Соединение деталей типа вал-втулка Советский патент 1981 года по МПК F16D1/08 F16B3/00 

Описание патента на изобретение SU868161A1

(54) СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для крепления и осевой фиксации различных деталей, например шкивов, зубчатЕ тх колес, муфт,рычагов, н т.п. на концах валов. Известно шпоночное соединение деталей типа вал-втулка с помощью пары продольных шпонок, установленных в диаметрально противоположных пазах вала и совмещенных с ними пазах втулки; взаимодействующими своими наружными гранями со сферическими концами винтов, ввернутых во втулку, причем грани шпонок выполнены клиновыми с уклонами,направленными в противойолож ные стороны 111 . Недостатком этого шпоночного соеди нения является усиленный износ сферических концов стопорных винтов вследствие точечного контакта стопорящихся элементов, а значит и появляющаяся отсюда ненадежность осевого фиксирова ния втулки на валу. Кроме того, йредставляет также неудобство переустановка втулки вдоль оси вала, так как стопорящие винты расположены с диаметрально противоположных сторон вала. Наиболее близким к предлагаемому . является соединение деталей типа вал-втулка с помощью соединительной пластины, размещенной в сквозном продольном пазу вала и в двух продольных диаметрально противоположных пазах втулки Г23. Однако t го соединение ненадежно в работе, так как втулка может гойти с вала под воздействием возмущающихся сил. Кроме того, детали этого соединения необходимо обрабатывать доста точно точно, а в процессе эксплуатации невозможно регулировать. Цель изобретения - повышение надежности соединения и удобства в эксплуатации . Указанная цель достигается тем, что соединение деталей пластинм, размещенной в сквозном продольном пазу .вала и в двух продольных диаметрально противоположных пазах втулки, снабжено осью и упорными винтами, упорные винты установлены,в торце вала с возможностью взаимодействия с соединительной пластиной, а ось перпендикулярна валу, пазы во втулке выполнены параллельно наклонными, а соединительная пластина - с овальным отверстием под ось и эксцентричными относительно оси участками, при этом соединительная пластина установлена на оси, а ее эксцентричные участки размещены в пазах втулки. На фиг. I.показано предлагаемое соединение, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Соединение деталей содержит I соединительную пластину 2, ось 3, втулку 4 и винты 5. Вал 1 имеет сквозной продольный паз а , по ширине равный ширине соеди 1штельной пластины, выполненной с экс центричными участками 5 и установленный своим овальным отверстием 6 с зазором в вертикальной плоскости на оси 3, укрепленной на вату перпендикулярно боковым стенкам паза. Максимальный раэмер а соединительной плас тины 2 должен быть больше линейного размера S по нормали к наклонным поверхностях шпоночных пазов 1 втулки Этому же условию дблжен подчиняться и размер h овального отверстия соеди нительной пластины по отношению к ди метру оси 3. Такое исполнение соединения обеспечивает ему плавающий зажим втулки на валу 1. Втулка 4, надетая иа вал I, имеет два диаметрально расположенных шпоночных паза г с уклонами ct контактир ющих с соответствующими боковыми экс центричными поверхностями соединител ной пластины. Винты 5,установленные в резьбовых отверстиях на торце вала по обе стороны от его оси в области .сквозного паза, служат для поворота соединительной пластины в ту или ину сторону и стопорения ее после заклинивания. . Соединение деталей работает следу КИМ образом. Втулку 4 устанавливают в нужном положе1ши на валу 1 так, чтобы баков и эксцентричные поверхности соединительной пластины вошли в соответствующие шпоночные пазы втулки 4. Зате ввертыванием нижнего винта 5 повораивагот соединительную пластину по чаовой стрелке до тех пор, пока она, дновременно вращаясь вокруг йси, пеедвигаясь в пазу вала в вертикальной лоскости и взаимодействуя, своими эксентричными противоположными поверхостями с соответствующими наклонныи поверхностями обоих шпоночных пазов тулки, не заклинивается. После этого ерхним винтом 5 дополнительно фиксиуют получившееся соединение. Таким образом, соединительная пластина, обеспечивая линейный контакт топорящихся деталей, удерживает в севом направлении втулку на валу и дновременно передает крутящий момент. При необходимости снять втулку : вала или переустановить ее вдоль продольной оси последнего вывертывают нижйий и ввертывают верхний, винты до тех пор, покг. соединительная пластина, вращаясь иа оси против часовой стрелки, не обеспечит возможность беспрепятственного передвижения или стье- ма с вала втулки. Соединение деталей повышает надежность соединения сопрягаемых деталей и и создает удобства в эксплуатации для правильной установки и при частой переустановке различных деталей на валу. Особенно эффективно предлагаемое соединение деталей работает в клиноременных передачах при установке шкивов и в консольных конических зубчатых передачах, где, как известно, ошибка в изготовлении .длин образующих конусов ведет к неправильном зацеплению н преждевременному износу зубьев. Формула изобретения Соединение деталей типа вал-втулка с помщью соединительной пласти гы, размещенной в сквозном продольном пазу вала и в двух продольных диаметрально противоположных пазах втулки, о тлич ающе е с я тем, чго, с целью повышения надежности соединения и удобства эксплуатации, оно снабжено осью и упорными винтами, упорные винты установлены в торце вапа с возможностью взаимодействия с соединительной пластиной;, а ось перпендикулярна валу, пазы во втулке выполнены параллельно наклонными, а соединительная пластина - с овальным отверстием под ось и эксцентричными относительно оси участками, при этом соединительная пласгиня установлена

