теля
связанного через двонион
планетар}1ый редуктор 2 со ступицей А коле.са 3. В мотор-колесе для до- стижения повышенной надежности путем увеличения точности монтажа редук
1
Изобретение относится к конструкциям мотор-колес для автомобилей с электрической или дизельно-электри- ческой трансмиссией и особенно для самосвалов большой или очень большой грузоподъемности.
Цель изобретения - повышение эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при
снижении габаритов мотор-колеса.
На фиг.1 показано мотор-колесо, продольное сечение; на фиг,2 - сечение АГ-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг.1.
Электродвигатель 1 связан с двои- ным планетарным редуктором 2 для передачи движения на колесо 3, закрепленное на ступице 4, которая посредством двух подшипников 5 и 6 смонтирована на поворотной цапфе 7 ворон- кообразной формы, выполняющей одновременно роль отражателя для электродвигателя 1 . Вокруг поворотной цапфы 7 вращается ступица 4 колеса 3.
Основными составляющими частями электродвигателя 1 являются ротор.8 совместно с коллектором 9 и валом 1 установленным с одной стороны на поворотной цапфе 7, расположенной в продолжении ф.ерромагнитного кожуха, а с другой стороны поддерживаемым крышкой-отражателем 11 посредством двух подшипников 12 и 13. Имеются возбуждающиеся электромагнитные пол са 14, закрепленные на кожухе 15 соместно с устройством-щеткодержателем 16. Кожух 15 выполнен с заслонками 17, закрывающими контрольные люки 18, через которые осматривает- ся коллектор 9 и залипаются коллекторные щетки 19, смонтированные в устройстве-щеткодержателе 16.
В пространстве внутренней части ступицы колеса 3 расположен двойной
ЗОЧ02.1
тор выполпсм с самопентрированием по внешнему зубчатому . Охлаждающий воздух проходит через каналы электродвигателя и попадает в каналы тормоза. 3, ил.
0
35 0
45
5
планетарный редуктор 2, состоящий из маленького планетарного редуктора 20 и большого планетарного редуктора 21, Маленький планетарный редуктор состоит из зубчатого колеса 22, соединенного с поворотной цапфой и солнечной шестерней 23, смонтированной на конце вала 10. Имеются сателлит- ные шестерни 24, вращающиеся вокруг шестерни 23 и валов 25, закрепленных на фланце 26.
Солнечная шестерня 23 имеет небольшие размеры и смонтирована на валу 10 путем известного гидравлического способа насаживания.
Большой планетарный редуктор 21, расположенный фронтально по отношению к первому редуктору и подшипнику 5, состоит из зубчатого венца 27, солнечной шестерни 28, закрепленной на вале 29, выполненном с фланцем, и сателлитных шестерен 30, которые осуществляют вращательное движение в о- круг валов 31, закрепленных в кожухе сателлитодержателя 32, а вокруг вала 29 Осуществляют круговое движение совместно с кожухом сателлитодержателя 32, присоединенным к ступице 4 колеса 3 с помощью винтов 33.
Зубчатый венец 27, выполненный с внутренними зубьями 34, закрепляется с зазором с зубьями фланца 35, присоединенного к поворотной цапфе 7 так, что зубчатый венец 27 может осуществлять ограниченное перемещение в радиальном направлении с целью самоцентрирования, а в продольном направлении сблокирован с помощью пластинок 36, закрепленных на фланце 35 с помощью винтов 37. Закрепляющие Силы между зубчатым венцом 27 и са- теллитными шестернями 30 уравновешиваются, определяя самоцентрирование вследствие радиального перемещения венца 27. Этим осуществляются высокие точности монтажа с уменьшенными технологическими допусками. Фрикционный диск 38, являющийся продолжением ступицы 4, посредством которого присоединяются к ступице колесо совместно с тормозом 39 с двухсторонним приводом, осуществляют систему механического торможения мотор-колеса.
Кожух 15 электродвигателя закреплен жестко со стороны редуктора, съемно или несъемно на поворотной цапфе 7, а с другой стороны закреплен непосредственно или косвенно к шасси автомобиля посредством винтов 40, выполняя, таким образом, роль восприятия нагрузки шасси и передачи ее к колесу.
