Мотор-колесо автомобиля Советский патент 1987 года по МПК B60K7/00 

Описание патента на изобретение SU1303021A3

теля

связанного через двонион

планетар}1ый редуктор 2 со ступицей А коле.са 3. В мотор-колесе для до- стижения повышенной надежности путем увеличения точности монтажа редук

1

Изобретение относится к конструкциям мотор-колес для автомобилей с электрической или дизельно-электри- ческой трансмиссией и особенно для самосвалов большой или очень большой грузоподъемности.

Цель изобретения - повышение эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при

снижении габаритов мотор-колеса.

На фиг.1 показано мотор-колесо, продольное сечение; на фиг,2 - сечение АГ-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг.1.

Электродвигатель 1 связан с двои- ным планетарным редуктором 2 для передачи движения на колесо 3, закрепленное на ступице 4, которая посредством двух подшипников 5 и 6 смонтирована на поворотной цапфе 7 ворон- кообразной формы, выполняющей одновременно роль отражателя для электродвигателя 1 . Вокруг поворотной цапфы 7 вращается ступица 4 колеса 3.

Основными составляющими частями электродвигателя 1 являются ротор.8 совместно с коллектором 9 и валом 1 установленным с одной стороны на поворотной цапфе 7, расположенной в продолжении ф.ерромагнитного кожуха, а с другой стороны поддерживаемым крышкой-отражателем 11 посредством двух подшипников 12 и 13. Имеются возбуждающиеся электромагнитные пол са 14, закрепленные на кожухе 15 соместно с устройством-щеткодержателем 16. Кожух 15 выполнен с заслонками 17, закрывающими контрольные люки 18, через которые осматривает- ся коллектор 9 и залипаются коллекторные щетки 19, смонтированные в устройстве-щеткодержателе 16.

В пространстве внутренней части ступицы колеса 3 расположен двойной

ЗОЧ02.1

тор выполпсм с самопентрированием по внешнему зубчатому . Охлаждающий воздух проходит через каналы электродвигателя и попадает в каналы тормоза. 3, ил.

0

35 0

45

5

планетарный редуктор 2, состоящий из маленького планетарного редуктора 20 и большого планетарного редуктора 21, Маленький планетарный редуктор состоит из зубчатого колеса 22, соединенного с поворотной цапфой и солнечной шестерней 23, смонтированной на конце вала 10. Имеются сателлит- ные шестерни 24, вращающиеся вокруг шестерни 23 и валов 25, закрепленных на фланце 26.

Солнечная шестерня 23 имеет небольшие размеры и смонтирована на валу 10 путем известного гидравлического способа насаживания.

Большой планетарный редуктор 21, расположенный фронтально по отношению к первому редуктору и подшипнику 5, состоит из зубчатого венца 27, солнечной шестерни 28, закрепленной на вале 29, выполненном с фланцем, и сателлитных шестерен 30, которые осуществляют вращательное движение в о- круг валов 31, закрепленных в кожухе сателлитодержателя 32, а вокруг вала 29 Осуществляют круговое движение совместно с кожухом сателлитодержателя 32, присоединенным к ступице 4 колеса 3 с помощью винтов 33.

Зубчатый венец 27, выполненный с внутренними зубьями 34, закрепляется с зазором с зубьями фланца 35, присоединенного к поворотной цапфе 7 так, что зубчатый венец 27 может осуществлять ограниченное перемещение в радиальном направлении с целью самоцентрирования, а в продольном направлении сблокирован с помощью пластинок 36, закрепленных на фланце 35 с помощью винтов 37. Закрепляющие Силы между зубчатым венцом 27 и са- теллитными шестернями 30 уравновешиваются, определяя самоцентрирование вследствие радиального перемещения венца 27. Этим осуществляются высокие точности монтажа с уменьшенными технологическими допусками. Фрикционный диск 38, являющийся продолжением ступицы 4, посредством которого присоединяются к ступице колесо совместно с тормозом 39 с двухсторонним приводом, осуществляют систему механического торможения мотор-колеса.

Кожух 15 электродвигателя закреплен жестко со стороны редуктора, съемно или несъемно на поворотной цапфе 7, а с другой стороны закреплен непосредственно или косвенно к шасси автомобиля посредством винтов 40, выполняя, таким образом, роль восприятия нагрузки шасси и передачи ее к колесу.

Охлаждающий воздух поступает в зо

ну электродвигателя через каналы отражателя 11, огибая коллектор 9 как с наружной, так и с внутренней сторон через каналы 41, после чего охлаждает ротор, который выполнен с этой целью с каналами, параллельно выполненными с вытеканием через воздушный зазор 42 электродвигателя и пространство, существующее между полюсами 14, обеспечивая, та- КИМ образом, хорошее охлаждение всех составляющих частей электродвигателя Воздух поступает в полость 43, расположенную со стороны поворотной цапфы 7, далее проходя через каналы 44, расположенные в соединении поворот- Ной цапфы 7 и кожуха 15, поступает в полость 45, ограниченную ступицей диска 38 и наружной частью кожуха 15, где циркулирует в противоположном направлении по- отношению к направлению течения воздуха внутри электродвигателя. Из полости 45 воздух нагнетается наружу через каналы 46 из диска 38, так чтобы с одинако- вым расходом воздуха обеспечить интенсивное охлаждение как электродвигателя, так и тормозного диска 38. Дпя снижения коэффициента потери при утечке воздуха в каналах 44 при ПОВО роте на 180° полости 43 и 45 выполнены так, что их поперечные:сечения больше, чем поперечное сечение, чере которое проходит воздух в центральной части ротора 8. Разрежение воздуха в полости 43 приводит к уменьшению скорости воздуха в каналах 44 и уменьшению вихреобразования в зоне поворота потока и входа в каналы 44.

