Рельсовая цепь переменного тока Советский патент 1981 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение SU882806A1

I

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики на железнодорожном транст те, обеспечивающим безопасность движения поездов и. повышение пропускной способности железных дорог.

Известна рельсовая цепь переменного ; тока, содержащая подключенный к рельсам на одном конце блок питания, а на другом - согласующий элемент, соединенный с входом фильтра, к выходу которого подключен один вход блока фиксации фазовых соотношений, другой вход которого соединен с блоком питания, а выход связан с путевым реле 1.

Однако рельсовая цепь имеет недостаточно высокую надежность, так как ее фазочувствительный приемник не обладает достаточно высоким коэффициентом возврата.

Цель изобретения - повышение надежности.

Цель достигается тем, что блок фиксации фазовых соотношений выполнен на двух динисторах, трансформаторе, одна и Другая обмотки упомянутого трансформатора, к каждой из которых подключен

соответствующий динистор, образуют один и другой входы блока фиксации фазовых соотнесений, двух транзисторах, входы которых подключены к третьей и четвертой обмоткам трансформатора, и триггере, один и другой входы которого подключень к выходам соответственно одного и другого транзисторов, а выход триггера образуют выход блока фиксации фазовых соотношений.

На чертеже представлена принципиальная схема рельсовой цепи.

Рельсовая цепь содержит блок питания, состоящий из источника 1 переменного напр|чжения и питающего трансформатора 2,подключенного к рельсам на одном конце рельсовой линии 3, ограннчеи15 ной изолирующими стыками 4. На другом конце рельсовой линии 3 (релейном) к рельсам подключен согласующий элемент, выполненный на трансформаторе 5. К трансформатору 5 через фильтр 6 н к источнику 1 подключен входами блок фнкЭО сацин фазовых соотношений, выполненный на диннсторах 7 и 8, траисформаторе 9 с обмотками 10-13, который имеет сердечник с прямоугольной петлей гистерезиса (ППГ), транзисторах U и |5, триггере 16 и резисторах. 17-20. На выходе блока фиксации - выходе триггера 16 включен усилитель иа двух транзисторах 21 и 22 и резисторах 23 и 24. Выход усилителя через конденсаторы 25 н- 26 подключен к трансформатору, имеющему обмотки 27- 29. К обмотке 29 через диод 30 подключено путевое реле 31 постоянного тока. Для питания схемы предусмотрен лсточник 32 постоянного тока. Рельсовая цепь работает следующим обПри отсутствии поезда на рельсовой линии 3 и исправных изолирующих стыках 4 переменное напряжение от источника 1 через питающий трансформатор 2 по рельсовой линии 3 поступает на релейный конец и с трансформатора 5 через фильтр 6, динистор 7 и резистор 18 подается на обмотку 10 трансформатора 9. Одновременно с полюсов источника 1 переменного напряжения через динистор 8 и резистор 17 поступает Hiaпряжение на обмотку 13 трансформатора 9. При правильной фазировке и номинальных напряжениях сети переменного тока сердечник трансформатора 9 перемагничивается по полному, циклу петли гистерезиса,причем, динисторы 7 и 8, включ1енные в цепь обмоток 10 и 13, обеспечивают высокий коэффициент возврата и крутой передний фронт нарастания тока (1-2 мкс), а следовательно, динамическое перемегничивание сердечника. Транзисторы 14 и 15 работают поочередно в таком режиме, что могут открываться за счет ЭДС в базовых обмотках 12 и 11 только при динамическом перемагничивании сердечника трансформатора 9. При квазистатическом перемагничивании сердечника в случае пробоя динистора амплитуда ЭДС в базовой обмотке снижается в 100 раз и транзистор не откроется. Транзисторы 14 и 15 поочередно открываются при перемагничивании сердечника по полному циклу петли гистерезиса и управляют триггером 16, который служит для преобразования коротких импульсов в переменное напряжение.: . .Сигналами со своих выходов триггер управляет транзисторами 21 и 22 усилителя, которые усиливают сигнал и преобразуют прямоугольные импульсы, получаемые с триггера, в синусоидальное напряжение на выходной обмотке 29. Когда транзистор 22 заперт, конденсатор 26 заряжается до напряжения источника (плюс на нижней обкладке, минус - на верхней). При открытии транзистора 22 конденсатор 26 быстро разряжается через обмотку 28 и открытый транзистор 22. В этот момент времени по обмотке 27 протекает ток заряда конденсатора 25, который перемагничивает сердечник в том же направлении. При открытии транзистора 21 конденсатор 25 разряжается, а конденсатор 26 заряжается,, токи направлены в начало обмоток 27 и 28 и сердечник перемагничивается в другое состояние. При каждом перемагничивании сердечника в обмотке 29 наводится переменное напряжение. Это напряжение выпрямляется диодом 30, и реле 31 притягивает якорь, контролируя исправность аппаратуры рельсовой цепи и отсутствие поезда на рельсовой линии. При вступлении поезда на рельсовую линию и замыкании рельсовых нитей колесной парой напряжение на обмотке трансформатора 5 резко уменьщается Сердечник трансформатора 9 не перемагничивается, поэтому ЭДС в обмотках 12 и 11 не наводится и транзисторы 14 и 15 не открыв| ются, триггер 16 не переключается, в обмотке 29 напряжение отсутствует и рере 31 отпускает свой якорь, сигнализируя о занятии поездом рельсовой линии. При пробьет динисторов 7 или 8 динамического перемагнинивания сердечника трансформатора 9 не будет и транзисторы 14 и 15 будут заперты. Таким образом сердечник трансформатора 9 осуществляет контроль пробоя дииисторов 7 и 8. Выход из строя любого элемента перед триггером 16 приводит к отсутствию его переключения и .к отпаданию якоря реле 31. При коротком замыкании изолирующих стыков 4 на релейном конце изменяется на противоположную фаза напряжения, поступающего на обмотку 10 трансформатора 9, поэтому, одновременно токи протекают по обмоткам 10 и 13, стремясь перемагнитить сердечник в разные стороны. Сердечник не перемагничивается, ЭДС в обмотках 11 и 12 не наводится, триггер не переключается и реле 31 отпускает свой якорь контролируя неисправность стыков. Таким образом, применение трансформатора на сердечнике с ППГ, работающего в динамическом режиме, динисторов и электромагнитного реле постоянного тока позволяет создать путевой фазочувствительный приемник на широко распространенных типовых элементах. Использование данного устройства позволяет упростить технологию изготовления фазочувствительных приемников, повысить коэффициент возврата, а следовательно и надежность работы рельсовых цепей при пониженном сопротивлении изоляции между рельсовыми нитями. Это, в свою очередь, дает возможность увеличить сроки подрезки, а также замены балласта и, следовательно, значительнО снизить эксплуатационные раеходы по содержанию железнодорожных путей.

