(54)ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидравлических системах рулевого управления транспортного средства, в частности в системах управления шарнирно-сочлененных машин с двумя тяговыми секциями. Известна гидравлическая система управления транспортного средства, содержащая распределитель рулевого управления, соединенный гидролиниями с исполнительными цилиндрами, дозатором, кинематически связанным с рулевым колесом, двумя гидронасосами и гидробаком, предохранительные устройства и дополнительный потребитель tl Недостатком этой системы является ограниченная сфера ее использования j так как при работе рулевого привода оба насоса работают одновременно на систему рулевого управления и отработавшая рабочая жидкость от обоих насосов поступает в сливной бак, что не позволяет питать рабочей жидкостью дополнительные гидравлические потребители, Цель изобретения - повьшение надежности путем обеспечения работоспособности системы при выходе из строя одного из гидронасосов при возможности одновременной работы системы рулевого управления и дополнительного потребителя. Указанная цель достигается тем, что система снабжена дополнительным распределителем с двумя сблокированными, гидравлически управляемыми двухпозициоуными золотниками, установленным в гидролиниях, соединяющих упомянутые гидронасосы с распределителем рулевого управления и выполненным с возможностью соединения в одном положении упомянутых золотников напорной гидролинии первого гидронасоса с распределителем рулевого управления , а второго - с напорной гидролинией дополнительного потребителя, а в другом положении - напорной гидролинии второго гидронасоса с распределителем рулевого управления, а первого - с напорной гидролинией дополнительного потребителя. На фиг, 1 изображена приниципиапьнал схема гидравлической системы руле вого управления самоходного транспортгг кого средства с дополнительным распреде лителем, золотники которого находятся в верхн-зм положении; на фиг. 2 - гидрав лическая схема дополнительного распределителя с золотниками в нижнем положении, Секции 1 и 2 транспортного средства шарнирно соединены с промежуточной секцией 3, .являются тяговыми и каждая из них содержит соответственно двигатели. 4 и 5, гидронасосы 6 и 7 и гидравлические дополни- ельные потре бители (не изобра ены. В -гидравлическую систему рулевого, управления входят гидронасосы 6 и 7, дополнитель ный распределитель 8, дозатор 9, приводимый в действие .рулевым колесом 10, распределителе рулевого управленяи 11, соединенный гидролиниями с исполнительными цилиндрами 12-15, рас положенными попарно между секциями 1и 3 и 2 и 3, предохранительные устройства 16-19, Дополнительнь1й распределитель 8 двухпозициенный, с собственным гидравлическим управлением и имеет в едином корпусе два золотника 20 и 21 с разными площадями торцов и шесть выводов 22-27, Вывод 22 через трубопровод 28 соединен с гидронасосом 6, а вывод 23 .каналом 29 соединен с нижними торцовыми полостями золоников 20-21 и через трубопровод 30 с гидронасосом 7, Выводы 24 и 25 посредством трубопроводов 31 и 32 соединены с выводами 33 и 34 распределителя рулевого упраз ления 11, имеющего также еще выводы 35-38. Вывод 26 каналом 39 соединен с верхними торцовыми полостями золотников 20 и 21 и через трубопровод 40с напорной гидролинией дополнительного потребителя, а вывод 27 через трубопровод 41 - с напорной гидролинией дополнительного потребителя. ДОзатор 9 -представляет собой реверсивный шестеренчатый насос с ручным приводом подвижного элемента. Распределитель рулевого управления 11трехпозиционный, с гидравлическим управлением - содержит золотник цилиндрической формы 42, пружины 43 и 44 и шесть вывод .в 33-38. Выводы 35 И 36 каналами 45 и 46 соединены с торцовыми полостями золотника 42 распределителя рулевого управления 11 и через трубопроводы 47 и А8 - с дозатором 9, Вьшоды 37 и 38 через трубопроводы 49 и 50 соединены с полостями исполнительных цилиндров 12-15, Кроме того вывод 33 каналами 51 и 52 сообщается с выводом 34, Предохранительные устройства 17 и 18 связань1 с напорными полостями гидронасосов 6 и 7 соответственно. Работа системы заключается в следующем. При работе обоих гидронасосов 6 и 7 золотники 20 и 21 дополнительного распределителя за счет усилия, создаваемого давлением в торцовых полостях и разностью -площадей торцов золотников 20 и 21, занимают положение, изоб-раженное на фиг, 1. Поток рабочей жидкости от гидронасоса 6 по трубопроводу 28 через золотник 20, трубопровод 31, распределитель рулевого управления 11, трубопровод 32, золотник 21 по трубопроводу 40 отводится в напорную гидролинию дополнительного потребителя, а от гидронасоса 7 по трубопроводу 30 через золотник 20 по трубопроводу 4 напорную гидролинию дополнительного потребителя. При повороте рулевого колеса 