Система управления сцеплением транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60K17/00 B60K28/00 

Описание патента на изобретение SU880798A1

(54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

I

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам управления сцеплением транспортного средства.

Известна система управления сцеплением транспортного средства, содержащая педаль выключения сцепления, кинематически связанную с подвижным элементом сцепления, следящий механизм, выполненный в виде управляемого клапанного распределителя, корпус которого посредством тяг связан с упомянутой педалью, а вход - с ресивером, пневмоусилитель, поршень которого посредством тяг связан с органом управления упомянутым распределителем, а выход последнего - с управляющей полостью пневмоусилителя, гидронасос, через крановое устройство связанный с гидробаком, первый предохранительный клапан, вход которого гидромагистралью соединен с выходом гидронасоса, гидромотор, выход которого связан с выходом первого предохранительного клапана и через параллельно соединенные фильтр и второй предохранительный клапан - с гидробаком, причем клапан упомянутого распределителя подпружи,ней относительно корпуса последнего, а орган управления распределителем выполнен В виде ступенчатого поршня для связи торца меньшей ступени последнего с упомянутым клапаном, а со стороны торца меньшей ступени в поршне выполнено глухое продольJ мое отверстие 1.

-Недостатком данной системы является возможность резкой передачи момента от двигателя к колесам, что вызывает срыв грунтозацепами колеса верхнего слоя почвы. Особенно это важно для плодородных

10 почв, обрабатываемых сельскохозяйственными машинами..

Проведенные наблюдения за работой; мащины показывают, что при работе такой сельхозмашины как разбрасывателя в тяжелых почвенных условиях, например, при подкормке озимых на переувлажненных почвах при недостаточных навыках 6 управлении машиной, например, когда продолжительность включения муфты сцепления меньше 1,5 из-за резких изменений поступательной скорости имеют место случаи срыва колесами опорной обрабатываемой поверхнос ти вместе с корневой системой озимых.

По данным Западной МИС даж при постоянной рабочей скорости при ее увеличении, например разбрасывателя БИГ-2500А С 11 до 27 км/ч глубина колеи остается одинаковой и составляет 5,0 мм (на глубину грунтозацепа), а повреждаемость растений увеличивается с I до 14°/о и при урожайности участка 35,6 ц/га снижение ее по следу составляет соответственно (при указанных скоростях).0,6 ц/га и 8,7 ц/га..

Выходом из положения является плавное подведение крутящего момента к ведущим колесам.

Цель изобретения - повышение эффективности путем обеспечения режима плавного включения сцепления.

Поставленная цель достигается тем,что система снабжена гасителем гидравлического удара, вход которого связан с выходом гидронасоса, первый выход -- с входом гидромотора, и дополнительным органом управления клапаном упомянутого распределителя, выполненным в виде расположенного в упомянутом отверстии подпружиненного поршня со штоком для контакта последнего с клапаном распределителя, при этом полость управления упомянутым- органом управления клапаном гидромагистралью связана со вторым выходом упомянутого гасителя.

Кроме того, гаситель гидравлического удара выполнен в виде цилиндрического корпуса, первого клапана, подпружиненного относительно входного отверстия, камеры, расположенной внутри корпуса, выход кото. рой связан со вторым выходным отверстием корпуса, второго клапана, расположенного внутри камеры и подпружиненного относительно входного отверстия последней, при этом в боковой стенке камеры выполнено дроссельное отверстие для связи полостей камеры и корпуса.

На фиг. 1 изображено транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 2 - схема системы управления сцеплением; на фиг. 3 - гидравлическая часть схемы системы.

