя буксующего колеса.

Указанная цель достигается за счет того, что в приводе колес оси транспортного 5 средства, содержащем зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой, муфты свободного хода связаны между собой приводным валом с осевым каналом, а механизм управления каждой из муфт свободного хода выполнен в виде зубчатой коаксиально расположенной муфты. состоящей из полумуфт с трапецевидными торцовыми зубьями, размещенных соосно муфте свободного хода между ее полумуфтами, причем одна из полумуфт механизма управления выполнена в виде установленного с возможностью вращения на подвижной в осевом направлении полумуфте кольца, на наружной поверхности которого выполнен продольный относительно оси паз, а другая полумуфта установлена с возможностью вращения относительно неподвижной в осевом направлении полумуфты свободного хода и связана с аналогичной полумуфтой противоположного колеса посредством вала, размещенного в канале приводного вала, причем на полумуфте муфты свободного хода, неподвижной в осевом направлеНИИ, выполнен выступ, который размещен в пазу кольца. На фиг. 1 показана ведущая ось с колесами, общий вид; на фиг. 2 - механизм свободного хода; на фиг. 3 - щлицевое соединение муфты свободного хода; на фиг. 4 - вид на зубчатую муфту со стороны паза, выполненного на кольце. Привод колес, расположенный внутри корпуса 1 электродвигателя и ступицы 2, содержит зубчатые муфты свободного хода, связанные с колесами 3, каждая из которых состоит из ведущей 4 и ведомой 5 полумуфт, соединенных при помощи прямоугольных зубьев 6 с люфтом 7. Ведомая полумуфта 5 подвижна в осевом направлении и поджимается пружиной 8 к ведущей полумуфте 4. Ведущая полумуфта 4 неподвижна в осевом направлении и установлена на приводном валу 9 электродвигателя (чем обеспечивается связь муфт свободного хода между собой), а ведомая полумуфта 5 - в центральных щестернях понижающих редукторов посредством щлицевого соединения. Муфты свободного хода имеют механизмы управления, каждый из которых выполнен в виде расположенной коаксиально зубчатой муфты, состоящей из полумуфт, одна из которых выполнена в виде кольца 10, установленного с возможностью вращения на ведомой полумуфте 5. На наружной поверхности кольца 10 выполнен продольный паз 11. Другая полумуфта 12 зубчатой муфты установлена с возможностью вращения относительно ведущей (неподвижной в осевом направлении) полумуфты 4 и связана с такой же полумуфтой противоположного колёса посредством вала 13, расположенного в осевом канале приводного вала 9. Полумуфта 12 и кольцо 10 соединены с помощью трапецевидных зубьев 14. На ведущей полумуфте 4 выполнен выступ 15, который размещается в пазу 11 кольца 10. При прямолинейном движении транспортного средства понижающие редукторы заблокированы и вращаются в соответ, ствии со скоростью приводного вала &. Полумуфты 4 и 5, соединенные между собой, и приводной вал 9 образуют общее кинематическое звено. При увеличении кинематической скорости одного из колес (в случае буксования или при движении на повороте) увеличивается число оборотов центральной шестерни понижающего редуктора и ведомой (подвижной в осевом направлении) полумуфты 5. В результате этого ведомая полумуфта 5 разворачивается относительно ведущей полумуфты 4 в пределах люфта 7. Разворот полу муфт 4 и 5 друг относительно друга сопровождается относительным поворотом кольца 10 и полумуфты 12, при этом кольцо 10, отталкиваясь от полумуфты 12, по трапециевидным зубьям 14 перемещает полумуфту 5, выводя из зацепления прямоугольные зубья 6. Отключается обгоняющее колесо от двигателя и весь момент передается на отстающее колесо, причем за счет соединения паза 11 и выступа 15 обеспечивается устойчивое отключенное состояние обгоняющего колеса. После выравнивания скоростей колес зубья всех полумуфт совмещаются и происходит подключение колес к электродвигателю. Предлагаемая конструкция привода колеса обеспечивает надежность работы в любых дорожных условиях при постоянном обеспечении тяговых усилий на всех колесах транспортного средства. Формула изобретения Привод колес оси транспортного средства содержащий зубчатые муфты свободного хода с механизмами управления, каждая из которых связана с одним из колес и состоит из полумуфт, одна из которых подпружинена относительно другой, отличающийся тем, что, с целью повыщения проходимости, муфты свободного хода связаны между собой приводным валом с осевым каналом, а механизм управления каждой из муфт свободного хода выполнен в виде зубчатой коаксиально расположенной муфты, состоящей из полумуфт с трапециевидными торцовыми зубьями, размещенных соосно мутфе свободного хода между ее полумуфтами, причем одна из полумуфт механизма управления выполнена в виде установленного с возможностью вращения на подвижной в осевом направлении полумуфте кольца, на наружной поверхности которого выполнен продольный относительно оси паз, а другая полумуфта установлена с возможностью вращения относительно неподвижной в осевом направлении полумуфты свободного хода и связана с аналогичной полумуфтой противоположного колеса посредством вала, размещенного в канале приводного вала, причем на полумуфте муфты свободного хода, неподвижной в

Похожие патенты SU863433A1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЧЕСКАЯ САМОБЛОКИРУЮЩАЯ ОБГОННАЯ МУФТА ДЛЯ ОДНОСТОРОННЕЙ ПЕРЕДАЧИ РЕВЕРСИВНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 2006
  • Кузнецов Александр Константинович
RU2347964C2
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА МОСТА 2006
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2321504C1
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ 2007
  • Тесаков Роман Викторович
RU2332601C1
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 1988
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Ящук Николай Иванович
  • Белькович Александр Семенович
  • Комяк Игорь Михайлович
SU1539085A1
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 1988
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Ящук Николай Иванович
  • Белькович Александр Семенович
  • Комяк Игорь Михайлович
  • Жмыхова Ольга Викторовна
SU1539086A1
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Беляев Евгений Сергеевич
  • Белов Владимир Федорович
RU2432267C1
Раздаточная коробка транспортного средства 1983
  • Валерьянов Сергей Леонидович
SU1126464A1
РЕДУКТОР СРЕДНЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2397389C2
ДИФФЕРЕНЦИАЛ 2010
  • Будим Василий Алексеевич
  • Муфазалов Виталий Ражапович
RU2429143C1
Устройство для вертикальной регулировки валка прокатной клети 1986
  • Шеногин Владимир Петрович
  • Храбров Анатолий Васильевич
  • Мериин Иегуда Моисеевич
  • Лабецкий Юрий Осипович
  • Семин Юрий Николаевич
  • Погорелов Анатолий Иванович
  • Лаврентьев Александр Львович
  • Коломников Сергей Георгиевич
  • Никиташев Михаил Васильевич
  • Расторгуев Анатолий Васильевич
  • Ходырев Павел Иванович
SU1386322A1

Реферат патента 1981 года Привод колес оси транспортного средства

Формула изобретения SU 863 433 A1

SU 863 433 A1

Авторы

Синельщиков Александр Васильевич

Титов Александр Васильевич

Шубняков Владимир Михайлович

Даты

1981-09-15Публикация

1976-05-17Подача