(54) ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ОСЯМИ ОТВЕРСТИЙ
Изобретение отностися к измерител ной технике и может быть использован для контроля между осями отверстий. Известно пневматическое устройств для контроля расстояния между осями отверстий, содержгидее основание, измерительный узел в виде двух, жестко закрепленных на основании пневматических пробок, каждая из которых сна жена парой противолежащих сопел с одинаковым проходным сечением, и узе отсчета, состоящий из двух пневматических длиномеров, один из которых присоединен к паре сопел, обращенных к общей стенке между отверстиями, а другой - к паре сопел, обращенных к внешним стенкам измеряемых отверстий ClU Однако данное устройство из-за прямой (недифференциальной) схемы присоединения узла отсчета к соплам измерительного узла имеет сложное считывание результатов измерения, сделав необходимым вычитание показаний одного длиномера из показаний другого, а также низкую точность измерения. Наиболее близким к предложенному по технической сути является пневматическое устройство для контроля рас стояния между осями отверстий, содержащ:ее корпус, две пробки, установленные с возможностью перемещения вдоль линии измерения и подпружиненные относительно корпуса, измерительные сопла, располо:5 енные по два в каждой пробке и направленные друг от друга, преобразователь перемещения подвижных пробок типа сопло-заслонка и пневмоэлектрический узел отсчета L2j . Однако данное устройство сложно. Цель изобретения - упрощение устройства. Цель достигается тем, что одна пробка выполнена за одно целое с корпусом, все сопла сообщены с узлом отсчета, который выполнен в виде ротаметра, а диаметры проходных сечений измерительных сопел вдвое меньше диаметра сопла преобразователя перемещения. На фиг. 1 дана принципиальная схема устройстваJ на фиг. 2 - то же, вид в плане. Устройство содержит корпус 1, по направляющим которого перемещается платформа 2, несущая одну из пробок 3. Вторая пробка 4 выполнена за одно целое с корпусом 1, причем измерительные сопла 5 и 6 зтих пробок имеют одинаковое проходное сечение, направлены друг от друга и обращены к внешним стенкам измеряемых отверстий 7 и 8 детали 9. Под внешними стенками отверстий 7 и 8 подразумеваются поверхности этих отверстий, диаметрально противоположные поверхностям, Ьбраэующим общую стенку между отверстиями. С соплом 6 пробки 4 сообщено ,сопло 10, закрепленное на корпусе 1 напротив регулируемого упора 11 платформы 2. Регулируемый упор 11 платформы 2 образует сиситему сопло-заслонка с соплом 10. Пробка 3 подпружинен пружиной 12 относительно корпуса 1. Между пробками 3 и 4 образуется через измерительный зазор S/ гибкая метрологическая связь. Сопла 5 и 6 имеют в сравнении с соплом 10 вдвое меньший диаметр проходного сечения при одинаковом у всех трех сопел коэффициенте расхода и образуют с соплом 10 единую пневматическую цепь, подключенную к длиномеру 13 отсчетного устройства ,
Устройство работает следующим образом.
При установке контролируемой детали 9 на пробки 3, 4 и корпус 1 под действием пружины 12 происходит перемещение платформы 2, в результате чего общая стенка между отверстиями 7 и 8 оказывается сжатой с двух сторон пробками 3 и 4, а зазор S системы сопло-заслонка соответствует величине расстояния L. Для получения размера межцентрового расстояния L к зазору S необходимо добавить измерительный зазор, равный сумме зазоров S.2.- и Sa и соответствующий радиусам R и R отверстий контролируемой детали. Так как сопла 5 и б пробок 3 4 имеют диаметр проходного отверстия вдвое меньший, чем сопло 10, а значит
и вдвое меньший в сравнении с ним суммарный расход воздуха при равных зазорах, то к расстоянию L , соответствующему зазору S-t д обавляют радиусы R и R , а .длиномер, отсчетного устройства показывает расход воздуха через устройство, соответствующий сумме величин Ц+ R, +
Применение изобретения позволяет без применения сложных оправок производить измерение с достаточной точ0ностью.
Формула изобретения
15
Пневматическое устройство для контроля расстояния между осями отверстий, содержащее корпус, две пробки, одна из которых установлена с возможностью перемещения вдоль линии
20 измерения и подпружинена относительно корпуса, измерительные сопла, расположенные по два в каждой пробке и направленные по разные стороны, преобразователь перемещения подвижной пробки типа сопло-заслонка и узел
25 отсчета, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, вторая пробка выполнена за одно целое с корпусом, все сопла сообщены с узлом отсчета, который выпол30нен в виде ротаметра, а диаметры проходных сечений измерительных сопел вдвое меньше диаметра с«эпла преобразователя перемещения.
Источники информации,
35 принятые во внимание при экспертизе
1,Длиномер пневматический высокого давления. Модель 340, паспорт 340.0.000.ООПС. М., 1976, с.20,п. 5.
40 ,395708, кл. G 01 В 13/02, 1971 (пртотип) .
12
. фиг.
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1979-12-17—Подача