1
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в сиденьях для оператора транспортного средст ва, например экскаватора, от воздействия колебаний, действующих в горизон гальной плоскости.
Известны подвески сидений транспортных средств, обеспечивающие гашение колебаний, действующих в горизонтальной плоскости и содержащие вертикальные стойки, образованные гасителями колебаний и горизонтально расположенный дополнительный гаситель колебаний, корпус и шток которого шарнирно соединены с кронштейнами, закрепленными соответственно на не,подвижной опоре и основании сиденья Cl3 .
Однако такие конструкции недостаточно эффективны, так как они обеспечивают гашение только поперечных колебаний, действующих в грризонталь ной плоскостр.
наиболее близким техническим решением к изобретению является подвеска сиденья транспортного средства, содержгицая вертикальную стойку, закрепленную одним концом на основа. НИИ сиденья, а-другим - связанную
через регулируквдий элемент с неподвижной опорой, и упругий элемент Ы.
В этой подвеске также недостаточная эффективность гашения колебаний, так как упругие элементы расположены в горизонтальной плоскости, поэтому жесткость их в зависимости от вида колебаний (поперечные или продольные) будет различной, так как .
10 жесткость при перемещении- упругого элемента вдоль его оси всегда больше, чем при поперечном перемещении. Кроме того, в подвеске изменяется жесткость упругих элементов и при регулировании
15 сиденья по высоте.
Поэтому изменяющаяся жесткость и-звестной подвески сиденья ведет к тому, что необходимо увеличить вели20чину жесткости упругих элементов по сравнению с ее оптимальным значением. Одновременно в известной подвеске не решен вопрос ограничения динамического хода сиденья при его резких
25 перемещениях, так как последние могут привести к. повреждению упругих элементов, а использование в качестве ограничителей различного рода упоров приведет к возникновению жестких
30 ударов.
Цель изобретения повышение эффективности гашения колебаний путем обеспечения постоянной жесткости упругого элемента при горизонтальных перемещениях сиденья и регулировании его по высоте, а также осуществление плавного ограничения динамического хода сиденья.
Для осуществления цели регулирующий элемент выполнен в виде втулки с глухим отверстием, вертикальная стойка установлена э последнем с расширяющимся кверху зазором и закреплена концом на его днище, при этом втулка связана с неподвижной опорой посредством подвижного соединения;а упругий элемент образован упомянутой вертикальной стойкой, выполненной из упругого материала. о На чертеже представлена тюдвеска сиденья, вид йбоку.
Подвеска сиденья 1 содержит вертикальную стойку 2 круглого сечения, имеющую переменный диаметр, увеличивающийся книзу. Стойка верхним концом закреплена на основании 3 сиденья и размещена внутри регулирующего элемента, выполненного в виде втулки 4. Втулка имеет глугсое отверстие, а стойка установлена в нем с расширяющимся кверху зазором 5 и закреплена нижним концом на днище 6 отверстия втулки. Втулка связана с неподвижной опорой 7 посредством подвижного соединения, образованного резьбовой парой. Вертикальна стойка выполнена из упругого материала и выполняет функции упругого элемента подвески, а втулка, в свою очередь, является ограничителем динамического хода сиденья.
При возникновении колебаний, действующих в горизонтальной плоскости они передаются на сиденье. При колебании сиденья в пределах установленного рабочего хода оно отклоняется на вертикальной стойке, при этом зазор между стойкой 2 и стенКами отверстия втулки 4 не выбирается, и колебания происходят при оптимальной жесткости упругого элемента подвески, т.е. стойки 2, за счет упругих свойств которого сиденье восстанавливает свое рабочее положение.
В этом случае, когда колебания превышают рабочий ход сиденья, например, при резком внешнем толчке, стойка 2. совместно с сиденьем 1 начинает отклоняться на такую величи- ну, что стойка касается стенок отверстия втулки. При этом, чем сильнее внешнее воздействие, тем будет больше по высоте поверхность контактирования стойки со стенками отверстия и уменьшается свободная величина стойки, не взаимодействующей со стенками отверстия. В результате
такого контактирования стойка своей наружной поверхностью как бы обкатывается относительно стенок отверстия втулки,вследствие чего обеспечивается плавное, без ударов, возрастание жесткости упругого элемента с эффективным гашением горизонтальных колебаний сиденья.
Для изменения сиденья по высоте необходимо по резьбовому соединению переместить втулку 4 относительно
неподвижной опоры 7. При этом благодаря тому, что при регулировании си-. денья по высоте расстояние от него до упругого элемента, т.е. стойки, не изменяется, так как стойка перемещается вместе с сиденьем, то жесткость упругого элемента будет оставатося постоянной и гашение колебаний при изменении высоты сиденья будет происходить в той же последовательности, которая указана выше.
Таким образом, подвеска сиденья эффективно гасит горизонтальные колебания, -действующие во всех направлениях, при регулировании сиденья по высоте жесткость упругого элемента не меняется, при этом подвеска при динамическом ходе сиденья не допускает пробоев, а обеспечивает плавное гашение колебаний.
Формула изобретения
Подвеска сиденья транспортного средства, содержащая вертикальную
3 стойку, закрепленную одним концом на основании сиденья, а другим - связанную через регулирующий элемент с неподвижной опорой, и упругий элемент, отличающаяся тем,
Q что, с целью повышения эффективности гашения колебаний путем обеспече- . ния постоянной жесткости упругого элемента при горизонтальных перемещениях сиденьр и регулировании его по высоте и осуществления плавного
ограничения динамического хода
сиденья, регулирующий элемент выполнен в виде втулки с глухим отверстием, вертикальная стойка установлена в последнем с расширяющимся кверху
0 зазором и закреплена концом на его днище, при этом втулка связана с неподвижной опорой посредством подвиж.ного соединения, а упругий элемент образован упомянутой вертикальной 55 стойкой, выполненной из упругого материала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе мл 1. Авторское свидетельство СССР 544574, кл. В 60 N 1/02, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке If- 2583111/27-11, кл. В 60 N 1/02, 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подвеска сиденья транспортного средства | 1983 |
|
SU1138336A1 |
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2259286C1 |
Способ динамического гашения колебаний объекта защиты и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2654890C1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1980 |
|
SU943026A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ОБЪЕКТА ЗАЩИТЫ | 2011 |
|
RU2522194C2 |
Подвеска сиденья оператора самоходной установки | 1988 |
|
SU1549815A1 |
СПОСОБ ВИБРОИЗОЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СИДЕНЬЕ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1996 |
|
RU2115570C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖЕСТКОСТИ ВИБРОЗАЩИТНОЙ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2475658C2 |
Гаситель горизонтальных колебаний сиденья транспортного средства | 1990 |
|
SU1752598A1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1981 |
|
SU1009832A1 |
Авторы
Даты
1981-10-07—Публикация
1979-08-06—Подача