1
Изобретение относится к способам получс :ИЯ дизельн1 1х фракций путем перегонки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ получения дизельных фракций путем атмосферно-вакуумной перегонки нефти, включающий возврат промежуточной дизеле-газойлевой фракции из вакуумной колонны в основную атмосферную колонну 1.
Однако, хотя способ позволяет увеличить отбор дизельной фракции от нефти, он требует дополнительных . энергозатрат.
Наиболее близким к изобретению является способ получения дизельных фракций, который заключается в том, что частично отбензиненную нефть с низа колонны предварительного испарения подают через печь в первую атмосферную колонну, имеющую отпарную и концентрационную секции, где отбирают сверху бензино-керосиновую фракцию в паровой фазе, боковым погоном - фракцию 240-360 С, которую направляют в отпарную колонну, снизу - остаточную фракцию.
Бензино-керосиновую фракцию раз- . деляют во второй атмосферной колонне. В отпарную колонну и в низ каждой колонны подают водяной пар. Остаточную фракцию направляют в вакуумную колонну и при разделении получают вакуумный газойль и гудрон 2 .
Недостаток : способа заключается в низком выходе целевого продукта.
Целью изобретения является повы10шение выхода целевого продукта.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения дизельных фракций путем перегонки частично отбензиненной нефти в первой атмосферной колонке, имеющей
15 отпарную и концентрационную секции, с отбором верхнего погона в паровой фазе, бокового погона и снизу колонны - остаточной фракции с после20дующем подачей-верхнего погона во вторуюатмосферную колонну, остаточной фракции - в вакуумную колонну, из вакуумной колонны боковым погоном отводят промежуточную фракцию, выкипающую в интервале 240-490С, по25дают часть ее в жидкой фазе в количестве 2-4 вес.% от исходного сырья в верхнюю часть отпарной колонны, направляют в нижнюю часть отпарной колонны паровой поток отпарной сек30пни первой атмосферной колонии, подают полученный при этом продукт верха в паровой фазе в низ второй атмосферной колонны с последующим выводом из нее целевых фракций. На чертеже схематически представлена установка для реализации предлагаемого способа. Пример. В качестве сырья используют частично обензиненную . нефть, полученную из смеси нефтей Арланской и Западно-Сибирских место рождений в соотношении 1:1 с плотностью О , 87 . Содержание фракций в исходном сырье, вес.% на нефть (здесь и далее вес.% расчитаны относительно исходной нефти): 85 - 140°С 9,3 140-240С 14,6 240-280С 6,6 260-360°С . 12,7 360-490С 19,5 490С-КК 31,9 Частично отбензиненную нефть на гревают в печи и с температурой 375С по линии 1 вводят в количест ве 94,8 вес.% в колонну 2 в виде парожидкостной смеси (весовая доля отгона равна 0,43). В колоннах 3 и 4 разделяют соответственно дистил лят и остаточную фракцию колонны 2 В низ колонны 2 по линии 5 подают водяной пар в количестве 0,85 вес:. с температурой нагрева . Остаточную фракцию - мазут (53,9 вес при ) через печь подают по ли 6 в колонну 4,в. низ которой подают по линии 7 водяной пар (0,41 вес.% при . Снизу колонны 4 по, линии 8 выводят гудрон (31,9 вес.% при , боковым погоном по лин 9 выводят фракцию .вакуумного газой 360-490°С. (19,4 при 270°С), сверх по линии 10 отводят углеводородные и водяной пары (0,1% и 0,41, соответственно при 123°С) в вакуумсоздающее устройство. Верхнее (циркуляционное) орошение через теплообменник (не показан) с температурой на входе 220°С и холодильник 11 выводят из колонны 4 и вводят по линии 12 (40 вес. при 70°С). От циркуляционного орошения отводят промежуточную дизеле газойлевую фракцию 240 - 2,5 вес.% при ) И подают по линии 13 в верх боковой отпарной колонны 14. В последнюю подают так пар отгонной секции (4,85 вес.% пр 364°С) и жидкость концентрационной секции колонны (6,5 вес.% при 357° соответственно по линии 15 и 16. Выводимый снизу боковой отпарной к лонны 14 жидкий поток (8,0% при 33 возвращают в колонну 2 по линии 17 а верхний погон в паровой фазе (водяной пар и часть дизельной фра ции 240-360°С 5,0 вес.% при 298°С) направляют в низ колонны 3 по линии 18. Боковым погоном из колонны 2 выводят в жидкой фазе дизельную фракцию 240-360°С (9,5 вес.