Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к разработке способа производства фоль ги из алюминиевого сплава марки АМг2, применяемой в самолетостроении. В настоящее время для изготовления целого ряда специальных деталей самолетов нашла широкое применение фольга из алюминиевого сплава АМг-2 толщиной 0,07-0,02 мм. Основным требованием к такой фольге является стр гая регламентация и высокий уровень прочностных свойств ( 28-30x10 Ша, GJia 25-28x10 Па) в сочетании с высокими пластическими характеристиками (cf 4-6%). Известен способ производства полу фабрикатов из сплавов системы гшюминий-магний, заключающийся в чередова НИИ холодной прокатки с промежуточными отжигами при 330-360 в течение 6-7 ч, при этом степень суммарной холодной деформации между отжигами находится в интервале 52-54% ij. Использование этого способа при производстве фольги толщиной 0,03 0,02 мм из алюминиевого сплава АМгне обеспечивает получения высоких прочностных свойств, так как суммар ная степень деформации после послед него промежуточного отжига недостаточна. В этом случае фольга обладает высокими пластическими свойствами, хорошо деформируется, однако величина предела прочности такой фольги не удовлетворяет предъявленным требованиям. Известен также способ производства фольги из сплава АМг-2, включающий холодную прокатку с промежуточным отжигом при ЗЗО-ЗбОС в течение 6-7 ч, при этом холодную прокатку до и после промежуточного отжига осуществляют в несколько проходов с суммарными степенями деформации 75-95.%, соблюдая соотношение степеней деформации до и после промежуточного отжига на уровне (1,0-1,25):,О 2. Этот способ является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком этого способа является то, что он обеспечивает получение фольги из сплава АМг-2 с высокими прочностными и пластическими свойствами до толщины не менее 0,05 мм.При прокатке более тонкой фольги, особен но толщиной 0,03-0,02 мм, наблюдается интенсивное ее упрочнение и снижение характеристик пластичности при
одновременном большом разбросе механических свойств, а именно: Gg 26SSxlO Па, СГоа 24-28x10 Па, сГ 1-2%, что приводит к нарушению устойчивого процесса деформации в последUHX проходах, значительному увеличе нию обрывов и снижению выхода годнот го.
Целью изобретения является получение на фольге толщиной 0,03-0,02 мм из сплавов системы алюминий-магний высоких и строго регламентированных прочностных и пластических свойств, обеспечение устойчивого (без обрывов процесса прокатки такой фольги и повышение выхода годного при ее производстве .
Цель согласно изобретению достигается способом производства фольги из сплавов системы алюминий-магний, включающим холодную прокатку в несколько проходов с суммарной степенью деформации 85-95%, в котором холодную прокатку фольги проводят со степенью деформации за проход 40-45%, при этом между проходами охлаждают металл до 80-20 С.
Комплекс исследований показал, что холодная прокатка фольги сопровождается разогревом металла. Выде аяющееся тепло аккумулируется в прокатанном рул6не,разогрё зая его до l30-i40C. В процессе охлаждения прокатанных рулонов до температуры цеха происходит некоторое разупрочнение метешла, выраженное в изменении уровня механических свойств и отклонении их от значений, определяемых кривой упрочнения при холодной деформации.
В процессе охлаждения со 130 до 90°С в течение примерно 8 ч происходит значительное, снижение предела текучести (с 25 до 21,7x10 Па) и повышение относительного удлинения (с 1,5 до 4,5%), при этом предел прочности изменяется незначительно. Дальнейшее охлаждение рулона практически не приводит к изменению меха- . нических свойств. Как показали рентгёноструктурные исследования, изменение механических свойств при охлаждении (вылеживании) рулонов между проходами связано с протеканием йроцесса возврата в интервале 140-80 С, т.е. в этих условиях наблюдается релаксация напряжений, возникающих при Деформации металла.
Разупрочнение имеет место и при охлаждении рулонов после последующих проходов при прокатке фольги, однако
с увеличением суммарной степени деформации уровень механических свойст естественно, растет.
Таким образом, при оптимальном соотношении степени деформации в каждом проходе и продолжительности вылеживания рулонов между проходами, необходимого для охлаждения металла до определенной температуры, можно получать строго регламентированные механические свойства фольги с одновременным улучшением технологичности ее производства.
Пример конкретного выполнения способа.
Рулоны заготовки массой 2 т, толщиной О,3 мм из алюминиевого сплава АМг-2 после рекристаллизационного отжига при 330-360 С в течение 6-7 ч прокатываются до толщины 0,03 мм по схеме 0,3 - 0,17- 0,095 - 0,053 0,030 мм.
, Степень деформации по проходам составляет 43,5f.44,1; 44,2 и 43,4% соответственно. Температура металла по проходам - 130, 130,.120 и . В процессе прокатки после каждого прохода рулоны охлаждаются до 8020 С. При изготовлении фольги по указанной схеме количество обрывов в рулоне не превышало двух, фольга при этом имела следующиемеханические свойства:
(Гв 28,5-30,5x10 Па
Со 26,4-27,6x10 Па 5,1-4,5%
Выход годного на фольге 0,03 мкм составляет 65%..
Формула изобретения
Способ производства фольги из сплавов системы алюминий-магний,включающий холодную прокатку в несколько проходов, отличающийся тем, что, с целью повышения уровня и стабильности механических свойств и повышения выхода годного, холодную прокатку фольги проводят со степенью деформации за проход 40-45%, при этом между проходами охлаждают металл до 80-20°С.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР 582011, кл. В 21 в 3/00, 1977.
2.Заявка №2809624/22-02,
кл. В 21 В 3/00, 1979, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФОЛЬГИ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ШТАМПОВКИ | 2001 |
|
RU2181388C1 |
Способ производства алюминиевой фольги | 1982 |
|
SU1079318A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИСТОВ И ЛЕНТ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2000 |
|
RU2171312C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФОЛЬГОВОЙ ЗАГОТОВКИ ИЗ СПЛАВА АЛЮМИНИЙ-ЖЕЛЕЗО-КРЕМНИЙ | 2006 |
|
RU2305022C1 |
Способ обработки алюминиево-кремниевых сплавов | 1980 |
|
SU899171A1 |
Способ обработки циркония и егоСплАВОВ | 1979 |
|
SU817089A1 |
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ МНОГОПРОХОДНОЙ ПРОКАТКИ ТОНКИХ ЛЕНТ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2003 |
|
RU2226437C1 |
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ МНОГОПРОХОДНОЙ ПРОКАТКИ ТОНКИХ ЛЕНТ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2010 |
|
RU2501881C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕНТЫ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2003 |
|
RU2256719C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА НИЗКОУГЛЕРОДИСТОЙ ХОЛОДНОКАТАНОЙ СТАЛИ ДЛЯ ШТАМПОВКИ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ЭМАЛИРОВАНИЯ | 2010 |
|
RU2424328C1 |
Авторы
Даты
1981-11-07—Публикация
1980-05-23—Подача