fO

15

20

25

30

JQ

Так как течение воздуха дросселировано только в зоне ротора 8, общий коэффициент потери относительно небольшой.

Формула изобретения

Мотор-колесо автомобиля, содержащее электродвигатель, двухступенчатый планетарный редуктор и фрикционный тормоз, при этом солнечная шестерня первого планетарного ряда указанного редуктора установлена на валу электродвигателя, водило второго планетарного ряда связано со ступицей колеса, а коронная щестерня первого планетарного ряда выполнена с фланцем, имеющим зубчатый венец для самоцентрирования на солнечных шестернях, сопряженных с зубчатым венцом коронной шестерни второго планетарного ряда, застопоренньй фиксирующими элементами от осевого перемещения, причем кожух электродвигателя выполнен с элементами жесткости для восприятия нагрузки от шасси автомобиля и установлен со стороны указанного редуктора в поворотной цапфе, фланцами прикрепленной к кожуху электродвигателя с образованием полости между внутренней поверхностью цапфы и элементами электродвигателя, а с другой стороны закреплен посредством винтов на шасси автомобиля, кожух снабжен со стороны закрепления на шасси крышкой, в которой размещен подшипник для вала электродвигателя и выполнены впускные вентиляционные окна для подачи охлаждающего воздуха в коллектор с наружной и внутренней его сторон через полюсы, а также в статор, выпускные вентиляционные окна выполнены в поворотной цапфе с направлением потока воздуха в сторону фрикционного тормоза мотор- колеса для его охлаждения, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при снижении габаритов мотор-колеса, фиксирующие элементы представляют собой пластины, закрепленные на фланце винтами для устранения их осевых перемещений, пово- , ротная цапфа выполнена воронкообразной формы, в роторе электродвигателя и в дисковой пластине тормоза выполнены внутренние каналы, сообщенные с указанной полостью между элемента35

0

513030216

ми электродвигателя и поворотной цап- вентиляционными окнами с сто- фой с одной стороны, и с выпускными роны.

Похожие патенты SU1303021A3

название год авторы номер документа
Мотор-колесо транспортного средства 2023
  • Мохов Павел Игоревич
  • Мохов Леонид Павлович
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
RU2813165C1
Мотор-колесо 2023
  • Мохов Павел Игоревич
  • Мохов Леонид Павлович
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
RU2816724C1
Мотор-колесо транспортного средства 1980
  • Ивачев Леонид Михайлович
SU867706A1
Мотор-колесо транспортного средства 1982
  • Михайлов Алексей Александрович
  • Вершигора Владимир Андреевич
  • Усов Станислав Дмитриевич
  • Черненко Ольга Алексеевна
SU1066847A1
Мотор-колесо 1985
  • Курак Владимир Дмитриевич
SU1283122A1
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ 2018
  • Левковец Николай Романович
  • Коряков Виктор Георгиевич
  • Овсиенко Людмила Петровна
  • Полехин Денис Эдуардович
RU2684838C1
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН 1970
SU268193A1
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Усс Иван Никодимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
  • Ермаленок Валерий Генрихович
  • Клышко Александр Николаевич
RU2468936C2
МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Романович Александр Сергеевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Конопляник Иван Анатольевич
  • Мордосевич Елена Ивановна
  • Конопляник Евгений Иванович
RU2736473C1
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Усс Иван Никодимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
  • Жичко Олег Иванович
  • Васильев Юрий Алексеевич
  • Ключников Алексей Владимирович
RU2460651C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 303 021 A3

Реферат патента 1987 года Мотор-колесо автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям мотор-колес самосвалов большой и очень большой грузоподъемности. Цель изобретения - повышение эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при снижении габаритов мотор-колеса. Мотор-колесо состоит из электродвигаI СУ) W со о со о ю сн fui.l

Формула изобретения SU 1 303 021 A3

ч

15

Редактор К.Горная

Составитель С.Белоусько

Техред И,Попович Корректор А.Зимокосов

Заказ 1226/57 Тираж 599Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1303021A3

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 0
  • А. В. Синелыциков, В. И. Сливинский, А. В. Титов, В. М. Шубн Ков,
  • М. П. Афиногенов В. С. Корсаков
SU335125A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 303 021 A3

Авторы

Теодор Ионицэ

Чиприан Олтеану

Еуджению Никулеску

Иоан Некита

Адриан Новак

Даты

1987-04-07Публикация

1983-05-27Подача