I
4
Изобретение относится к гидротехнике, в частности к наклонным бескамерным судоподъемникс1м, используемым для перевода судов из бьефа в бьеф.
По основному авт. св. № 611966 известен наклонный бескамерный судоподъемник, включгиощий лоток, щит, установленный с возможностью перемещения по лотку при помощи привода, понтон с направляющими элементами и швартовыми устройствами, причем понтон связан шарнирно со щитом и расположен в лотке, а направляющие элементы смонтированы на понтоне и сопряжены со стенками лотка ij.
Недостаток этого судоподъемника СОСТОИТ в том, что судно должно заходить в лоток судоподъемника с ограниченной скоростью, не более 1,0 м/с, чтоба произвести торможение без ударов о днище лотка. Ограничение по скорости захода судна в лоток уменьшает пропускную способность судоподъемника.
Цель изобретения - повышение пропускной способности судоподъёмника.
Поставленная цель, достигается тем, что в наклонном бескамерном судоподъемнике понтон снабжен отбойным элементом, выпблненным в виде подвижно смонтированной балки, и амортизаторами, выполненными в виде гидроцилиндров, взаимодействующих со щитом,при этом отбойные элемент и амортизаторы смонтированы на противоположных концах понтона.
На фиг. 1 изображен план наклон-j ного бескамерного судоподъемника на фиг.. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Наклонный бескамерный судоподъемник включает лоток 1, передвижной щит 2 с приводными тяговыми тележками 3 и клапанным затвором 4, и понтон 5, который выполнен в виде катамарана и состоит из двух частей, соединенных поперечными рамами 6. Со стороны верхнего бьефа в теле понтонов выполнены пазы с путями 7, по которым перемещается отбойчьий элемент в с помощью канатной лебедки 9.
Понтон 5 соединен с передвижным щитом 2 посредством гидроцилнндров
25 10. Направляющие 11 устройства понтона 5 служат для ориентации его в лотке и воспринимсшт поперечные усилия, возникающие при навале судна на понтон и при ударе судна об Отбойный элемент б.
Судоподъемник работает следующим образом.
При транспортировке судна из нижнего бьефа в верхний, передвижной щит 2 устанавливают в нижнее исходное положение и затормаживают. Клапанный затвор 4 опущен, отбойный элемент 8 поднят в верхнее положение (фиг, 2). Транспортируемое судно заходит в лоток со скоростью, в 1,5 1,8 раза превышающей обычную нормативную входную скорость судна для камер судоподъемников или шлюзов, не имекндих отбойных устройств. В случае, если судоводитель не успевает затормозить судно, то оно наваливается на отбойный элемент 8, и усилие от навала передается через понтон 5 на штоки гидроцилиндЕюв 10.
Поскольку гидроцилиндры 10 приаоединены к передвижному щиту 2, который в этот момент заторьюжен, то в напорных полостях гидроцилиндцюв создается повышенное давление, в результате -чего рабочая жидкость через дроссельные устройства начинает вытекать из напррных полостей цилиндров в баки маслонапорных установок {на чертеже дроссельные устройства и маслонапорные установки не показаны). Это приводит к выдвижению штоков гидроцилиндров и перемещению понтонов вместе с судном, в результате чего оно затормаживается и останавливается. Кинетическая энергия движущегося судна переходит в тепловую энергию, выделяемую маслом при перекачке его из цилиндров через дроссе7у ные устг роиства в баках маслонапорной установки.
Величина хода штоков гидроцилиндров 10 зависит от массы судна, его скорости и-допустимого усилия навала
После остановки судна его швартуют к понтону 5, поднимают клапанный затвор 4, и с помощью приводных тяговых тележек 3 передвижной щит 2 перемещается вверх по лотку к полушлюзу верхней головы. Одновременно с этим отбойный элемент 8 с помощью канатных лебедок 9 опускается в крайнее нижнее положение, не препятствующее проходу над ним судна. Отбойный элемент 8 может быть и подъемным, в
этом случае его поднимают и судно проходит под ним.
Величину подъема отбойного элемента при зтом определяют, исходя из судоходного габарита.
Движение передвижного щита в сторону верхнего бьефа происходит до тех пор, пока уровни воды в лотке 1 и верхнем бьефе не выравняются, после чего открывают ворота полушлюза верхней головы (не показаны) , и судно выходит в верхний бьеф.
Транспортировка судна из верхнего бьефа в нижний происходит в обратном порядке.
Судно из верхнего бьефа заходит в лоток 1, ворота полушлюза верхнего бьефа закрывают и передвижной щит 2 передвигают в сторону нижнего бьефа. После выравнивания уровней воды в лотке и в нижнем бьефе, клапанный затвор 4 опускают, и судно иэ лотка 1 выходит в нижний бьеф.
Предлагаемое изобретение позволяет увеличить скорость захода судна в лоток до величины, равной 1,5 1,8 м/с, что приведет к увеличению пропускной способности судоподъемника на 4%, При объеме грузооборота 10 млн,т экономический эффект составит 100 тыс.руб.
Формула изобретения
Наклонный бескамерный судоподъемник по авт. ев, 611966, отличающийся тем, что, с целью повышения пропускной способности судоподъемника, понтон снабжен отбойным элементом, выполненном в виде подвижно смонтированной балки, и амортизаторами, выполненными в виде гидроцилиндров, взаимодействующих со щитом, при этом отбойный элемент и амортизаторы смонтированы на противоположных концах понтона.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР № 611966, кл, Е 02 с 3/00, 1978 (прототип),
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1980 |
|
SU907154A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1978 |
|
SU765454A2 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1975 |
|
SU611966A1 |
НАКЛОННЫЙ БЕСКАМЕРНЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК | 1992 |
|
RU2057846C1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1978 |
|
SU749974A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1980 |
|
SU1079746A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1978 |
|
SU785416A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1975 |
|
SU529282A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1976 |
|
SU596693A1 |
Наклонный бескамерный судоподъемник | 1980 |
|
SU918392A2 |
Авторы
Даты
1981-11-23—Публикация
1980-03-31—Подача