Изобретение относится к транспортной технике, а именно к особым инерционно-импульсным движителям транспортных средств. Известен движитель транспортного средства, содержащий корпус с криволинейной поверхностью днища и генера тор механических колебаний . Недостаток указанного движителя заключается в том, что он имеет боль шие амплитуды колебаний. Известен также движитель транспортного средства, содержащий выполненный со сферическим днищем и с горизонтальным кольцевым направляющим пазом на внутренней поверхнос ти, и генератор механических колебаний, закрепленный в корпусе с возмож ностью перемещения вдоль паза 2. Недостатком данного движителя так же является большая амплитуда колеба ний. Цель изобретения - уменьшение амплитуды колебаний движителя.Указанная цель достигается тем, что движитель транспортного средства содержащий корпус, выполненный со сферическим днищем и с горизонтальным кольцевым направляющим пазом на внутренней поверхности, и генератор механических колебаний, закрепленный в корпусе с возможностью перемещения вдоль паза, снабжен эластичным башмаком, размещенным в окне, выполненном в донной части корпуса, закрепленным по периметру на корпусе и связанным с корпусом посредством шарнирного рычага, один конец которого размещен в направлякадем пазу, а на другом конце закреплен генератор механических колебаний. На чертеже показан предлагаемый движитель транспортного средства. Движитель содержит корпус 1 со сферическим дном. В донмой части корпуса 1 выполнено окно, в котором размещен эластичный башмак 2, закрепленный по периметру на корпусе 1. На внутренней поверхности корпуса 1 выполнен горизонтальный паз 3. В корпусе 1 размещен генератор 4 механических колебаний, выполненный в виде неуравновешенного свосодно-поршневого двигателя с поршнем 5, камерой 6 сжатия и буферной полостью 7. Генератор 4 механических колебаний закреплен на рычаге 8 и удерживается в заданном положении тягой 9 и кривошипом 10 механизма управления (на чертеже не показан). Рычаг 8 шарнирно соединен с вертикальным штырем 11, который закреплен на башмаке 2, и с ползуном 12, размещенным в горизонтальном кольцевом пазу 3 корпуса 1. В результате сгорания топлива в камере б сжатия поршень 5 под воздей ствием расширяющихся газов перемещается, сжимая воздух, находящийся в буферной полости 7. Затем под воздей ствием воздуха, сжатого в.буферной полости 7, поршень движется в сторон камеры 6 сжатия и сжимает рабоч ую смесь, находящуюся . Возвратнопоступательное движение поршня 5 вызывает колебание всех элементов гене ратора 4 механических колебаний, рычага 8 и башмака 2. Под воздействием этих колебаний возникают знакопеременные инерционные силы, равные сумме сил инерции всех колеблющихся элементов. Когда сила инерции направлена вниз-назад осуществляется этап качения. На всем этом этапе башмак 2 под воздействием сил инерции прижат к опорной поверхности и перекачивается по опорной поверхности с переменной угловой скоростью. Центр масс движи теля при этом перемещаетсй поступательно с близкой к постоянной по ве личине скоростью. Такое кинематическое рассогласование движения корпуса 1 и опорного участка эталонного башмака 2/обеспе чивающее качение без скольжения,обус ловлено деформациями участковэластичного башмака, расположенных между опорной поверхностью и заделкой баш мака на. корпусе 1. При изменении направления действия инерционной силы на противополо ное эластичный башмак выгибается вверх и между опорной поверхностью и движителем возникает зазор. С это момента начинается этап полета движителя. Во время полета движитель поворачивается в направлении, проти воположном вращению при качении. Затем направление сил инерции снова меняется, башмак 2 прижимается к опорной поверхности и цикл повторяется. Изменение направления движения транспортного средства обеспечивается поворотом рычага 8 с генератором механических колебаний 4 в горизонтальной плоскости. За счет эластичности башмака амплитуда колебаний корпуса значительно ниже амплитуды колебаний башмака. Кроме того, инерционные силы дополнительно прижимают башмак к опорной поверхности, чем обеспечивается . уменьшение проскальзывания движителя, за -счет чего снижаются потери мощности на движение транспортного средства. Формула изобретения Движитель транспортного средства, содержащий корпус, выполненный со сферическим днищем и с горизонтальным кольцевым направляющим пазом на внутренней поверхности, и генератор механических колебаний, закрепленный в корпусе с- возможностью перемещения вдоль паза, отличающийс я тем, что, с целью уменьшения амплитуды колебаний, он снабжен эластичным башмаком, размещенным в окне, выполненном в донной части корпуса, закрепленным по периметру на корпусе и связанным с корпусом посредством шарнирного рычага, один конец которого размещен в направляющем пазу, а на другом конце закреплен генератор механических колебаний. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР I 347232, кл. В 62 D 57/02, 1969. 2.Авторское свидетельство СССР 388943, кл. В 62 D 57/00, 1971 (прототип).
Авторы
Даты
1981-09-23—Публикация
1976-03-22—Подача