(54) ХРАПОВОЙ ВАРИАТОР
I
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесступенчатого регулирования чисел оборотов выходного вала.
Известен храповой вариатор, содержащий корпус, входной и выходной валы, связанные посредством храпового механизма, взаимодействующего с регулируемым эксцентриком (1.
Недостатком данного вариатора является сложность конструкции регулировки эксцентриситета храпового механизма, наличие подвижных связей эксцентрика с храповиком, ухудшающих динамику вариатора.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является храповой вариатор, содержащий корпус, установленные в нем входной и выходной валы, кинемати- 5 чески связывающий их храповой механизм и механизм изменения передаточного отнощеиия 2.
Однако известная передача замедляющая, относительная сложность конструкции обусловливает больщие потери на трение 2 в кинематических парах.
Цель изобретения - получение ускоряющей передачи и повыщение КПД.
Для достижения поставленной цели зуб чатое колесо храпового механизма выполнено двухвенцовым, наклон зубьев одного венца которого-противоположен наклону зубьев другого, и имеет кольцевые пазы на обоих торцах, вариатор снабжен крышками, у которых на поверхностях, обращенных к торцам зубчатого колеса, выполнены ответные кольцевые пазы, и равномерно расположенными по окружности и закрепленными щарнирно одним концом на входном или выходном валах шатунами, несущими на других концах взаимодействующие с зубчатым колесом собачки, оси которых располо. жены с возможностью перемещений в кольцевых пазах зубчатого колеса и крышек, а механизм изменения передаточного отношения выполнен в виде взаимодействующих между собой винтовой пары и обоймы, установленной в корпусе с возможностью смещения перпендикулярно оси вариатора, подпружиненной в том же направлении и взаимодействующей с зубчатым колесом.
На фиг. 1 представлен храповой вариатор, поперечный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 -. сечение Б-Б на фиг. I. Храповой вариатор содержит корпус 1; установленные в нем на подшипниках качения входной 2 и выходной 3 валы, кинематически связанные храповым механизмом. На валах 2 и 3 на осях 4 и 5 шарнирно закреплены шатуны б и 7 храпового механизма. На внешнем конце каждого шатуна на оси 8 закреплена -собачка 9. Зубчатое колесо 10 храпового механизма выполнено двухвенцовым, наклон зубьев одного венца которого противоположен наклону зубьев другого. К обоим торцам зубчатого колеса 10 прикреплены крышки 11 и 12. Колесо.: 10 и крышки 11 и 12 имеют расяоложеннь1е друг против друга кольцевые пазы 13 - и 14, взаимодействующие с осями 8 собачек 9. Зубчатое Е олесо 10 помещено в ббойму 15 на игольчатых подшипниках. Обойма 15 на оси 16 закреплена в корпусе 1, подпружинена пружиной 17 и взаимодействует с винтом винтовой пары 18. Устройство на фиг. 2 показано в момент достижения максимального эксцентриситета. Собачки 9 подпружинены пружиной 19, направленной перпендикулярно оси вариатора. Обойма 15 и винтовая пара 18 образу от механизм изменения передаточного отношения. Вариатор работает следующим образом. При вращении входного вала 2 при смещенном па величину е зубчатом колесе 10 шатунь 6 и 7 занимают положение, соответствующее фиг. 2 и 3, откуда следует, что при равномерном вращении входного вала 2 собачки 9 шатунов 7 движутся с различной угловой скоростью относительно зубчатого колеса 10. Последнее приводится во вращение собачкой, имеющей наибольшую угловую скорость. Вращение с зубчатого колеса 10 через второй ряд щатунов 6 передается на выходной вал 3 так же с ускорением угловой скорости. Изменение передаточного отношения достигается изменением величиЕ1ы эксцентриситета в с помощью винта J8. При работе вариатора отсутствует явление удара, характерное для храповых механизмов, поскольку зацепление происходит при выравнивании линейных скоростей собачек 9 и зубьев колеса 10. Простота конструкции обеспечивает ее высокий КПД. Формула изобретения Храповой вариатор, содержащий корпус, установленные в нем входной и выходной залы, кинематически связывающий их храповой механизм и механизм изменения передаточного отношения, отличающийся тем, что, с целью получения ускоряющей передачи и повышения КПД, зубчатое колесо храпового механизма выполнено двухвенцовым, наклон зубьев одного венца которого проти-. воположен наклону зубьев другого, и имеет кольцевые пазы на обоих торцах, вариатор снабжен крышками, у которых на поверхностях, обращенных к торцам зубчатого колеса, выполнены ответные кольцевые пазы, и равномерно расположенными по окружности и закрепленными шарнирно одним концом на входном или выходном валах шатунами, несущими на других концах взаимодействующие с зубчатым колесом собачки, оси которых расположены с возможностью перемещения в кольцевых пазах зубчатого колеса и крышек, а механизм изменения передаточного отношения выполнен в виде взаимодействующих между собой винтовой пары и обоймы, установленной в корпусе с возможностью смещения перпендикулярно оси вариатора, подпружиненной в том же аправлении и взаимодействующей с зубчатым коЛ9СОМ., Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Элементы механизмов. Под ред. А. Л. Леймера. М., НКАП СССР, Гос. изд-во оборонной промышленности. 1944, с. 304, фиг. 1220. 2.Патент Франции № 444166, кл. 47 h 5, 1912 (прототип).
Wb
lO S u.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Храповой вариатор | 1982 |
|
SU1057723A1 |
Импульсный вариатор | 1985 |
|
SU1310558A1 |
Вариатор скорости | 1985 |
|
SU1298463A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2087781C1 |
Импульсный вариатор | 1980 |
|
SU968549A1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2127382C1 |
Механическая бесступенчатая передача | 1986 |
|
SU1352124A1 |
ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2151934C1 |
Лебедка | 1979 |
|
SU821394A1 |
ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2179674C2 |
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1979-01-17—Подача