1
Изобретение относится к транспорту, в частности к канатным шкивам, предназначенным для направления и поддержания канатов в грузоподъемных установках, и может быть использовано в рудничных подъемных установках, в талевых системах буровых установок.
Известен шкив, содержаш,ий ступицу с ободом, в котором расположены футеровочные элементы, контактируюш,ие друг с другом и образующие замкнутую систему 1.
Недостатками такого шкива являются значительный износ футеровки вследствие продольных колебаний каната и уменьшение срока службы шкива.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является шкив, содержащий ступицу с ободом, в желобе которого на подшипниках скольжения смонтированы футеровочные элементы, выполненные в виде автономных тел качения, контактирующих друг с другом и образующих замкнутую систему 2.
Недостатком известного шкива является то, что в нем установка автономных тел качения на подшипниках скольжения снижает работоспоспобность шкива, так как при резком разгоне или торможении грузоподъемного устройства и проворачивании шкива относительно каната возможен износ поверхностей автономных тел качения, опоры скольжения которых обладают значительным трением, особенно при пуске, т. е. в начале проворачивания футеровочных элементов, выполненных в виде рифленых осей. При этом окружная скорость футеровочных элементов ограничена вследствие возрастания температуры за счет трения в подшипниках скольжения. Повышенное трение в подшипниковых узлах тел качения известного шкива способствует повышенному износу футеровочных элементов и увеличению динамических напряжений в канате
fj из-за затрудненного их вращения и образования на их наружной поверхности лысок и граней. Кроме того, известный щкив конструктивно сложен, так как для монтажа в ободе автономных тел качения на подшипниках скольжения в нем предусмотрена
20 кольцевая прорезь, которая должна быть выполнена с высокой точностью с применением специального оборудования и инструмента. Цель изобретения - повышение долговечности шкива. Поставленная цель достигается тем, что известный направляющий шкив, включающий ступицу, обод с желобом для каната и основанием и тела качения, снабжен опорными кольцами со скошенными внутренними поверхностями и резьбовыми отверстиями и сепаратором с отверстиями, а обод выполнен с клиновидной канавкой на внутренней поверхности, при этом тела качения размещены внутри отверстий сепаратора и установлены с возможностью контактирования с клиновидной канавкой и со скошенными внутренними поверхностями опорных колец, которые установлены на основании с возможностью регулирования расстояния между ними посредством размещенных в резьбовых отверстиях винтов. На фиг. 1 изображена часть обода шкива с частичным вырезом; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Шкив содержит ступицу 1 с ободом 2, который выполнен с желобом 3 для каната 4, имеющим желобную часть 5 в виде кольца с клиновидной канавкой 6 по внутреннему диаметру, контактирующей с размещенными в отверстиях 7 сепаратора 8 телами качения 9 (шарами), опирающимися на наружные конусные поверхности опорных колец 10 и 11, в осевых резьбовых отверстиях которых выполненных равного шага, но противоположного направления, установлены соответствующими участками резьбы 12 и 13 регулировочные винты 14 и основания 15 обода шкива, несущего опорные кольца, в отверстиях ребра 16 которого закреплены при помощи шайб 17 и гаек 18 регулировочные винты. Сборка составного обода шкива производится следующим образом. В горизонтальном положении вначале собирают опорные кольца 10 и 11 с винтами 14, телами качения 9 и сператором 8, При этом опорные кольца раздвигают максимально относительно друг друга на участках резьбы 12 и 13, поворачивая винты 14 так, чтобы тела качения 9 утонули в отверстия 7 сепараторов 8 заподлицо с наружным диаметром сепаратора. Затем на сепаратор 8 надевают желобную часть 5 шкива, заворачиванием винтов 14 сближают между собой опорные кольца 10 и И и выжимают конусными поверхностями колец в отверстия 7 сепаратора 8 тела качения 9, которые вступают в контакт с клиновидной канавкой б и надежно удерживают желобную часть 5. После этого собранные элементы обода устанавливают опорными кольцами 10 и 11 на основание 15 обода шкива и вводят концы винтов 14 в отверстия ребра 16 основания. Затем устанавливают шайбы 17 и заворачивают гайки 18, закрепляя винты 14 и составные элементы обода между собой. Собранный направляющий шкив подвергают регулировке на необходимый момент сопротивления вращению желобной части на телах качения, больший момента сопротивления вращению в целом копрового шкива, ось которого должна быть установлена на подшипниках качения. Для этого слегка отворачивают гайки 18, заворачивают в большей степени винты 14, сближая между собой опорные кольца 10 и 11, и выжимают в отверстия 7 сепаратора 8 тела качения 9, контактирующие с клиновидной канавкой 6 желобной части 5, увеличивая усилие взаимодействия тел качения 9 с клиновидной канавкой 6. Затем гайки 18 заворачивают вновь и окончательно закрепляют составные элементы обода между собой. Готовый к работе шкив .монтируется в грузоподъемной установке. При резком разгоне или торможении грузоподъемного устройства и увеличении момента сопротивления вращению в целом шкива вес шкива, приведенный к окружности обода, практически не влияет.на динамические напряжения в канате, так как шкив в целом ступицей, основанием обода с опорными кольцами и сепаратором проворачивается относительно каната на телах качения, контактирующих с клиновидной канавкой желобной части, вес,которой составляет незначительную часть от веса шкива. Таким образом, желобная часть в виде кольца с клиновидной канавкой, контактирующей с телами качения, значительно уменьщает динамические напряжения в канате грузоподъемного устройства, повыщает работоспособность, упрощает конструкцию и уменьшает износ желоба шкива. Формула изобретения Направляющий шкив, включающий ступицу, обод с желобом для каната и основанием и тела качения, отличающийся тем, что, с целью повыщения долговечности щкива, он снабжен опорными кольцами со скошенными внутренними поверхностями и резьбовыми отверстиями и сепаратором с отверстия, а обод выполнен с клиновидной канавкой на внутренней поверхности, при этом тела качения размещены внутри отверстий сепаратора и установлены с возможностью контактирования с клиновидной канавкой и со скощенными внутренними поверхностями опорных колец, которые установлены на основании с возможностью регулирования расстояния между ними посредством размеьценных в резьбовых отверстиях винтов. Источники инфор.мации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США № 3804372; кл. 254-190, опублик. 1974. 2.Авторское свидетельство СССР № 583965, кл. В 66 В 15/04, Г975 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шкив | 1980 |
|
SU901228A1 |
Подвижная футеровка шкива | 1979 |
|
SU825448A1 |
Шкив | 1980 |
|
SU992380A2 |
Шахтный копровый шкив | 1988 |
|
SU1583343A1 |
Шкив | 1985 |
|
SU1294764A1 |
Шкив | 1981 |
|
SU973468A1 |
Шкив | 1977 |
|
SU683975A1 |
Шкив | 1980 |
|
SU962174A2 |
Шкив | 1978 |
|
SU802172A2 |
КАНАТНЫЙ БЛОК | 2005 |
|
RU2305656C1 |
Авторы
Даты
1981-12-15—Публикация
1980-03-05—Подача