Транспортное средство включает шасси 1, содержащее двигатель 2, гидротрансформатор 3, муфту 4 сцепления с системой ее управления, коробку 5 передач с синхронным валом отбора мощности, бункер с гидроприводом транспортера 6, ведущие колеса 7, система управления сцеплением, включает педаль 8, соединенную с тягой 9 и рычагами 10, 11, 12 и 13 со следящим механизмом 14 и пневмоусилителем 15, шланги 16 и 17 пневмосистемы и шланг 18 гидросистемы подводящей масло под давлением к следящему механизму 14. Гидросистема включает бак 19, запорное устройство 20, насос 21, первый клапан 22 предохранительный, дроссельный гаситель 23 гидравлического удара, гндромотор 24, фильтр со вторым предохранительным клапаном 25. Дроссельный гаситель содержит клапан 26, пружину 27, дроссельные отверстия 28 и 29, шариковый клапан 30. Известный следящий механизм 14 включает кроме клапанов 31 и 32 (фиг. 3) дополнительный клапан 33 соответственно с пружи нами 34, 35 и 36. Полость 37 следящего механизма постоянно находится под давлением воздуха, который подводится шлангом 16 (фиг. 2) от пневмосистемы транспортного средства. Полость 38 соединена с камерой пневмоусилителя 15, полость 39 - с атмосферой. Дополнительная полость 40 связана шлангом с полостью 41 дроссельного гасителя 23 гидравлического удара. Интенсивность передачи крутящего момента от двигателя 2 через трансформатор 3, муфту 4 сцепления, коробку 5 передач к ведущим колесам 7 зависит от продолжительности выключения муфты 4 сцепления Управление муфтой сцепления осуществляется педалью 8, которая через тягу 9, рычаги 10 и 11 соединена со следящим механизмом 14, связанным через рычаг 11 с механизмом выключения муфты. Камера пневмоусилителя 15 через рычаг 13 включена параллельно механическому приводу муфты сцепления. Наличие давления в пневмосистеме снижает усилие на педаль, необходимое для выключения сцепления. При отсутствии давления в полости 40 следящего механизма 14 управление сцеплением осуществляется педалью при помощи механического привода выключения сцеплением, имеющего пневматический усилитель. Производительность насоса 21 гидросистемы, имеющего привод от синхронного вала отбора мощности, пропорциональна скорости движения транспортного средства. Масло из бака 19 через запорное устройство 20 направляется в гаситель 23 гидравлического удара и далее к гидромотору 24, связанному с оборудованием транспортного средства, например транспортером, и через фильтр с предохранительным клапаном 25 на слив. Система снабжена первым предохранительным клапаном 22.

Транспортное средство работает следующим образом.

При нажатии на педаль выключения сцепления усилие через тягу 9 и рычаги 10 и 11 передается на следящий механизм 14. При этом клапан 32 перемещается влево и открывает клапан 31. Сжатый воздух из полости 37 через полость 38 и пневмошланг 17 поступает в пневмоусилитель 15 и включает сцепление. При снятии усилия с педали, т.е. при трогании машины, клапан 31 под действием пружины 34 закрывает дальнейщий подвод сжатого воздуха. Клапан 32 под действием пружины 35 перемещается вправо, и воздух, имеющийся в пневмокамере, поступает -в полость 38, далее в полость 39 и выходит в атмосферу. При отсутствии давления в пневмосистеме сцепление можно выключить нажатием на

педаль, однако усилие для выжима педали потребуется значительно больше. Так работает механизм пневмоусилителя при медленном выключении сцепления. При быстром, выключения сцепления рабочая скорость машины быстро возрастает. При этом производительность насоса 21 резко увеличивается и давление в гидросистеме возрастает. Происходит быстрое открытие клапана 26. Возникшее давление в полости 41 через дроссельное отверстие 28 по трубопроводу передается в полость 40 и перемещает клапан 33 влево, преодолевая сопротивление пружины 36 При этом независимо от усилия на педали и положения клапана 32, клапан 32 перекрывает полость 39, связанную с атмосферой, и при дальнейшем перемещении своим штоком открывает клапан 31. Воздух из полости 37 через полость 38 опять поступает в пиевмокамеру и задерживает выключение или включает муфту сцепления. При этом величина крутящего момента, передаваемого муфтой сцепления, и интенсивность разгона снижаются. При резком увеличении давления в полости 41 часть масла дросселируется также через дроссельное отверстие 29. В случае быстрого уменьшения производительности насоса 21 клапан 26 под действием пружины 27 перемешается вправо, и полость 41 заполняется маслом через обратный шариковый/ клапан 30.

Предложенное устройство позволяет получать регламентированную продолжительность разгона транспортного средства для сельхозработ, что приводит к снижению повреждаемости растений при разгоне, снижению динамических нагрузок в трансмиссии, улучшению продольной устойчивости транспортного средства. Таким устройством целесообразно оборудовать транспортные средства, работающие на переувлажненных почвах при небольшой длине гона там, где требуются и имеют место случаи изменения скоростного режима разбрасывателя.