Формула изобретения

Рельсовая цепь переменного тока, содержащая подключенный к рельсам на одном конце блок питания, а на другом конце - согласующий элемент, с которым соединен вхо фильтра, к выходу которого подключен один вход блока фиксации фазовых соотношений, другой вход которого соединен с блоком питания, а выход связан с путевым реле, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности, блок фиксации фазовых соотношений выполнен на двух динисторах, трансформаторе, одна и другая обмотки упомянутого трансформатора, к каждой из которых подключен соответствующий динистор, образуют один и другой входы блока фиксации,- фазовых соотношений, двух транзисторах, входы которых подключены к третьей и четвертой обмоткам трансформатора, и триггере, один и другой входы которого подключены к выходам соответственно одного и другого транзисторов, триггера образует выход блока фиксации фазовых соотношений.

Источники ииформации, принятые.во внимание пи экспертизе I. Авторское свидетельство СССР № 691333, кл. В 6 L 23/16. 1977.

Похожие патенты SU882806A1

название год авторы номер документа
Рельсовая цепь переменного тока 1977
  • Жуков Виктор Иванович
  • Савушкин Александр Кузьмич
  • Федосов Виктор Дмитриевич
SU679459A1
Рельсовая цепь переменного тока 1987
  • Разгонов Адам Пантелеевич
  • Андреевских Александр Викторович
  • Стаднийчук Григорий Иванович
SU1428645A1
ПУТЕВОЙ ДАТЧИК 1992
  • Щиголев С.А.
  • Бушуев В.И.
  • Шевцов В.А.
RU2066647C1
Рельсовая цепь с электронным фазочувствительным приемником 1977
  • Аркатов Виктор Степанович
  • Кравцов Юрий Александрович
  • Сироткин Владимир Иванович
  • Степенский Борис Михайлович
  • Зенкович Юрий Иосифович
  • Молдавский Марк Михайлович
SU691333A1
Рельсовая цепь переменного тока 1977
  • Жуков Виктор Иванович
  • Савушкин Александр Кузьмич
SU679458A1
Фазочувствительный приемник 1976
  • Лисенко Виктор Михайлович
SU652702A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВОГО УЧАСТКА И ФАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
RU2025362C1
Устройство для ограждения места производства работ на железнодорожных путях 1990
  • Баженов Анатолий Иванович
  • Бекасов Владимир Иванович
  • Болотин Василий Иванович
  • Жуков Виктор Иванович
  • Федосов Виктор Дмитриевич
  • Шевандин Михаил Алексеевич
SU1824339A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОГО УЧАСТКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАМВАЙНОГО ПУТИ 1998
  • Баду Е.И.
  • Матвеев Е.Н.
  • Перепеч В.М.
  • Топтыгин Н.Н.
RU2138417C1
ФАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПУТЕВОЙ ПРИЕМНИК 1994
  • Грачев Г.Н.
  • Колюжный К.О.
RU2089427C1

Иллюстрации к изобретению SU 882 806 A1

Реферат патента 1981 года Рельсовая цепь переменного тока

Формула изобретения SU 882 806 A1

SU 882 806 A1

Авторы

Жуков Виктор Иванович

Савушкин Александр Кузьмич

Даты

1981-11-23Публикация

1978-07-07Подача