Охлаждающий воздух поступает в зо
ну электродвигателя через каналы отражателя 11, огибая коллектор 9 как с наружной, так и с внутренней сторон через каналы 41, после чего охлаждает ротор, который выполнен с этой целью с каналами, параллельно выполненными с вытеканием через воздушный зазор 42 электродвигателя и пространство, существующее между полюсами 14, обеспечивая, та- КИМ образом, хорошее охлаждение всех составляющих частей электродвигателя Воздух поступает в полость 43, расположенную со стороны поворотной цапфы 7, далее проходя через каналы 44, расположенные в соединении поворот- Ной цапфы 7 и кожуха 15, поступает в полость 45, ограниченную ступицей диска 38 и наружной частью кожуха 15, где циркулирует в противоположном направлении по- отношению к направлению течения воздуха внутри электродвигателя. Из полости 45 воздух нагнетается наружу через каналы 46 из диска 38, так чтобы с одинако- вым расходом воздуха обеспечить интенсивное охлаждение как электродвигателя, так и тормозного диска 38. Дпя снижения коэффициента потери при утечке воздуха в каналах 44 при ПОВО роте на 180° полости 43 и 45 выполнены так, что их поперечные:сечения больше, чем поперечное сечение, чере которое проходит воздух в центральной части ротора 8. Разрежение воздуха в полости 43 приводит к уменьшению скорости воздуха в каналах 44 и уменьшению вихреобразования в зоне поворота потока и входа в каналы 44.
fO
15
20
25
30
JQ
Так как течение воздуха дросселировано только в зоне ротора 8, общий коэффициент потери относительно небольшой.
Формула изобретения
Мотор-колесо автомобиля, содержащее электродвигатель, двухступенчатый планетарный редуктор и фрикционный тормоз, при этом солнечная шестерня первого планетарного ряда указанного редуктора установлена на валу электродвигателя, водило второго планетарного ряда связано со ступицей колеса, а коронная щестерня первого планетарного ряда выполнена с фланцем, имеющим зубчатый венец для самоцентрирования на солнечных шестернях, сопряженных с зубчатым венцом коронной шестерни второго планетарного ряда, застопоренньй фиксирующими элементами от осевого перемещения, причем кожух электродвигателя выполнен с элементами жесткости для восприятия нагрузки от шасси автомобиля и установлен со стороны указанного редуктора в поворотной цапфе, фланцами прикрепленной к кожуху электродвигателя с образованием полости между внутренней поверхностью цапфы и элементами электродвигателя, а с другой стороны закреплен посредством винтов на шасси автомобиля, кожух снабжен со стороны закрепления на шасси крышкой, в которой размещен подшипник для вала электродвигателя и выполнены впускные вентиляционные окна для подачи охлаждающего воздуха в коллектор с наружной и внутренней его сторон через полюсы, а также в статор, выпускные вентиляционные окна выполнены в поворотной цапфе с направлением потока воздуха в сторону фрикционного тормоза мотор- колеса для его охлаждения, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при снижении габаритов мотор-колеса, фиксирующие элементы представляют собой пластины, закрепленные на фланце винтами для устранения их осевых перемещений, пово- , ротная цапфа выполнена воронкообразной формы, в роторе электродвигателя и в дисковой пластине тормоза выполнены внутренние каналы, сообщенные с указанной полостью между элемента35
0
513030216
ми электродвигателя и поворотной цап- вентиляционными окнами с сто- фой с одной стороны, и с выпускными роны.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мотор-колесо транспортного средства | 2023 |
|
RU2813165C1 |
Мотор-колесо | 2023 |
|
RU2816724C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU867706A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1066847A1 |
Мотор-колесо | 1985 |
|
SU1283122A1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1970 |
|
SU268193A1 |
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2468936C2 |
МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2736473C1 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2460651C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям мотор-колес самосвалов большой и очень большой грузоподъемности. Цель изобретения - повышение эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при снижении габаритов мотор-колеса. Мотор-колесо состоит из электродвигаI СУ) W со о со о ю сн fui.l
ч
15
Редактор К.Горная
Составитель С.Белоусько
Техред И,Попович Корректор А.Зимокосов
Заказ 1226/57 Тираж 599Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
фиг.З
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 0 |
|
SU335125A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-04-07—Публикация
1983-05-27—Подача