(54) ОБТЕКАТЕЛЬ ДЛЯ АВТОПОЕЗДА
Изобретение относится к устройствам для уменьшения аэродинамического сопротивления автомобилей с полуприцепами.
Известно устройство для уменьшения аэродинамического сопротивления, которое представляет собой V-образную панель с вогнутыми стенками, вертикально укрепленную в средней части пространства между тягачем и фургоном на передней стенке фургона 1.
Устройство может состоять из двух панелей, установленных параллельно на одной стенке или на противоположных стенках в основном одинаковой конфигурации.
Недостатком известного устройства является то, что на образование завихрений теряется кинетическая энергия автомобиля. Кроме этого, не исключается увеличение обтекающих кабину потоков воздуха образующимися вихрями, что снижает эффект использования обтекателя.
Наиболее близким к изобретению является обтекатель для больших тягачей, заполняющий объем между кабиной тягача и фургоном или же между двумя кузовами прицепов при сдвоенной буксировке и содержащий кожух, надуваемый отработавщими газами двигателя тягача. Надуваемый кожух при этом служит глушителем шума выхлопа 2.
Такая конструкция обтекателя уменьшает лобовое сопротивление и потери мощности, затрачиваемой на преодоление аэродинамического сопротивления при высоких скоростях движения автопоезда.
Недостатками этого обтекателя являются необходимость сохранения герметичности кожуха, что при эксплуатации
10 трудно выполнимо; возможность повреждения кожуха при крутых поворотах передни.ми углами полуприцепа; неудобства, создаваемые кожухом при замене полуприцепов и обслуживании автомобиля вследствие сни)j женин обзорности; невозможность использования кожуха при транспортировании полуприцепа с контейнерами; необходимость применения дорогостоящих, плотных эластичных, прочных коррозионностойких и термостойких материалов для изготовления кожу20 ха.
Цель изобретения - снижение аэродинамического сопротивления путем ликвидации зоны разрежения в пространстве между кабиной и передней стенкой полуприцепа.
Цель достигается тем, что кожух выполнен в виде воздуховода с открытыми входным и выходным отверстиями и установлен под кабиной тягача, при этом входное отверстие воздуховода расположено в подкапотном пространстве, а выходное - в пространстве между кабиной и передней стенкой полуприцепа.
Кроме того, воздуховод может быть выполнен в виде трубы или изогнут по форме днища кабины, а входное и выходное отверстия могут быть выполнены в виде раструбов.
На фиг 1 изображена схема установки обтекателя на автопоезде; на фиг. 2 - обтекатель в увеличенном масштабе, общий вид.
Обтекатель автопоезда установлен под полом ка.бины 1 тягача и содержит воздуховод 2 с открытыми входным 3 и выходным 4 отверстиями в виде раструбов.
Входное отверстие 3 расположено в подкапотном пространстве 5, а выходное отверстие 4 выходит в пространство между кабиной 1 и передней стенкой полуприцепа 6,
Воздуховод может быть выполнен в виде трубы и изогнут по форме днища кабины I.
Обтекатель работает следующим образом.
При движении автопоезда встречный поток воздуха, проходя через вентилятор 7, нагйетается в подкапотное пространство 5. Так как выход воздуха из этого пространства затруднен, в нем возникает избыточное давление.
Обтекатель в виде воздуховода отводит поток воздуха из подкапотного пространства в зону между кабиной 1 тягача и полуприцепом 6, в которой во время движения автомобиля образуется разрежение. В результате этого давление воздуха в зоне повышается.
Обтекающие кабину потоки воздуха не испытывают возмущающего действия, существовавшего до этого разрежения в зоне между тягачом и полуприцепом.
При оборудовании автомобиля обтекателем желательно крупные щели, имеющиеся между брызговиками двигателя и крыльями, закрыть эластичным материалом (например, резиной) во избежание бесполезной утечки воздуха.
Использование обтекателя снижает аэродинамическое сопротивление движению автопоезда, улучщает охлаждение двигателя и снижает температуру воздуха под капотом, что также повышает экономичность автомобиля, особенно при эксплуатации в жаркое время года в условиях Казахстана и Средней Азии.
Обтекатель очень прост в изготовлении, не требует дефицитных или дорогих материалов и может быть установлен практически на любой тягач, независимо от типа буксируемого им полуприцепа (фургон, контейнеровоз и т. п.).
Применение данного обтекателя снижает расход топлива автопоезда до 10%Формула изобретения
1.Обтекатель для автопоезда, содержащий кожух, отличающийся тем, что, с целью снижения аэродинамического сопротивления путем ликвидации зоны разрежения в пространстве между кабиной тягача и передней стенкой полуприцепа, кожух выполнен в виде воздуховода с открытыми входным и выходным отверстиями и установлен под кабиной, при этом входное отверстие
0 воздуховода расположено в подкапотном пространстве, а выходное - в пространстве между кабиной и передней стенкой полуприцепа.
2.Обтекатель по п. 1, отличающийся тем, что воздуховод выполнен в виде трубы.
5 3. Обтекатель по п. 1, отличающийся тем, что воздуховод изогнут по форме днища кабины.
4. Обтекатель по п. 1, отличающийся тем, что входное и выходное отверстия выполнены в виде раструбов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3697120, кл. 296-1, опублик. 1972.
5 2. Патент США № 3834752, кл. 296-1, опублик. 1974 (прототип).
8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обтекатель автопоезда | 1979 |
|
SU872365A1 |
Обтекатель для автопоезда | 1979 |
|
SU839818A1 |
Обтекатель для автопоезда | 1977 |
|
SU691338A1 |
Лобовой обтекатель грузового транспортного средства | 1978 |
|
SU856886A1 |
Обтекатель транспортного средства | 1983 |
|
SU1371939A1 |
Обтекатель автопоезда | 1980 |
|
SU878639A1 |
Обтекатель транспортного средства | 1977 |
|
SU673517A1 |
ОБТЕКАТЕЛЬ АВТОПОЕЗДА | 1992 |
|
RU2025372C1 |
Обтекатель кузова автопоезда | 1981 |
|
SU1025569A1 |
Автопоезд | 1980 |
|
SU952671A1 |
Авторы
Даты
1982-01-07—Публикация
1980-04-04—Подача