10, например, вправо, рабочая жидкость, нагнетаемая дозатором 9, проходит по трубопроводу 47 и каналу 45 в нижнюю торцовую полость, золотник 42 распределителя рулевого управления 11, преодолевая усилие пру:жины 43, смещается вверх и разобщает выводы 33 и 34, а следовательно, . сообщает гидронасос 6 с дозатором 9 через канал 51 и вывод 36 распределителя рулевого управления 11 и трубопровод 48. Кроме того, золотник 42 сообщает выводы 35 и 38 распределителя рулевого управления 11, через которые дозированный поток рабочей зкидкости от дозатора 9 поступает по трубопроводу 50 в полости 54 и 57 цилиндров 12 и 14 и в полости 55 и 60 цилиндров 13 и 15. Перемещения штоков цили адров 12-15 осуществляют поворот секций 1 и 2 относительно секции 3, т,а, поворот транспортного средства. Вытесняемая из противоположных полостей 53 и 58, 56 и 59 исполнительных цилиндров 12-15 рабочая жидкость по трубопроводу 49, выводу, 37, каналу 52 и выводу 34 распределителя рулевого управления 11, трубопроводу 32 через золотник 21 по трубопроводу 40 отводится в напорную гидролинию дополнительного потре бителя. При остановке рулевого колеса 10 давление в нижней торцовой полости золотника 42 распределителя .рулевого управления 1I уменьшается. Вследствие этого золотник 42 распределителя рулевого управления 11 усилием пружины 43 перемещается вниз до нейтрального положения разобщая полости исполнительных цилиндров 1215 с гидронасосом 6. При повороте рулевого колеса 10 влево гидравлический привод работает .аналогично.
При прекращении подачи рабочей жидкости гидронасоса 7 (фиг.2)давление в верхних торцовых полЪстях золотников 20 и 21 падает и они за счет давления в нижних торцовых полостях, подводимого по каналу 29 от гидронасоса 7, перемещаются вверх. В результате этого поток рабочей жидкости от гидронасоса 7 по трубопроводу 30, выводу 23,золотнику 20, выводу 24 и трубопроводу 31 подводится к распределителю рулевого управления I1 и через трубопровод 32, вывод 25, золот ник 21, вывод 27, трубопровод 41 отводится в напорную гидролинию дополнительного потребителя.
Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить одновременную работу гидравлических .механизмов как системы рулевого управления, так и дополнительной гидросистемы, работоспособность системы рулевого управления при выходе из строя одного из гидронасосо Безопасность работы системы рулевого зшравления при этом значительно повышается, что особенно важно при рабое транспортных средств в естественых условиях.
Формула изобретения
Гидравлическая система управления транспортного средства, содержащая распределитель рулевого управления, соединенный гидролиниями с исполнительными цилиндрами, дозаторому кинематически связанным с рулевым колесом, двумя гидронасосами и гидробаком, предохранительные устройства и дополнительный потребитель, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежно.сти путем обеспечения работоспособности системы при выходе из строя одного из гидронасосов при возможности одновременной работы системы рулевого управления и дополнительного потребителя, она снабжена дополнительным распределителем с двумя сблокированными гидравлически управляемыми двухпозиционными золотниками, установленным в гидролиниях, соединяющих упомянутые гидронасосы с распределителем рулевого управления, и выполненным с возможностью соединения в одном положении упомянутых золотников напорной гидролинии первого гидронасоса с распределителем рулевого управления, а второго - с напорной гидролинией дополнительного потребителя, а в другом положении - напорной гидролинии второго гидронасоса с распределителем рулевого управления, а первого - с капорной гидролинией дополнительного потребителя.
Источники информации, принятые во внимание при зкспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 525584, кл. В 62 Д 5/06, 1976 (прототип)
29
4/ Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидросистема рулевого управления колесного транспортного средства | 1983 |
|
SU1146227A1 |
Гидравлическая система управления поворотом гусеничной машины | 1983 |
|
SU1134455A1 |
Гидравлическая система рулевого управления транспортного средства | 1982 |
|
SU1134451A1 |
ГИДРООБЪЕМНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ | 1992 |
|
RU2026225C1 |
Переключающее устройство системы управления транспортным средством | 1987 |
|
SU1706907A1 |
Объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве (ее варианты) | 1983 |
|
SU1230906A1 |
Объемный гидропривод рулевого управления транспортного средства | 1984 |
|
SU1180291A1 |
Гидравлическое рулевое управление траспортного средства | 1981 |
|
SU977257A1 |
Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства | 1985 |
|
SU1337306A1 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU935325A1 |
Авторы
Даты
1981-10-15—Публикация
1979-12-19—Подача