на оси, а ее эксцентричные участки размещены в пазах втулки.

Источники информации, принятые во внимание npif экспертизе

1.Авторское свидетельство.СССР 562682, кл. F 16 О 1/08, 1974.

2.Патент США ff 2332271

кл. 287-5-2.02, 1943 (прототип).

Похожие патенты SU868161A1

название год авторы номер документа
Шпоночное соединение 1987
  • Черноземов Анатолий Андреевич
SU1442726A1
ПЛАНЕТАРНЫЙ МОТОР-КОМПРЕССОР 1993
  • Чикин Г.А.
RU2095578C1
ПРИВОД МЕХАНИЧЕСКОГО ПРЕССА 2001
  • Касимов Р.И.-О.
RU2197391C1
Стопорное устройство транспортного средства 1988
  • Гущин Вячеслав Николаевич
  • Кузьмин Александр Тимофеевич
  • Копайгора Александр Михайлович
SU1556981A1
РОЛИКОВАЯ ЛИНЕЙКА 2011
  • Слюсарь Анатолий Емельянович
RU2479436C1
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2014
  • Марков Дмитрий Валентинович
  • Соболев Геннадий Васильевич
  • Глечиков Александр Николаевич
RU2559132C1
МУФТА 2006
  • Салдаев Александр Макарович
  • Салдаев Никита Дмитриевич
  • Салдаева Юлия Геннадьевна
  • Салдаев Дмитрий Александрович
  • Салдаев Геннадий Александрович
  • Кривельская Наталья Владимировна
RU2299366C1
Устройство для соединения 1978
  • Кучерявый Иван Иванович
SU783492A1
ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Щелконогов Геннадий Александрович
RU2278938C1
Соединение фрезы с валом 1980
  • Мездрогин Владимир Борисович
  • Петров Владислав Иванович
  • Спецаков Семен Семенович
  • Колосков Сергей Михайлович
SU1006806A1

Иллюстрации к изобретению SU 868 161 A1

Реферат патента 1981 года Соединение деталей типа вал-втулка

Формула изобретения SU 868 161 A1

(Put, 2

SU 868 161 A1

Авторы

Ляшенко Виктор Епифанович

Даты

1981-09-30Публикация

1980-01-25Подача