Формула изобретения

1. Система управлениясцепления транс портного средства, содержащая педаль выключения сцепления, кинематически связанную с подвижным элементом сцепления, следящий механизм, выполненный в.виде уп равляемого клапанного распределителя, корпус которого посредством тяг связан с упомянутой педалью, а вход - с ресивером, пневмоусилитель, поршень которого посредством тяг связан с органом управления упомянутым распределителем, а выход последнего - с управляющей полостью пневмоуснлителя, гидронасос, через крановое устройство связанный с гидробаком, первый предохранительный клапан, вход которого гидромагистралью соединен с выходом гидронасоса, гидромотор, выход которого связан с выходом первого предохранительного клапана и через параллельно соединенные фильтр и второй предохранительный клапан - с гидробаком, причем клапан упомянутого распределителя подпружинен относительно корпуса последнего, а орган управления распределителем выполнен в виде ступенчатого поршня для связи торца меньшей ступени последнего с упомянутым клапаном, а со стороны торца меньшей ступени в поршне выполнено глухое продольное отверстие,

отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения режима плавного включения сцепления, она снабжена гасителем гидравлического удара, вход которого связан с выходом гидронасоса, первый выход - с входом гидромотора, и дополнительным органом управления клапаном упомянутого распределителя, выполненным в виде расположенного в упомянутом отверстии подпружиненного поршня со штоком для контакта последнего с клапаном

0 распределителя, при этом полость управления упомянутым органом управления клапаном гидромагистралью связана со вторым выходом упомянутого гасителя.

2. Система по п. 1,, отличающаяся тем, что гаситель гидравлического удара выполнен в виде цилиндрического корпуса, первого клапана, подпружиненного относительно входного отверстия, камеры, расположенной внутри корпуса, выход которой связан со вторым выходным отверстием корпуса, второго клапана, расположенного внутри камеры и подпружиненного относительно входного отверстия последней, при этом в боковой стенке камеры выполнено дроссельное отверстие для связи полостей камеры и корпуса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. «Сельское хозяйство Белоруссии, 1979( № 5, с. 25 (прототип).

Похожие патенты SU880798A1

название год авторы номер документа
Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач 1980
  • Ксендзов Вячеслав Никитович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Таяновский Георгий Александрович
  • Мельник Валерий Степанович
SU897604A1
Устройство поворота транспортного средства 1990
  • Ситников Владислав Романович
SU1733280A1
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Баторшин В.П.
  • Галемов Т.Т.
  • Голоскин Е.С.
RU2232685C1
Гидрообъемный привод транспортного средства 1987
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Комяк Игорь Михайлович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Можаров Игорь Владиславович
  • Подрез Вячеслав Владимирович
SU1414665A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАЦИИ ЭНЕРГИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Поливаев О.И.
  • Полухин А.П.
  • Мягков Д.Ю.
  • Сухоруков П.В.
RU2193977C2
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства 1982
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Ксендзов Вячеслав Никитович
  • Таяновский Георгий Александрович
  • Чабан Владимир Федотович
SU1065258A1
Система приводов трактора 1983
  • Борейшо Владимир Евгеньевич
  • Ворончихин Феликс Григорьевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
  • Кустанович Семен Львович
  • Любимов Борис Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Стецко Петр Александрович
  • Флеер Давид Ефимович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU1131686A1
Гидрообъемная трансмиссия транспортного средства с рекуперацией энергии торможения 1986
  • Разин Поликарп Панфилович
SU1346456A1
Устройство управления блокировкой дифференциала транспортного средства 1984
  • Король Вячеслав Федосьевич
  • Слепян Роман Михайлович
  • Островерхов Николай Львович
SU1162630A1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ МИРОНОВА (ГАБТМ) 2003
  • Миронов В.С.
RU2248889C1

Иллюстрации к изобретению SU 880 798 A1

Реферат патента 1981 года Система управления сцеплением транспортного средства

Формула изобретения SU 880 798 A1

SU 880 798 A1

Авторы

Бобровник Александр Иванович

Кондратьев Виктор Николаевич

Кокин Станислав Георгиевич

Даты

1981-11-15Публикация

1980-01-07Подача