% при ) и вводят ее в колонну 3 по линии 19. В колонну 3 через холодильник 20 (температура на входе 269°С) вводят верхнее циркуляционное орошение (30 вес.% при 70°С) по линии 21. С верха колонны 2 фракцию 8528GOC (28,4 вес.% при направляют по линии 22 в колонну 3. Выводимый сверху колонны 3 паровой поток (18,0 вес.% при ) конденсируют в конденсаторе-холодильнике 23 и возвращают в колонну 2 в качестве холодного орошения (8,7 вес.% при 40С) по линии 24, а балансовый избыток этой фракции, т.е. бензиновой фракции 85-140°С (9,3 вес.% при отводят по линии 25. Из колонны 3 боковыми погонами отводят керосиновую фракцию 140-240°С (14,8 вес.% при 168°С) по линии 26 и легкую дизельную фракцию 240260°С (6,6 вес.% при 240°С) - по линии 27. Тяжелую дизельную фракцию 280 360°С (12,7 вес.% при выводят снизу колонны 3 по линии 28. Колонны 2 и 3 содержат по 23 ректификационные тарелки, в том числе в отгонных секциях по 10 шт. Колонна 4 и боковая отпарная колонна 14 содержат соответственно 15 шт, (в отгонной секции 4 шт.) и 8 шт. Эффективность тарелок принята равной 0,5; перепад давления на одну тарелку составляет 6 мм рт.ст. Давление вверху колонн 2, 3, 4 и отпарной колонны 14 составляет соответственно 1,8; 1,5; 0,078 и 1,9 ата. Проводят сопоставительный расчет предлагаемого способа и известного по известной методике 3. Общими условиями расчета приняты количество и состав исходного сырья, давление в колоннах, температура нагрева исходного сырья и мазута, суммарный расход водяного пара (1,26 вес.%) отбор бензиновой, керосиновой, газойлевой фракций и их качество (содержание целевых компонентов) . Основные результаты расчета следующие (цифры в скобках относятся к известному способу), вес.%: Отбор легкой дизельной фракции 240-280°С 6,6 (-) Отбор тяжелой дизельной фракции 280-360°С 12,7 (-) Суммарный отбор дизельных фракций 19,3 (16,8) . Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить выход дизельных фракций без использования дополнительных энергозатрат.
.чп изобретения
Способ получения дизельных фракций путем перегонки частично отбензиненной нефти в первой.атмосферной колонне, имеющей отпарную и концентрационную секции, с получением верхнего погона в паровой фазе, бокового погона и снизу колонны - остаточной фракции с последующим направлением верхнего погона во вторую атмосферную колонну, остаточной фракции - в вакуумную колонну, о т л ич а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения выхода целевого продукта, из вакуумной колонны боковым погоном отводят промежуточную фракцию, выкипающую в интервале 240-490°С и часть ее в жидкой фазе в количестве 2-4 вес.% от исходного сырья подают в верхнюю часть отпарной колонг
ны, в нижнюю часть которой направляют паровой поток отпарной секции первой атмосферной колонны, полученный при этом продукт верха отпарной колонны в паровой фазе подают в низ второй атмосферной колонны с последующим выводом из нее целевых фракций.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Багиров И.Т. Современные уста0новки первичной перегонки нефти. М., Химия, 1974, с. 130.
2.Передовой опыт работы НовоУфимского НПЗ. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1964, с. 70-78 (прототип).
5
3.Теляшев Г.Г. и др. Применение ЭВМ для расчета ректификационного оборудования. Нефтепереработка
и нефтехимия , М., ЦНИИТЭнефтехим, 1976. 7, с. 12.
П
11
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ | 2006 |
|
RU2307150C1 |
Способ переработки нефти | 1987 |
|
SU1537687A1 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2014 |
|
RU2544994C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ ФРАКЦИЙ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКЕ НЕФТИ | 1993 |
|
RU2098453C1 |
Способ переработки нефти | 1989 |
|
SU1648961A1 |
Способ получения бензиновых фракций из нефти | 1982 |
|
SU1049521A1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525910C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2516464C1 |
Способ получения топливных фракций | 1985 |
|
SU1333687A1 |
Способ перегонки нефти | 1988 |
|
SU1574625A1 |
Авторы
Даты
1981-11-23—Публикация
1979-08-06—Подача